Материя и идеалы
Голоса трудовых коллективов в руках у профсоюзов
(Продолжение. Начало в № 10)
Можно утверждать" что конфликт между КСПК и СФПК основывается на желании рекрутировать новых членов, от взносов которых напрямую зависит профсоюзный "кошелек".
На сегодняшний день безусловный численный перевес принадлежит Совету Федерации профсоюзов Казахстана, в рядах которого, согласно некоторым оценкам, находятся около 4 млн человек, принятых в эту структуру еще во времена существования Казахской ССР. Вместе с тем численность этой организации в последние годы заметно сократилась по многим причинам: ликвидация предприятий, уход части трудящихся в другие профсоюзы и т.д. Реально, по мнению Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана, в СФПК в настоящее время состоят около 2,5 млн человек. Это, главным образом, профсоюзы учителей, студентов, врачей и некоторых других профессиональных категорий, финансирующихся из государственного бюджета.
В сравнении с СФПК число членов Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана намного меньше - около 500 тыс. человек, представляющих 97 организаций. Одним из последних больших "приобретений" стало вхождение в Конфедерацию профсоюзов предприятия "Мангистаумунайгаз", насчитывающего 5 тыс. человек
. Однако количество субъектов - членов свободных профсоюзов - также колеблется. Причем основная причина выхода заключается в давлении руководства предприятий на местные профсоюзы и их нежелание сотрудничать с лидерами и рядовыми представителями КСПК. Неприязнь работодателей по отношению к свободным профсоюзам вполне понятна, если вспомнить, что за плечами у конфедерации осталась не одна экономическая победа. Пожалуй, самой громкой акцией свободных профсоюзов, в результате которой трудовому коллективу был выплачен многомиллионный долг по зарплате, стала победа горняков города Кентау. Проблема малых городов, которую поднял лидер свободных профсоюзов, нарастала снежным комом. И далее следовали конфликты в Текели, Жанатасе и других городах.Многочисленные экономические конфликты сделали КСПК все больше востребованной, что, естественно, породило противодействие со стороны предпринимателей и властных структур. Неоднократно лидером Конфедерации свободных профсоюзов Леонидом Соломиным делались заявления, в которых утверждалось, что "свободное профсоюзное движение развивается под жестким давлением со стороны властных структур" (заявление координационного совета КСПК к участникам "круглого стола" партий и движений "В поддержку реформ" от 27.07.1998 г.). При этом "во всех регионах республики чиновники всех рангов... чинят расправу над теми, кто осознал необходимость создания и востребовал свои профсоюзы" (там же).
Последней каплей в чаше терпения в отношениях с исполнительной властью стало преследовние свободных профсоюзов города Кентау правоохранительными органами. Так, говорится в распространенном для прессы заявлении от 13.08.1998 года, сотрудниками правоохранительных органов осуществлялись взлом дверей в офис профсоюзов, давление на СМИ и принуждение их к размещению клеветнических материалов на свободные профсоюзы, допросы и шантаж лидеров и их семей, состоялся "заказной суд" по ликвидации ассоциации независимых профсоюзов Кентау, независимого профсоюза горняков АО "Ачполиметалл".
Все это, по словам представителей свободных профсоюзов, привело к решению создать собственную политическую партию, которая "должна стать массовой, отвечающей интересам людей труда". На проведенной КСПК пресс-конференции свободные профсоюзы представляли руководители профсоюзов Кентау, Жа-натаса и другие. Сам лидер КСПК Леонид Соломин на сей раз предпочел не выступать. Как нам ответили в штабе свободных профсоюзов, г-н Соломин не принимает участия в создании этой партии. Во всяком случае, пока...
Продолжение следует
Жанна БОЛАТОВА, Эрик ЖУНУСОВ
"Деловая неделя", 25 сентября 1998 года, № 37 (315)