Юрий КИРИНИЦИЯНОВ,

собственный корреспондент "Российской Газеты".

Есть такая партия ?

Сегодня политологи и корреспонденты ведущих западных средств массовой информации гадают, что же это вce-таки было: талантливо срежиссированный спектакль или импровизация?

Я имею в виду события последней недели на политической сцене Республики Казахстан, отклонение парламентом проекта президентского закона, собственно депутатское законотворчество, известное как "письмо 88". И, наконец, как апофеоз, старт предвыборному марафону и точный срок его окончания -10 января...

Мне кажется, имело место и то, и другое обстоятельство.

Ну скажите, зачем еще создавать какое-то общественное движение "2030" под руководством депутата Баталова, когда существует вполне пропрезиден-тские партии - им несть числа? Что это вдруг на съезде этого самого движения депутаты советуют укоротить Назарбаеву свой президентский срок, а тот вроде как отнекивается: дескать, не успевает завершить экономические реформы. Вот к 2000-му ко мне приходите - будет в самый раз...

Казалось бы, с чего это "возникать" Анвару Баталову, в прошлом дальновидному партаппаратчику, который без особых затруднений идеологического порядка стал приверженцем рыночной теории и практики и одним из владельцев торгово-промышленной империи "Раимбек"? Ведь именно при власти нынешнего Президента его сын сколотил весьма приличное состояние, начав с операций с пишущими машинками "Оливетти"...

Ответ один: Назарбаев, уловивший настроения в обществе, решил прощупать их с помощью лояльных к нему депутатов.

Но дальше... Дальше начинается самое интересное. Слуги народа поняли, что в новой судьбоносной инициативе Президента им мало что светит. Вот тогда и появилась эта знаменитая формула "5-6-7", то есть отныне в Казахстане депутаты мажилиса будут избираться на 5 лет, сенаторы - на 6, а Президент - на целых 7 лет. Как говорится, о Президенте позаботились и себя, любимых, не забыли. Ибо плох тот депутат, который не мечтает о втором сроке.

Но в отличие от Президента депутаты не имели времени на импровизацию. И потому на хитроумный политический ход они ответили сбивчиво и невнятно.

Вчитываясь в парламентские поправки, изучая их чуть ли не под микроскопом, удивляешься: Господи, ради чего сыр-бор?

Выдвигать от области 2 сенатора или 3, подумаешь, велика ли разница... Разрешать ли 38-летнему мужчине баллотироваться в Президенты или сказать, чтобы подумал еще пару лет?

Ставить перед партиями десятипроцентный барьер или ограничиться пятью. Все это настолько не принципиально и суетно, что за народных избранников неловко.

Так что нет никакого противостояния между двумя ветвями власти. (Одна популярная газета высказала опасения: а не пообломают зубы народным избранникам? Эти страхи преувеличены: никакой опасности ни челюстям, ни другим частям депутатских физиономий сегодня не просматривается.)

Пять или десять - какая разница. Весь вопрос в том, какие силы вступят в борьбу.

В Казахстане нет политических партий - в общемировом значении этого слова. Все эти либералы и радикалы, демократы и республиканцы подчас говорят об одном и том же, причем очень часто одними и теми же фразами.

Впечатление такое, что власть просто жалеет денег на талантливых спичрай-теров, а потому вынуждена обходиться маловразумительными размышлизма-ми мифического Гайбирана.

В Казахстане сегодня две реальные силы: те, которые уже получили свое -и деньги, и власть, и недвижимость - их можно назвать "партией всем довольных", и те, кто хочет большего. Это "партия довольных не вполне". Во главе их две харизматических личности:

Назарбаев и Кажегельдин. Со своим апаратом, деньгами и связями. Допустит ли послушная Президенту избирательная система выход на первую роль молодого и амбициозного политика? Хватит ли духу у Нурсултана Назарбаева принять этот вызов?

Если да, то в этом случае можно говорить о начале активной политической жизни в Казахстане и всерьёз рассматривать те изменения, которые внесены в Основной закон. Более того, реальные выборы могут вывести казахстанцев из глубокой политической апатии и стойкого невосприятия всех политиков сразу.

Если же действующий Президент предпочтет татарский вариант и возьмет в пару какого-то малозначительного политика, который посчитает собственный проигрыш великой жизненной удачей, значит, никаких перемен не произойдет. Будет то, что и было. Зубы у всех останутся в целости. Только вот жевать ими что?

" 451 по Фаренгейту", октябрь 1998 года, № 2 (34)

TNSE