Газиз ТЕЛЕБАЕВ,

руководитель Центра анализа

и планирования

Министерства информации

и общественного согласия;

Сергей ГМЫРЯ,

заместитель руководителя центра;

Ербулат НАЗАРБАЕВ,

Михаил ТЮРИН,

главные специалисты центра

Эскизы к этносоциальному портрету русских в Казахстане

по итогам социологического исследования

Казахстан по этническому разнообразию - страна уникальная. На ее территории проживают в мире и согласии представители 136 наций и народностей. Межнациональная стабильность и гармоничное развитие этносов являются существенным фактором, благоприятным условием для проведения реформ.

Общественную стабильность в стране в немалой степени определяют взаимоотношения двух самых крупных этнических групп: казахов и русских. Этносоциальное самочувствие их становится определенным барометром происходящих перемен во всех сферах общественной жизни, показателем адаптированности населения к новым экономическим, социальным и политическим условиям.

В настоящей статье представлено теоретическое обобщение эмпирических материалов крупномасштабного этносоциологического исследования, проведенного Центром анализа и планирования Министерства информации и общественного согласия республики в июле этого года. В нем приняли участие 970 респондентов из шести регионов страны. Главным ориентиром в исследовании являлся анализ не этнических процессов, как таковых, а изучение их в той мере, в какой они могут способствовать либо препятствовать образованию стабильного гражданского общества, его этнической компоненты.

Как показывают результаты исследования, социально-психологическое состояние представителей разных этносов, населяющих Казахстан, зависит сегодня прежде всего от чувства уверенности в своем благополучии в будущем. Нас интересовали оценки разными этносами собственного жизненного уровня, обеспеченности основными средствами жизнедеятельности. Как оказалось, 43,3% русского населения совершенно уверены в перспективах своего благополучия в Казахстане. К этому следует добавить, что 79,6% из них оценивают взаимоотношения людей разных национальностей в стране как дружеские. Такая параллель в сопоставлении показателей свидетельствует о том, что в общественном сознании русского населения в последние годы стало формироваться более адекватное восприятие реалий суверенного развития Казахстана.

Итоги опроса со всей очевидностью подтвердили тот факт, что взаимоотношения русского и казахского населения в республике строятся на взаимных положительных оценках. Удельный вес таковых по характеру этнических контактов по республике и регионам исследования совпадают с доверием двух основных этносов друг к другу: 77,9% казахов доверяют русским, а 69,2% русских доверяют казахам. Таким образом, дружеские отношения становятся опорой для усиления и укрепления гражданской идентичности русского населения Казахстана.

Важнейшим дополнительным показателем и фактором стабильности являются восприятие и оценка респондентами характера этнических контактов в трудовых коллективах. 67,6% русских уверены в том, что межнациональные отношения в трудовых коллективах носят только дружеский характер.

В общественном сознании нет, видимо, столь неоднозначного по своему восприятию понятия, как национальная политика. Различные аналитические службы, проводящие социологические исследования в республике, оценивают национальную политику по-разному, порой крайне пессимистично. Результаты же нашего социологического исследования зарегистрировали достаточно внушительную долю русского населения, в целом удовлетворенную проводимой руководством страны национальной политикой. 51,9% считают, что национальная политика в нашем государстве взвешенная, активная и содействует межнациональному согласию.

Разумеется, ответы респондентов зависели от разных причин - от особенностей менталитета, возраста, пола, образования, профессии, социального положения, места жительства и т. д. Удельный вес русских, кто позитивно оценивает деятельность руководства Казахстана по выработке и осуществлению национальной политики, примерно одинаков во всех возрастных группах. Вместе с тем показательно, что у респондентов от 31 до 54 лет эта доля несколько выше, чем у респондентов до 30 лет и в возрасте от 55 лет и старше. Это говорит о преобладании позитивной оценки у наиболее активной, зрелой части русского населения.

Удельный вес оценивающих национальную политику только как "сознательную поддержку одного этноса и направленную на вытеснение других" весьма незначителен (10,2% от опрошенных русских). В социально-демографическом плане среди этой группы пессимистов доля респондентов молодого возраста равна 27,0%, а среди старших она составляет добрую половину. Кроме того, если среди молодых соотношение негативно и позитивно оценивающих национальную политику составляет 1:2,т. е. позитивно оценивающих в два раза больше, то среди старших это соотношение равно 2,5: 1. Это свидетельствует о том, что у молодого поколения оценка национальной политики намного положительней, чем у старшего поколения, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее межнациональных отношений в стране.

В региональном разрезе наиболее высокий процент позитивной оценки наблюдается в Восточно-Казахстанской, Костанайской областях и в городе Алматы. Выделяется также Актюбинская область, где удовлетворенность в большей мере обосновывается экономическими успехами.

Респондентам предлагалось также высказать мнение о нарушениях прав этнических групп. 79,4% опрошенных считают, что в Казахстане нет нарушений прав этнических групп, а 5,4% - что они имеют место.

На такие результаты повлияли не только социетальные факторы опрошенных (материальное благосостояние, социальное благополучие, политические, идеологические взгляды и т. д.), но и их социально-демографические особенности (пол, возраст, образование и т. д.). Каждый из социально-демографических факторов в отдельности и все они, вместе взятые, обусловливают специфику восприятия респондентами русской национальности понятия "нарушение прав этнических групп".

Определяется социально-аксиологический модус русского населения Казахстана: так, мужчины, в сравнении с женщинами, меньше согласны с мнениями, что в Казахстане существуют нарушения прав этнических групп. Удельный вес молодежи до 30 лет, отрицающей существование нарушений прав этнических групп, в 2,5 раза выше, чем в старших возрастных группах. Соотношение удельного веса респондентов, имеющих высшее образование и считающих, что в Казахстане нет нарушений прав этнических групп, почти в два раза превышает долю этой же категории опрошенных, которые признают существование нарушений прав.

И наконец, нарушения прав этнических групп больше всех признали существующими работники социальной сферы, безработные и пенсионеры, т. е. те категории населения, которые в силу разных причин оказались наименее адаптированными к современным сложным жизненным условиям.

Особенно рельефно проявилось мнение опрошенных по вопросам, касающимся необходимости интеграции Казахстана с другими государствами. Среди русского населения 25,6% опрошенных отдали предпочтение интеграции в экономике и культуре по типу четырех (Казахстан, Россия, Беларусь и Кыргызстан) и трех государств (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан). 23,0% указали на полезность для страны интеграции в рамках СНГ. 12,6% считают наиболее приемлемым вариант интеграции по типу Россия - Беларусь.

Весьма показательно, что каждый десятый предпочел вариант развития на основе самостоятельности и укрепления суверенитета без интеграции даже со странами СНГ. И только 3,2% опрошенных русских выступили за интеграцию с Россией в единое государство. Причем на фоне снижения активности и рейтинга этноориентированных политических партий и общественных движений, бесперспективности ностальгических настроений "в составе России" данный вариант ответа предпочли в большей мере опрошенные пенсионного возраста (58,4%), среднего возраста (31,5%) и меньше всего в возрасте до 30 лет (10%).

Одним из показателей достаточной стабильности межэтнических отношений в Казахстане является тот факт, что 74,7% опрошенных русской национальности не замышляют в ближайшее время мигрировать за пределы страны. В этой связи необходимо отметить очевидную беспочвенность заявлений некоторых российских политологов о якобы политической подоплеке миграции русского населения. На деле же, как показал опрос, русские выезжают из страны по экономическим и социальным причинам, обусловленным ростом безработицы и более высоким (в оценке обыденного сознания) уровнем жизни в России. На основании этого можно, видимо, с определенной степенью оптимизма утверждать, что при сохранении руководством государства провозглашенного курса на построение демократического гражданского общества и решении возникающих проблем на основе консенсуса всех взаимодействующих социальных субъектов массовой миграции из республики ожидать не следует.

В этой связи весьма существен и другой результат исследования, который свидетельствует о том, что примерно третья часть опрошенных казахов не поддерживает выезд русских из Казахстана.

В последние годы религия становится важным фактором, влияющим на общественно-политическую стабильность в республике, в том числе и на межнациональные отношения. Как показывают результаты исследования, 92,8% опрошенных считают себя верующими в Бога. Однако религиозная идентификация наблюдается только на макроуровне: во всех этнических группах значительный удельный вес составляют респонденты, идентифицирующие себя с верой в Бога, но без участия в религиозной жизни или с верой на уровне соблюдения традиций и обрядов.

Необходимо отметить, что наряду с ростом конфессиональных ориентации русского населения наблюдается довольно низкая конфессиональная конкуренция с другими религиями и достаточно высокие показатели веротерпимости. Полученные результаты по рассматриваемому блоку вопросов выявляют более лояльные формы взаимоотношений последователей Русской православной церкви с верующими других конфессий.

Непременным условием сохранения гражданского мира и общественного согласия в стране является, несомненно, культурное и языковое сотрудничество всех наций и народов, населяющих Казахстан. Статья 6 Закона РК "О языках" гарантирует гражданам "право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, обучения и творчества". Этим выражается подход, основанный на сохранении самобытности этнических групп.

Как показывает исследование, у русских, в сравнении с другими этническими группами, достаточно хорошо выражена национальная идентичность, если иметь в виду, что основой ее является язык. Из 14 различных национальностей, попавших в выборку опроса, только у русского населения зафиксирован такой результат. 100% свободно говорят, читают и пишут на родном языке. Что касается традиций и обычаев, то 22,0% опрошенных русской национальности полностью соблюдают национальные традиции и обычаи, еще 41,5% соблюдают только самые популярные.

Полученные результаты являются ярким показателем демократичности государственной национальной политики, направленной на максимальное удовлетворение потребностей всех этносов, населяющих Казахстан, в их культурно-языковом развитии.

Результаты опроса показали высокий уровень тождественности мнений титульного и русского этноса относительно государственной идентификации. 84,5% русского населения идентифицируют себя с Казахстаном как своей Родиной, что играет, безусловно, важную роль в укреплении казахстанской государственности, решающим условием сохранения которой являются национальная консолидация и единство всего народа Казахстана. Именно это ощущение формирует гражданскую идентичность, чувства патриотизма, уважения к атрибутам государственности, ответственности за территориальную целостность. Только небольшая часть русского населения (10,7%) считает свой Родиной Россию.

Выявленные эмпирические факты и закономерности свидетельствуют со всей очевидностью о стабильности межнациональных отношений в нашей республике. Открытость, уважительность, межнациональная толерантность стали императивами, которые оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь каждого казахстанца. Поэтому те теоретические постулаты, в которых потенциал стабильности и демократизма казахстанского общества оценивается с точки зрения защищенности интересов какого-либо одного этноса, являются совершенно беспочвенными. Коренная их ущербность препятствует становлению гражданского общества, формируя мифы о "межнациональной напряженности", которые не соответствуют реальной действительности.

"Казахстанская правда", 5 сентября 1998 года, № 168 (22639)

TNNP