Петр СВОИК

Повторится ли в Казахстане Российский политический кризис?

Процесс пошел. Предстоят тяжелые времена

В номере "Начнем с понедельника" за 10 сентября я дал утвердительный ответ на вопрос "Упадет ли тенге вслед за рублем?". Надо сказать, за те две недели, которые прошли от ее написания до публикации, события ускорились и можно констатировать: процесс пошел. Теперь приходится переходить к вопросу, вынесенному в заголовок. У нас дела намного серьезнее, чем инфляция национальной валюты или, скажем, возможная отставка правительства Балгимбаева. Всем нам, казахстанцам, отнюдь не избалованным последними годами, в скором времени предстоят еще более тяжелые времена. И не только в материальном плане. Об этом, чтобы не было иллюзий, следует знать.

ДАЛЕКО ЛИ РАЗОШЛИСЬ КАЗАХСТАН И РОССИЯ?

Есть мнение, его особо убедительно отстаивает мой друг Нурбулат Маса-нов что Казахстан полностью "ушел" из-под влияния России и идет своим путем О том же, с другими аргументами, говорят и руководители нашего государства

Что действительно так, но только - внешне Глубинная же суть происходящего в том, что Казахстан и Россия, как раньше были неразрывно связаны общей историей с географией, так и сейчас являются "сиамскими близнецами" Со всех точек зрения. Включая генетическое родство правящих режимов и проводимых этими режимами "реформ" Это, кстати, и является главной причиной того, что необходимая обоим государствам и народам интеграция подменяется высокопоставленными декларациями на сей счет

Кто из бывших братьев по социалистическому лагерю действительно ушел от нас в другое историческое измерение так это, например, прибал-ты, поляки венгры и чехи. Они строят рыночную экономику на базе реальной политической демократии и гражданского общества. Президенты у них сменяются от либералов до коммунистов, и от этого система не меняется. У всех этих стран огромные трудности, но там идет созидательный процесс, у них есть будущее.

Или другой вариант нового устойчивого государства - Узбекистан. Там все - традиционный дом-крепость, ма-халя, устройство региональных и центральных властей, личность Президента. Образ жизни и хозяйствования в Узбекистане увязан в непротиворечивую систему, уходящую корнями в прошлое, прорастающую в будущее. Сейчас простому человеку в Узбекистане живется не лучше нашего, но само государство не имеет долгов. У него перспектива: Узбекистан преодолевает сырьевую направленность и создает товаропроизводящую экономику.

У нас же, как в России и как это уже не раз было в нашей истории, из прежнего партийно-номенклатурного материала вновь проросли режимы византийского типа. То есть правители - как бы неземные, они как бы погружены в созданный ими самими мир и существуют вне реалий подлинной жизни народа и государства. Режимы, устраивающие себе блестящие фасады, за которыми скрываются обшарпанные задворки. Догматически косные, кас-тово ограниченные и потому не способные адекватно отвечать на вызовы времени Наконец, режимы, кажущиеся вечными и несокрушимыми лишь постольку, поскольку они не встречают серьезного сопротивления. И - обрушивающиеся при первом же настоящем испытании.

Что у Казахстана с Россией совпадает (один к одному), так это общий компрадорский сценарий прозападных реформ, наложенный на традиционную клановость, монополизацию и сырьевую направленность экономик. И если присмотреться, то подавляющее большинство наших суверенных финансовых, экономических и административно-организационных решений - это кальки с российских аналогов. Поэтому мы "обречены" на повторение тех же сценариев, с нашей, периферийно-восточной, спецификой, конечно.

ПОДЖЕЧЬ ДОМ, ЧТОБЫ ПРИГОТОВИТЬ ЯИЧНИЦУ

Впрочем, есть в наших реформах одно принципиальное отличие, которым сейчас козыряют наши лидеры. Казахстан приватизировал стратегические отрасли не только своим, но и чужим олигархам. Привлек, так сказать, инвестиции Поэтому наши финансы устойчивей российских. Да, мы чуть крепче, поскольку глубже увязли в трясине неоколониальной зависимости.

К примеру, только что объявлена сенсационная сделка - Казахстан продал свою долю на Каспийском шельфе американцам с японцами и казна сейчас получит "огромную" сумму - пятьсот миллионов долларов. Да, деньги большие, но одна только "дыра" в бюджете нынешнего года - больше. Если бы у нас этих Каспиев было 33 моря, тогда, конечно, можно было бы и до 2030 г продержаться

ЧЕМУ УЧАТ ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ

Сокрушительность бессилия недавно всемогущего Ельцина определилась не тем, что на его физическую недееспособность наложились мировой биржевой кризис, крах ГКО и активность коммунистов. Эти факторы только ускорили окончание исторической эпохи, начало которой положили Беловежское соглашение декабря-91 и либерализация цен января-92. Разразившийся в России политический кризис все определили как системный, потому что одновременно выявилась исчерпанность обеих составляющих ельцинского режима - как экономического курса, так и президентского монополизма.

В дни, когда президент насиловал Думу кандидатурой Черномырдина под угрозой ее роспуска, а Дума форсировала процедуру импичмента, в СМИ часто проводились исторические параллели с ситуацией перед отречением Николая II. Действительно, и экономически, и политически аналогия была едва ли не полнейшая. История как бы намекала: после взаимоудушения схлестнувшихся ветвей, валяющуюся под ногами власть захватит третья сила и Россия вновь поразит мир большой кровью

Однако Россия-98 успела обрести то, чего никогда не было в ее истории и что в отличие от 17-го года дает ей надежду избежать трагедии диктатуры, распада, террора и гражданской войны. Это - разделение властей. Тогда, после разгона Думы и отречения царя, разом потеряли легитимность все наместники, огромная страна осталась вообще без власти, почему она и оказалась в руках тех, кто захватил петроградский телеграф. Сейчас же, если бы даже президент и Дума не смогли выйти из клинча, оставался полностью легитимный Совет Федерации, состоящий из законно избранных региональных лидеров. Каждый из них имеет "свой" интерес, и как раз через него объединяется Россия. Если хотите, именно потому не случилось ни ГКЧП, ни расстрела парламента и, впервые в истории России, противостояние властей разрешилось в рамках Закона.

Новый премьер - не перемена фамилий, а смена исторических эпох. До этого - Гайдар, Черномырдин, симпатичный "киндер-сюрприз", опять ЧВС, а также Чубайс, Немцов, Потанин, Березовский и т. д. - это все был выбор президента. Хорош не хорош, нравится не нравится, а как он решил, так и будет. Знаменитая "непредсказуемость" Ельцина - тоже отсюда.

Суть происшедшего - не появление компромиссного политика Примакова во главе президентского правительства, а появление (впервые в российской истории) самостоятельного правительства. Повторим: не впервые качающийся правитель начинает опасно раскачивать всю державу, но впервые результатом этого явился не переворот и не распад, не приход очередного временщика или тирана, а появление, законным образом, дополнительной точки опоры в конструкции власти. Президент же из фигуры, господствующей над всеми, стал одной из вершин - тоже исторический прорыв!

И еще один урок и итог новейшей российской истории - Дума сумела защитить себя и саму идею представительной власти. Кому-то не нравится, что в ней слишком много коммунистов, кому-то - жириновцев, а кому-то - "яблочников". Но - Дума есть и будет. Она стала сильнее, ее действительно избирают люди, а значит, глас народа транслируется на самый верх.

ПРОГНОЗ ПО РОССИИ: ЧУДЕС НЕ БУДЕТ. НО БУДЕТ ЛУЧШЕ

Будет очень трудно, тягуче и противоречиво. Будут срывы, экономические и политические. Но... Ситуация становится на порядок оптимистичнее, чем в ельцинскую эпоху. Курс нового правительства не станет мягче, но он, совершенно точно, повернется к своему народу, к собственной экономике. Он станет, если хотите, социалистич-ней и патриотичней, и, через это, - реалистичней и эффективней.

Чем обнадеживает ситуация в России? Тем, что парламентские и президентские выборы там состоятся в срок, что на них действительно будут считать голоса избирателей и, главное, тем, что после этих выборов, кто бы ни победил, наверное, не будет ни переворота, ни гражданской войны. Так еще не бывало.

И ... за все это надо благодарить Бориса Николаевича Ельцина и Михаила Сергеевича Горбачева, их единоутробное родство и кровное соперничество. Не будь их, не было бы в России Лужкова, Лебедя, Росселя, Наздратенко, Черепкова, Тулее-ва, Аяцкова ... Не было бы Конституционного суда, Думы и Совета Федерации, не было бы мощнейших телеканалов и разнообразных газет. А потому была бы мясорубка или казарма.

А, главное, спасибо товарищу-господину Ельцину, что он, показывая пример, наконец отступил и скоро уйдет, унося с собой раздел СССР, трагедию Чечни и распродажу страны...

НЕ ИЩИТЕ ЧЕРНУЮ КОШКУ В ТЕМНОЙ КОМНАТЕ, ЕСЛИ ЕЕ ТАМ НЕТ

Три недели, что в Москве не было правительства, потрясли не только Россию - весь мир. В Казахстане же правительства нет уже много месяцев, как, впрочем, и представительной власти тоже. И ничего, живем без потрясений. Потому что власть одна - президента. А министры, аки-мы, депутаты, судьи, прокуроры, главные редакторы - вспомогательный персонал.

Не подумайте, что таким безапелляционным заявлением я хочу кого-то обидеть или шокировать. Для той экономики, которая кормила Казахстан до мирового сырьевого кризиса, такая система власти была вполне логичной и даже необходимой. Чтобы контролировать стратегический экспорт, доходы от него, "договариваться" с "иностранными" инвесторами, устанавливать штучно-индивидуальные правила для всего этого бизнеса, нужна именно такая система - собравшая в одних руках политическую, банковскую, имущественную власть, "повязанная" номенклатурно-клановыми, се-мейно-трайбалистскими отношениями и "подельничеством" в криминально-приватизационном переделе. Прочим же, кому не досталось "правильно" родиться или "правильно" подружиться, остается на выбор - уезжать, пристраиваться в обслугу при такой власти, либо идти в свободное предпринимательство, коим в Казахстане сейчас могут быть исключительно: или - прямой криминал, или - челноч-ничество,

ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ

Так было до настоящего момента, но сейчас задача возрождения национального производства, создания массового среднего класса, малого и среднего бизнеса становится буквально вопросом жизни или смерти. И не только экономики, государства и народа, но и самого правящего режима

Но если отвлечься от замечательных разговоров о том, как полезно заботиться о собственном товаропроизводителе, если отвлечься от провозглашения очередных государственных программ на сей счет и от эффектного подписания указов прямо на трибуне, и рассмотреть, что же действительно необходимо для этого, то картина получается впечатляющая.

НЕ ЗНАЮЩИЙ, КУДА ЕМУ НАДО, ОЧЕНЬ УДИВЛЯЕТСЯ, КОГДА ПОПАДАЕТ НЕ ТУДА

Бессмысленно говорить о внутренней экономике, если не "развязать" взаимные неплатежи, которыми парализовано все производство и товарооборот в Казахстане Эти неплатежи нарастают гигантскими темпами, они достигли астрономических высот и растут дальше. В прошлом году суммарная кредиторская задолженность перевалила за триллион(!!!) тенге, а сейчас она выросла еще на четверть! Это (уму непостижимо!) четыре годовых бюджета!

Мало того, по статистике кредиторская задолженность на 650 миллиардов тенге больше дебиторской. То есть тех, кто должен, в стране в два раза больше тех, кому должны. Такой, с позволения сказать, "учет" - преступление не только против элементарных законов рыночных платежей, но и против азов арифметики. Если внутри страны дебет с кредитом не сходятся наполовину, значит, никто вообще не владеет платежной и монетарной ситуацией и, соответственно, не имеет понятия, как ее лечить. "Черная дыра" в 650 млрд - инфляционная бомба отсроченного действия, могила для любых попыток госрегулирования тарифов естественных монополистов, для осуществления хоть какой-то созидательной кредитной и эмиссионной политики. Она же - гарант бартера, теневых оборотов, неучтенного "нала" и доллари-зации.

Дальше. Чтобы массовая экономика работала, деньги должны проходить через руки людей У нас же, даже по официальным данным, большинство населения находится за прожиточным минимумом. То есть не по воле рока, а вследствие целенаправленной правительственной политики пенсионеры, селяне, врачи, учителя (и так далее) в качестве активных экономических единиц как бы не существуют Как субъекты производства, потребления и инвестирования все они - мертвые души, обуза экономики

До недавнего времени деньги были в челночной отрасли - там "крутилось" порядка 9 млрд долларов. Это "кормило" с учетом членов семей, базаркомов, таможенников, милиционеров, прочих рэкетиров - порядка 3 - 4 млн человек. Намного больше, чем занято сейчас в производстве и сельском хозяйстве. Теперь и этой сфере наступает "оптими-зец", как случилось с областями, школами и больницами

То есть обладателями серьезных денег в Казахстане остаются буквально несколько тысяч новых хозяев жизни и сравнительно небольшой шлейф их слуг и соратников С точки зрения развития национальной экономики, это то же самое, что однополый брак или онанизм для продолжения рода человеческого

О деньгах для массового предпринимательства Даже под те крохи, что выделяются, нет институтов оборачиваемости. В США между прочим (где крупные корпорации плавают в океане малого бизнеса), кроме банков-гигантов действуют тысячи малых и средних банков. А у нас под микрокредиты - и то пришлось создавать специальные распредконторы.

И последнее - про деньги. Если Правительство не найдет способа прекратить хапание самими власть имущими, если не сумеет (добром или принуждением) вернуть в национальную экономику высосанные из нее и спрятанные за границей частные миллиарды, стабилизации не бывать. Разумеется, речь идет не о нынешнем правительстве.

Как видите, если даже не учитывать сопротивления, непредвиденности и осложнения, а только прикинуть по-крупному и только - относительно финансовой системы, что для оздоровления внутренней экономики надо поправить, переделать и создать заново, получается - начать и кончить. А главное, вопрос этот не денежный - политический!

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ - ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

Говорят, один известный аким собирается, в знак особой преданности, собственноручно сделать себе обрезание. Может быть. Но вот чтобы сама монопольная система вдруг сменила веру и стала делиться - такого быть не может.

Элементарный закон жизни: чтобы власть думала не только о себе, на нее надо давить. Счастливы те страны и народы, которые научились за пять тысяч лет цивилизации делать это через механизмы самой власти.

Вообще, сложнейший путь человечества можно оценить очень простыми мерками. Так, весь технический прогресс умещается между двумя гениальными изобретениями - колеса и компьютера. А в общественном устройстве прогресс укладывается в дистанцию от власти по праву силы до власти по выбору управляемых. Есть простая закономерность - страны, где люди регулярно перевыбирают себе мэров, депутатов и глав государства, живут благополучно и стабильно. И у этого правила нет ни одного исключения.

Обратное правило: там, где наступление третьего тысячелетия отмечено только переименованиями царей, ханов, первых секретарей в президентов, где словом "выборы" прикрывают бессменность кланового правления, там "политическая стабильность" обязательно заканчивается очередными конвульсиями государства и народа. И у этого правила тоже нет исключений!

ДАЛЕКО ЛИ КАЗАХСТАНУ ДО АМЕРИКИ?

В США создавать движение просто "За честные выборы" все равно что объединяться в поддержку вращения Земли вокруг Солнца. У "них" вместо Билла Клинтона можно выбрать Монику Левински. Во всяком случае, их система от этого не перевернется.

А у нас такое движение - клиент КНБ, потому что оно, в прямом смысле, покушается на устои государственности. В самом деле, будь выборы честными и откажи избиратели в поддержке нынешнему главе - случится целая революция, замена всех высших администраторов, банковский и имущественный передел, пересмотр "особых" отношений с иностранными партнерами. Что объективно, губительно не только для правящего семейства. Экономике и народу такие "антисистемные" выборы тоже не сулят ничего хорошего. В том-то и беда несменяемых режимов, что их собственная ограниченность тупи-ковость загоняет в тупик всю страну.

ПРОГНОЗ ПО КАЗАХСТАНУ: ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА НЕ ПРЕДВИДИТСЯ

Есть очень простой и крайне неприятный для нынешнего нашего состояния закон - перевести общество в состояние устойчивого развития может только сама власть. Если она внутри себя изыщет ресурсы для перехода от принципа "система под персону к принципу "персона под систему". Внесистемными методами систему можно расшатать, но ее нельзя улучшить.

Авторитарные режимы, отгородившиеся от бед общества псевдовыборами и псевдопарламентами, принято сравнивать с кипящим котлом под плотной крышкой. В Казахстане тоже так, но, по сравнению с огромными территориями и ресурсами, наша кадровая и ци-вилизационная похлебка жидковата, она не столько кипит, сколько перепревает и прокисает.

Самая же опасная наша специфика: у котла есть выхлопная труба - миграция. В любом обществе слой пассиона-риев, не согласных мириться с растительным способом жизни и ролью приживал, довольно тонок, тем более - у нас, где миграция "сдувает" его в первую очередь. Это как сейчас на целине, где остался тончайший слой гумуса - 5 - 6 сантиметров. Не сбережем его - быть полной пустыне.

Горький закон: слабая власть нуждается в слабости конкурентов. Ей опасны сильные профсоюзы, поэтому выгодно, что предприятия стоят, выгодны бесправие рабочих и иностранцы в качестве работодателей. Выгодны распад села и опустение малых городов. Опасны независимые собственники и предприниматели, опасны депутаты, объединенные в политические фракции. Полезна серость, поэтому серой паутиной опутано будущее государства.

Беда нединастического режима, утрачивающего потенциал, оборачивается бедой для всей страны, вынужденной опускаться вместе с ним в материальную и нравственную разруху.

Когда и на кого заменят премьера Балгимбаева, как еще раз перетасуют кадровую колоду - тоже немаловажно. Но к вопросу, вынесенному в заголовок, сие отношения не имеет. Политический кризис российского типа нам пока "не светит". Это неплохо. Плохо, что одновременно не светит и политический рывок вперед.

И ВСЕ ЖЕ - СИТУАЦИЯ ОПТИМИСТИЧНА!

Казахстан не на острове Пасхи находится, а, можно сказать, в центре геополитики. События вокруг уплотняются, нас это тоже касается.

Выборы, как-никак, все же будут, избиратели есть, кандидаты тоже имеются. Последнее решающе важно - не столько сами выборы, сколько наличие людей, готовых в них участвовать. Если честные выборы сейчас - явление внесистемное, то люди-избиратели - неотъемлемая часть нынешней недемократической системы. На них она держится, им же по силам ее изменить. Вся история есть не что иное, как совокупность людских Поступков. Все упирается в Гражданина, в Личность и ее Выбор.

В Казахстане хватает настоящих лидеров, очень даже способных вдохнуть жизнь в представительную власть. И уже обозначились, как минимум, два реальных конкурента Президенту. А где конкуренция, там движение вперед.

Хорошо бы не опоздать! Но это уже зависит от нас с вами. Всех вместе.

"Начнем с понедельника", 24 сентября 1998 года, № 38 (207)