Назарбаев делает все для победы своего конкурента
Владимир Логинов, внештатный корреспондент газеты
“Русский телеграф”21 октября в Москве, в Национальном институте прессы состоялась пресс-конференция на тему “Начало выборов в Казахстане: правовой беспредел”. Ее участники – известные российские политологи Георгий Сатаров и Игорь Бунин – проинформировали журналистов о политической ситуации в Казахстане накануне президентских выборов. Поводом для брифинга стала поездка политологов в Алма-Ату.
По мнению г-на Сатарова, политический строй в Казахстане близок к так называемой квазиплебисцитарной диктатуре. Принятая на референдуме Конституция РК создает механизм, в котором вся власть сосредоточена в руках главы государства. Единственная “надзорная” инстанция – Конституционный совет – неэффективна с точки зрения контроля за конституционностью президентских решений, поскольку трех членов этого совета (а всего в нем 7 человек), включая его председателя, назначает лично Нурсултан Назарбаев.
Если выборы пройдут с нарушением Конституции и какой-либо из альтернативных кандидатов попытается оспорить их итоги, он не вправе это сделать через Конституционный совет – правом обращаться к нему обладают лишь президент, премьер-министр и главы палат парламента. При этом президент обладает правом отменить любое решение Конституционного совета. Чтобы настоять на своем решении, членам КС необходимо принять его уже квалифицированным большинством (двумя третями голосов). Поскольку почти половина совета формируется лично президентом, такого рода конфликт между ними и тем более – “преодоление” президентского вето – выглядят абсолютной фантастикой.
“Фактически это означает, что какими бы ни были результаты президентских выборов – нынешний президент всегда может их отменить, - подытожил Сатаров. – В Казахстане не реального механизма легитимной смены власти через демократические выборы”.
Особый акцент эксперты сделали на “поправке имени Кажегельдина” - парламентской поправке к президентскому указу о выборах, согласно которой лицо, получившее административное взыскание, лишает права выдвигаться в органы власти. По мнению Сатарова, это уникальная юридическая норма, которая была предусмотрительно введена с расчетом на досрочные выборы. Как известно, именно эта поправка используется сейчас властью для того, чтобы блокировать Акежана Кажегельдина как кандидата в президенты.
“Признаки переноса выборов мы отмечали еще в прошлом году, - заявил Сатаров. – Одним из главных является борьба с коррупцией, которую объявил Назарбаев. Это стало уже законом политической природы: как только лидер объявляет антикоррупционную кампанию – жди выборов”.
Борьба с коррупцией в Казахстане, по мнению экспертов, носит характер фарса, поскольку важнейшие слагаемые для результативности этой борьбы – свободной прессы и сильной политической оппозиции – в республике не существует. Столь же фарсовый характер носит и “демократизация”, объявленная Нурсултаном Назарбаевым в конце сентября этого года. Главные элементы этой “демократизации” – продление срока полномочий президента до семи лет и отмена обязательной верхней планки процента проголосовавших. “При низкой явке легче фальсифицировать итоги выборов, поскольку наиболее распространенным методом фальсификации является манипулирование неиспользованными бюллетенями”, - объяснил Сатаров.
Прогнозируя дальнейшее развитие внутриполитической ситуации в РК, Сатаров предположил, что “фарс с выборами состоится и Назарбаев наберет абсолютное большинство голосов”. При этом конкурентов (альтернативных кандидатов) у нынешнего президента не предвидится, поскольку Центризбирком РК сегодня
имеет формальное право отказать Кажегельдину в регистрации, а других кандидатов пока нет. “Назарбаев станет нелегитимным президентом, - заявил Сатаров. – Политическая ситуация на южных границах России может подойти к опасной черте. Россию ждут новые миллионы беженцев из Казахстана”.Продолжая эту тему, руководитель “Центра политических технологий” Игорь Бунин привел характерный пример “политических маневров” со стороны действующей власти. Накануне Бунин и Сатаров должны были выступить на пресс-конференции в Алма-Ате. Был арендован зал респектабельной гостиницы, однако в последний момент, когда журналисты уже были в сборе, руководство гостиницы явно под давлением властей заявило, что “пресс-конференция запрещена”. После этого свет в зале отключили, и эксперты общались с прессой в потемках.
“У меня было ощущение, будто я вернулся в Советский Союз середины 80-х, - поделился впечатлениями г-н Бунин. - На мой взгляд, действуя такими методами, Назарбаев допускает грубую политическую ошибку. Социологические исследования показывают, что образ президента в глазах граждан сегодня десакрализован – Назарбаев перестал быть тем обаятельным харизматиком, который привлекал нацию в начале 90-х годов. Сегодня он все чаще становится объектом скрытых насмешек”.
Политический стиль Назарбаева – судебные процессы над оппозицией, подавление свободной прессы, блокирование соперников, - по мнению экспертов, абсолютно неадекватен сложившейся ситуации, поскольку реальной угрозы для действующего президента грядущие выборы не представляют: по всем социологическим опросам, он является лидером. Однако в последнее время наблюдается отрицательная динамика политического рейтинга президента. По существу своими действиями Назарбаев добился прямо противоположного эффекта: он дискредитировал себя
в глазах населения и придал героический ореол борца с диктаторским режимом своему главному сопернику – Акежану Кажегельдину.“Раньше один Назарбаев знал, что Кажегельдин – опасный конкурент. Сегодня об этом знают все граждане Казахстана, - подчеркнул Сатаров. – Назарбаев показал, что боится конкурента, не хочет открыто соперничать с ним. Это – колоссальная реклама для бывшего премьера. Фактически Назарбаев превратил Кажегельдина в реального конкурента, который действительно имеет сегодня шанс победить, если его допустят к выборам”.
Еще одним результатом репрессивных действий со стороны власти, по мнению экспертов, стало сплочение оппозиционных сил вокруг Кажегельдина.
На вопрос о том, каковы шансы Назарбаева в случае его победы семь лет управлять Казахстаном, Георгий Сатаров отреагировал скептически: “При отсутствии реальной легитимности сидеть на вулкане столь долгий срок очень трудно”.
г
.МоскваTNVP TNKR