Андрей СВИРИДОВ,

обозреватель и исследователь казахстанских СМИ

Молчание ягнят, ворчание щенят

Накануне объявления досрочных президентских выборов в Казахстане были также объявлены и демократизация и либерализация. Объявлены — и только. Впрочем, неверно было бы утверждать, что две вышеназванные "-зации", продекларированные в известном “Послании” Н.Назарбаева, остались только на бумаге. И та, и другая очень даже выполняются, но — с точностью до наоборот. Поневоле вспоминаешь старый, времён раннего Горбачёва, анекдот:

Армянское радио спрашивают:

—Чем отличается демократия от демократизации?

—Тем же, чем канал от канализации.

Так, обещание, что выборы будут честными, уже воплощено в жизнь: учредительную конференцию общественного движения "За честные выборы" задним числом объявили несанкционированным митингом, а двоих её участников закрыли под замок на трое суток (между прочим, классический срок, на который полководцы прошлых веков отдавали завоёванные города в распоряжение своих солдат-мародёров...) Ещё троим участникам злополучной конференции вкатили денежные штрафы на суммы ну очень смешные — но раз уж наше государство намекает, что без этого "налога на демократию" казахстанский госбюджет того и гляди рухнет вслед за российским, то наши штрафники, как сознательные граждане, думается, готовы подпереть казну трудовою кровною тенгушкой.

Другое дело, что из трёх честных выборщиков, оштрафованных Медеуским районным судом, двое объявили о намерении баллотироваться кандидатами в президенты Казахстана. А согласно поправкам, предусмотрительно внесённым нашими законодателями в несуществующий закон о выборах (вместо закона действует какой-то стародавний указ-времянка), конституционное право гражданина избирать и быть избранным ополовинено. Отныне не могут быть никуда избраны лица, подвергшиеся административным взысканиям — неважно за что, хотя бы и за самую наизаконнейшую предвыборную и, в целом, политическую деятельность. То есть штрафуют и сажают под арест именно и преимущественно за неё, родимую — если только это деятельность не заключается в организации всенародного "одобрямса" массовому выдвижению Главного Кандидата. Между тем, один из двоих граждан, оштрафованных за честные выборы, является не просто кандидатом, альтернативным вышеупомянутому Главному — но ещё и единственным его реальным конкурентом.

Так вот, в отношении этого человека установлена полная или почти полная информационная блокада в государственных СМИ, а также в формальном независимых, но а деле прогосударственных масс-медиа. Цензура, официально отменённая ещё в 1991-м, а в 1995-м прямо запрещённая поныне действующей Конституцией, тем не менее действует вовсю. Я почти уверен, что во многих районах Казахстана люди, имеющие возможность читать, к примеру, только КАЗАХСТАНСКУЮ ПРАВДУ, а смотреть по телевизору только ХАБАР, просто не знают — им неоткуда это узнать — о самом факте выдвижения Акежаном Кажегельдиным своей кандидатуры, не говоря уже о содержании его обращения к народу Казахстана.

Здесь весьма интересно вот что: когда бывший премьер-министр, ушедший чуть больше года назад в отставку, а спустя полгода перешедший на позиции резкой критики правящего режима (неотъемлемой частью которого он сам был ни много ни мало, а три года) — так вот, когда он даёт пресс-конференцию или когда перед журналистами выступают его зарубежные адвокаты, то залы всегда переполнены. Люди с блокнотами, диктофонами и видеокамерами стоят в проходах и сидят на коленях друг у друга. Однако в телевизионном эфире и в номерах газет либо вовсе ничего, либо нечто о том, но при этом ни о чём или почти ни о чём. Зачем же, спрашивается, ходят на такие "прессухи"? — загадка! Не знай я большинство из этих журналистов-оперативников в лицо или по наклейкам на аппаратуре — честно, принял бы их за совсем других оперативников (хотя догадываюсь, что эти тоже с нами тусуются...)

Вот таким образом, через возрождённую цензуру, через систему африканских охотничьих табу, через прямые госзаказы на дезинформацию и откровенную ложь в адрес неугодного кандидата, выполняемые наиболее бессовестными и беспринципными редакторами и журналистами-киллерами, — вот так в сегодняшнем Казахстане проводится в жизнь другое громогласное заявление главного либерализатора и демократизатора (не путать с демократом и с дератизатором!) о расширении и укреплении свободы слова и СМИ.

Грузовик цвета хаки

Не будем лукавить: акмолинскую газету ЦЕНТР, актюбинскую ПРОВИНЦИЮ и таразский РЕГИОН ЮГ действительно считают "кажегельдинскими" изданиями. Печатно констатируя этот факт, предвижу нападки с двух сторон, в том числе со стороны друзей и единомышленников: подставляешь-де хорошие газеты, подтверждаешь инвективы официоза и его "добровольных информаторов", в конце концов льёшь воду на мельницу тех, кто сейчас эти газеты вколачивает в землю. Между тем, не сами ли мы, "отбивая" своих "подзащитных" именно по этой линии, забываем (хотя могли бы вспомнить и совсем недавние годы 1990-91) что прессе поддерживать т.н. рвущегося к власти уж никак не грешнее, чем поддерживать, действующую власть. Тем более с издевательствами над своими же читателями, которых при таком раскладе держат за идиотов; между прочим, у греков идиотом называли свободного гражданина, имевшего право голоса, но не ходившего на выборы).

Так вот, тем изданиям (об электронных масс-медиа не приходится и говорить, прошлогодний тендер всех выстроил в колонны и шеренги), на которые указывают: вы-де кажегельдинские (а слышится: “Ату их, ату!..”), не следует терять время на оправдывание. Достаточно в ответ предложить оппонентам в свою очередь оправдаться от ярлыка "назарбаевские". Вот тогда-то мы, наблюдатели и аналитики, почитаем-послушаем-посмотрим, чьи оправдания будут интересней и убедительней?..

Итак, перечисленные выше региональные еженедельники возникли некогда при содействии алма-атинского АО "Караван-пресс". Случилось это задолго до принудительного выкупа "каравановского" медиа-холдинга спиртоводочной компанией "Акцепт", близкой к одному известному семейству, коллекционирующему контрольные пакеты различных масс-медиа. После обязательной при таких коллизиях смены политориентации КАРАВАНА и КТК старо-новое руководство АО "Караван" дотянулось было до "отделённых деток" на западе, юге и в центре республики. Однако в каждом из этих городов учредители и редакторы еженедельников не захотели "колебаться вместе с линией партии", и были за это лишены всего, чего только можно лишить наездом из Алма-Аты. Например, газету ЦЕНТР выкинули из типографии "СП Франлкин-Астана", теперь печатается в Новосибирске; тираж РЕГИОНА ЮГ перестали возить в алма-атинскую печатню, благо Тараз географически ближе к Бишкеку.

Однако таразские "регионалы-южане" готовились запустить, и в конце концов запустили свою собственную типографию, чтобы впредь ни от кого не зависеть. Первый отпечатанный номер был датирован 16-м октября, но абсолютно ничего такого не содержал; однако ранее выпускались номера РЕГИОН ЮГА, крамольные на взгляд адептов газетного фрунта и хождения строем, недоступного гражданским недотёпам. Так вот, несмотря на то, что тираж этого номера был первым заказом, выполненным только что открывшейся типографией, в редакцию газеты 17 октября заявляется большая группа сотрудников налоговой полиции и инспекции Жамбылской области во главе со старшим инспектором К.Базиловым и начальником отдела У.Мадиевым. Они конфисковали редакционные компьютеры и всю финансовую документацию под тем предлогом, что на редакционном типографском оборудовании печатались... фальшивые акцизные марки.

Обычно у нас в столицах (неважно, южных или северных) культивируется отношение к провинциалам этак свысока и через губу: считается, что в провинции власти ещё тупее, жесточе и хамовитей, чем в центральных городах. Со вторым и третьим тезисом можно согласиться почти всегда — а вот насчёт того, кто кого тупее, можно и поспорить, по крайней мере, применительно к данному случаю. Дело в том, что в Алма-Ате в конце июля та же самая налоговая полиция произвела точь-в-точь такой же налёт на редакцию газеты ДАТ, где точно так же изъяли компьютеры, на которых газета набирается и верстается, плюс финансовую документацию. Однако алма-атинские коллеги-налоговики не удосужились предъявить своим "клиентам" вообще никакого обвинения, даже самого абсурдного. В городе же во Таразе (бывший Жамбыл, Джамбул и Аулие-Ата) додумались аж до фальшивых акцизных марок; удивительно, что не денег — правда., тогда редакция гребла бы их большой совковой лопатой, а тои шагающим экскаватором, и различные контролирующие органы любили бы газету и никогда не дали бы её в обиду.

Объединяет эти две истории — октябрьскую таразскую с газетой РЕГИОН ЮГ и июльскую алма-атинскую с газетой ДАТ, кроме очевидного единого сюжета ещё и то, что в "послужном списке" РЕГИОНА были и перепечатки нескольких наиболее острых статей и переводов из ДАТА. А главное, департамент налоговой полиции РК возглавляет бывший бизнесмен Рахат Алиев, зять главы государства, муж президента телерадиокомпании "Хабар" и фактической совладелец всей "хабаровской" медиа-империи.

Похожая, и в то же время не очень похожая, история произошла с актюбинской газетой ПРОВИНЦИЯ в ночь с 13 на 14 октября. В номере, печатающемся на завтрашний день, был набран и свёрстан блок материалов, посвящённых досрочным выборам. В него входили известное заявление А.Кажегельдина о выдвижении его кандидатуры и обращение к народу, а также статья бывшего депутата Верховного совета, национал-радикала Жасарала Куанышалина и, наконец, редакционный комментарий председателя редсовета газеты Георгия Лории с оценкой спектакля, сыгранного 7-8 октября депутатами обеих палат.

Ровно в полночь печатание ПРОВИНЦИИ было приостановлено. Около 5-ти утра, когда уже были готовы тиражи областных официозов АКТОБЕ и АКТЮБИНСКИЙ ВЕСТНИК, в типографии вдруг гаснет свет. Дежурных сотрудников редакции выгоняют из помещения и больше туда не допускают. Около полудня 14 октября стало известно об утренней пропаже 20-ти тысяч экземпляров (тираж номера с блоком "кажегельдинских" материалов). Г.Лории вручают акт, подписанный четырьмя рядовыми работниками объединения "Полиграфия", согласно которому весь тираж ПРОВИНЦИИ с приплюсованными к нему 40-50 экземплярами официальных областных газет был вывезен из типографии рано утром неизвестными лицами на неизвестном грузовике УАЗ цвета хаки.

Пустяшная, казалось бы, подробность — не всё ли равно, какого цвета был грузовик?.. Но что-то такое вертится в голове, когда слышишь этот нечасто употребляемый цветовой эпитет... Ну конечно же, это из старого "Наутилуса" — того самого, что был музыкальным стержнем того первого, но уже легендарного московского телевизионного “ВЗГЛЯДА” середины и конца 80-х:

Но кто-то главный, кто отдаёт приказы,

Приказал наступать на лето — и втоптал меня в хаки...”

Мне уже как-то приходилось цитировать эти строки применительно к теме свободы казахстанских масс-медиа — с таким примерно парафразом:

Но кто-то главный, кто отдаёт приказы,

Приказал наступать на прессу....”

И это наступление продолжается.

 

TNVP