Материя и идеалы
Голоса трудовых коллективов в руках у профсоюзов
(Продолжение. Начало в № 10)
ЕЩЕ одним честолюбивым "новичком" в сфере политики, нацеленным на участие в президентских выборах 2000 года, судя по прозвучавшему в июле т.г. заявлению, явится социально-демократическая партия. Ее организаторами выступили представители независимых профсоюзов г. Кентау и других регионов.
За все время существования в обществе профсоюзов этот социальный институт играл важную роль в политической игре. Особенно его значение возрастало в предвыборные дни, когда от того, какую позицию займут лидеры профессиональных союзов по отношению к кандидату зависел порой успех или провал предвыборной кампании. Естественно, что благосклонности профсоюзов искали и ищут самые видные политики, которые после оказанной им доброй услуги в виде голосов нескольких тысяч избирателей и в благодарность за успех предвыборной кампании вводили идеологов профессиональных союзов в кабинет правительства.
В условиях существования советского строя к профсоюзам относились более чем доброжелательно. Эта поистине богатейшая организация была и в некоторых республиках СНГ до сих пор остается верным спутником и помощником правящего режима. С ним профсоюзы связывает не столько общность интересов по отношению к рядовым членам этой организации, сколько страх потерять накопленные за годы существования Советов санатории, курортные зоны, прекрасные административные здания и другие дорогостоящие объекты соцкультбыта. По сути, в странах СНГ сложилась традиция "подкармливания" профсоюзов в обмен на их беспрекословную поддержку всех начинаний властной элиты, до сих пор состоящей из тех, кого раньше причисляли к так называемой партноменклатуре.
Тандем государственная элита - профсоюзные лидеры силен по сей день благодаря тому, что власть предержащим подобный расклад более чем на руку. Именно поэтому в некоторых республиках СНГ профессиональные союзы так и остались институтами обеспечения поддержки всех действий государственных чинов. И происходит это зачастую вопреки интересам рядовых членов этой организации. Естественно, что "дутая" защита прав рядовых членов отраслевых профсоюзов не может не привести к саморазрушению организации, чего, однако, не происходит. Хотя, конечно, налицо тот факт, что в нынешнем агонизирующем виде данный социальный институт может продержаться не долго. Тем не менее свое все еще весомое слово на предстоящих выборах профсоюзы скажут. И смысл его будет напрямую зависеть от того, насколько богатым наследником окажется преемник советских профсоюзов.
Несколько иную позицию занимают альтернативные профессиональные союзы, родившиеся в те времена, когда "партийно-комсомольское золото" и "профсоюзное добро" становились темами, открытыми для обсуждения в обществе. Именно в то время некоторым профессиональным союзам удалось проявить "самостоятельность", официально отделиться от единой тогда еще организации и зарегистрироваться в качестве независимого юридического лица. На этой волне поднялась и развила бурную деятельность Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана.
Нужно отметить, что и по сей день продолжается конфликт между Советом федерации профсоюзов Казахстана - наследником всего богатства, накопленного профсоюзами за 70 лет жизни при социализме, - и КСПК, выступавшей от имени появившихся неформальных лидеров профсоюзов за раздел этого добра. Продолжающийся до настоящего времени спор не привел к кардинальным изменениям, так как за СФПК по-прежнему числятся несколько десятков зданий, санаториев и др. Судя по тому, что "воз и ныне там", официальные профсоюзы (как их называют в отличие от КСПК , прозванной в народе свободными профсоюзами) придерживаются неписаного соглашения с государственными структурами о "ненападении " и довольно либерального отношения друг к другу.
В то же время именно "профсоюзное наследство" стало тем яблоком раздора, которое привело к тому, что КСПК отрицает всякую возможность сотрудничества с официальными профсоюзами. В итоге в политической игре задействованы профсоюзы, имеющие совершенно противоположные интересы и определяющие свою позицию в преломлении к вопросу "о собственности". В этой связи вполне понятно, что КСПК настроена критиковать не только Совет федерации профсоюзов Казахстана, но и те государственные ведомства, которые стоят за этим профссио нальным институтом. Вместе с тем нельзя говорить о том, что существующие разногласия имеют лишь одну - материальную причину. Безусловно, что организации социальной и экономической защпгы граждан видят и выполняют свои функции по-разному. На фоне предпочитающего все больше отмалчивагь-ся СФПК свободные профсоюзы заслужили недобрую славу. С именем Конфедерации свободных профсоюзов связаны многие трудовые конфликты, возникающие на промышленных гигантах в Кентау, Жанатасе, Текели и др. На многих предприятиях тяжба между работодателем, в лице которого зачастую выступало государство и КСПК, действовавшая от имени трудовых коллективов, окончилась победой последних.
Продолжение следует
Жанна БОЛАТОВА, Эрик ЖУНУСОВ
"Деловая неделя", 18 сентября 1998 года, № 36 (314)