Казахстанские выборы - лечение с Запада
Алма-Ата, Казахстан, 24 октября.
За последние два месяца, по утверждению Акежана Кажегельдина, на его пресс-секретаря нападали неизвестные в масках, в редакцию ближайшей к нему газеты подложили взрывное устройство, а его самого пытались убить.
Если они намекали этим, что г. Кажегельдину, возраста 46 лет, бизнесмену и бывшему премьер-министру Казахстана стоит отказаться от участия в президентских выборах 10 января 1999 г., то он не понял этих намеков.
Вместо этого, он купил себе бронежилет, нанял команду вашингтонских юристов и с головой окунулся в предвыборный марафон, наперегонки с Назарбаевым.
Бывший партийный босс и недавний политический патрон г. Кажегельдина правит этой страной вот уже 9 лет, побеждая на выборах по-советски, набирая не менее 90 процентов от всех голосов.
"Пусть стреляют, если им хочется", заявил Кажегельдин, черноволосый господин весьма плотного телосложения. "Меня это не остановит". "Теплый прием", оказанный кандидату - последнее слово в "гостеприимной" политике самодержавного строя Прикаспийского региона. Впрочем, он никогда и не отличался особой демократичностью, издавна привлекая внимание Штатов и других зарубежных стран своими запасами нефти и газа. Подтасовки на выборах здесь обыденное явление, а президентская власть завоевывается только в результате военных переворотов.
Президент Назарбаев, который до недавнего времени пытался создать в глазах Запада образ относительно умеренного политика, в последнее время решился утроить хватку. Послушный ему во всем Парламент назначил выборы на два года раньше, пытаясь избежать, по мнению дипломатов, гораздо более трудной и напряженной борьбы за президентское кресло, которая непременно сопровождала бы выборы, будь они назначены в срок, и увеличил время своего пребывания у власти еще на два года.
Судебная система, контролируемая президентом, делает все, чтобы исключить г. Кажегельдина из числа кандидатов, пользуясь для этой цели законом, запрещающим участие в выборах каждому, кто привлекался к суду, пусть даже за мелкое нарушение дорожно-транспортных правил. Акежан Кажегельдин был наказан штрафом на сумму 80 американских долларов за участие в митинге незарегистрированного общественного движения. Он подал на апелляцию. Ответом были просоветские контрмеры подчиненного президенту казахстанского КГБ.
- Я весьма обеспокоен всем этим, - заявил Эдам Смит Олбион, американский эксперт по данному региону. - такая неразбериха в казахстанской политике, напоминает мне старые Советы, именно таким образом в свое время расправлявшиеся с неугодными им политиками.
Г. Кажегельдин, безусловно, вдохнул жизнь в одномасштабную политику региона. Вместо обычного скучного кандидата от оппозиции, Казахстан получил известного бизнесмена, свободно разъезжающего по всей Европе и опубликовавшего недавно объемную книгу на английском языке, в которой он излагает свои экономические идеи.
Г. Кажегельдин сколотил свое, по слухам, огромное состояние в годы хаоса, сопровождавшего распад великого Советского Союза. Изучая основы международного бизнеса в московской Академии КГБ, он подрабатывал на черном рынке металлолома, за что в 1989 г. и был отчислен из Академии. Он нажил состояние на химических удобрениях, которые переправлял за границу. Спустя пять лет, Нурсултан Назарбаев назначил его своим премьер-министром.
Кажегельдин распродает то, что осталось от былого богатства индустриальной базы страны - нефтяные месторождения и заводы, стремясь стабилизировать национальную валюту - теньге.
Одновременно, он медленно, но верно создает свою базу независимого политика. В октябре прошлого года Акежан Кажегельдин уходит в отставку.
С тех пор он тратит свои капиталы на борьбу с бывшим шефом. Среди прочих, оплачивает услуги двух вашингтонских юридических фирм, а также Hill & Knowlton, экспертов по общественным связям.
Среди лиц, поддерживающих г. Кажегельдина - Бигельды Габдуллин, главный редактор еженедельной газеты "ХХI век", редакцию которой подожгли 26 сентября этого года.
- У Назарбаева одна цель - остаться президентом, - сказал г. Габдуллин. - И он хочет избавиться от тех, кто ему мешает.
Безусловно, г. Кажегельдин кому-то сильно мешает. Он сам рассказывал, что 13 октября, когда он возвращался после поездки верхом на лошади, раздались два выстрела. Его телохранитель схватил г. Кажегельдина в охапку, и они оба спрятались за машиной.
Самое интересное, что последующие события, расцененные дипломатами как официальные попытки запугать г. Кажегельдина, скорее напоминают комический фарс. Чарльз Бот, один из его американских юристов недавно отвечал на вопросы репортеров. Внезапно в зал алма-атинской гостиницы, где проходила пресс-конференция, ворвался администратор и потребовал, чтобы все разошлись. Его никто не послушался, и тогда он выключил свет.
На следующий день, казахское КГБ устроило свою собственную пресс-конференцию, во время которой национальный шпион No 2 - Альнур Мусаев объявил, что г. Кажегельдин нарочно выдумал, что в него стреляли, и что на самом деле этого не было. Далее он заявил, что бывший премьер-министр "не имеет морального права стать главой государства, так как подозревается бельгийскими властями в отмывании на территории этой страны довольно значительной суммы денег.
Господин Кажегельдин отвергает все обвинения. Брюссельская прокуратура, в свою очередь, отказалась комментировать это дело.
"Нью-Йорк Таймс", 25 октября 1998 г.