Мы связаны одной цепью

Известные политологи страны оценивают ситуацию в России и Казахстане

После известных событий в России и накануне, по крайней мере запланированного на 7 сентября, государственного визита президента Российской Федерации Б. Ельцина в Казахстан редакция "XXI века" обратилась к известным политологам страны с тремя актуальными вопросами:

1. Как Вы оцениваете политическую и экономическую ситуацию в России?

2. Каким образом сложная обстановка соседей может отразиться на нас, казахстанцах?

3. Что Вы ожидаете от предстоящего визита Б. Ельцина в Казахстан?

Нурбулат МАСАНОВ:

1. Ситуация в России в сфере экономики и финансово-денежного рынка крайне негативная, и она предсказывалась уже давно. Это связано с тем, что с самого начала рубль так и не смог стать полноценной денежной единицей. На внутреннем рынке он - не конкурентноспособен и, в лучшем случае, контролирует 15-20 процентов российского финансового рынка. Правительства и Черномырдина, и Кириенко не смогли обеспечить эффективной финансово-денежной политики. Доллар остается главным расчетным средством российской экономики. Рубль контролирует лишь розничную торговлю, краткосрочные и мелкооптовые операции. А доллар как платежное средство полностью властвует над экспортом, импортом, долгосрочными и крупнооптовыми операциями, автомобильным и квартирным рынками. Он же выступает в качестве средства накопления

Россия совершила стратегическую ошибку, которую пытался повторить Казахстан, но не смог и стал искусственно создавать рынок ценных бумаг. Когда нет производства в стране, то не может быть и такого рынка. Это очередная финансово-денежная пирамида по типу Мавроди. Россия прокололась на этом.

Кроме того, там реальное производство задавлено налоговым прессом и, особенно, НДС. Чем высокотехнологичное производство, тем выше этот налог. А раз в России нет производства, то соответственно нет и поступлений в бюджет. Таким образом, нынешний российский кризис есть закономерное следствие стратегически ошибочного курса финансово-денежной, налоговой и экономической политики государства.

Правительство Кириенко предприняло ряд важных и необходимых шагов по выводу страны из кризиса. Оно попыталось перенести тяжесть налогов из производственной - в сферу потребления и обмена. Кто больше потребляет, тот столько же и платит налогов, и наоборот. На этом пути Кириенко вступил в жесткий конфликт с компрадорско-олигархической верхушкой, в частности, с Газпромом. И вот здесь-то у него не хватило политического веса, авторитета и влияния, чтобы противостоять ей. В этой ситуации Ельцин запаниковал и потерял контроль над олигархами, и, уступив им, вернул Черномырдина. И тем самым еще более углубил кризис.

Нынешний кризис в России, прежде всего, конституционный. Президент обладает гигантскими полномочиями и правами, но не может ими эффективно распорядиться. Парламент может заблокировать действия президента, но не обладает реальными рычагами и механизмами по выводу страны из кризиса. Политические силы тоже беспомощны. Видимо, будет продолжаться односторонний диктат Ельцина, что приведет к полному тупику.

2. Конечно, отразится. Ведь мы, как сообщающиеся сосуды. Казахстан транспортирует значительную часть своего экспорта и импорта через территорию России. А это неизменно повлияет на финансовую ситуацию у нас.

3. Я думаю, что визит Б. Ельцина в нашу республику может быть продуктивен только в том случае, если Казахстан сможет защитить свои интересы после случившегося обвала экономики России.

Петр СВОИК:

1. Главный вывод из событий в России это не финансовый и не правительственный кризисы, а общесистемный кризис всей политики суперрадикальных, компрадорских и монополистических реформ. Эпоха Ельцина сотоварищи, когда большая страна поделена на зоны ради приватизационных удобств номенклатурного криминалитета, финансовых олигархов и семейных кланов, эпоха чудовищного социального эгоизма и превращения национальной экономики в одну большую экспортную трубу уходит в прошлое. И вместе с ним, задавая тон всему СНГ, уходит в историческое небытие Б. Ельцин.

2. В физическом смысле тенге мало связан с рублем, и крах последнего напрямую нашу валюту не затрагивает. Однако, все предпосылки для общесистемного кризиса и у нас налицо. Как и в России, наш бюджет "подрублен" падением цен на сырьевой экспорт, грядущий возврат безответственных займов прошлых лет соизмерим со всем золотовалютным запасом и, что опаснее всего, госбюджет пока держится за счет продажи государственных казначейских обязательств, из которых состоит наш рынок ценных бумаг и погашать которые нечем. А ведь именно это и послужило толчком к обрушению рубля. Мало того, вся накопительная пенсионная реформа также взгромождена на ГКО, и эта правительственная финансовая пирамида, чистой воды "смагуловщина", не может не обрушиться.

Добавьте к этому, что урожай мы соберем всего шесть миллионов, что города к зиме не готовы, коммунальные тарифы не сбалансированы платежным наполнением. И финансовая картина станет совсем удручающей. И главное - никаких выводов из этой экономической безнадеги в рамках нынешнего курса нет. Надеяться на улучшение экспортной конъюнктуры - бесперспективно.

Что до политической стороны, то мы уже - в перманентном кризисе режима личной власти, который демонстрируется полной недееспособностью нынешнего правительства, акимов и парламента при отсутствии возможности хоть как-то оживить эту систему. Кадровый потенциал по принципу родовых связей, личной преданности, лоббирования своего бизнеса и "подельничества" вычерпан почти до донышка. Новую правительственную "конфетку" можно ли делать из уже съеденного материала?

И, что крайне опасно, вокруг президента нет ни сильных лидеров, ни властных органов, которые могли бы играть роль противовесов, поддержать, если придется, а то и взять на себя ответственность. Корыстолюбцы и подхалимы удобны в спокойные времена, но в кризисе они первые "сдадут".

3. Я не уверен, что визит состоится. Во всяком случае содержательной основы для него нет. Россия слишком погружена в свои проблемы, чтобы решать что-либо с соседями. А Борис Николаевич вряд ли уже способен на принятие решений. Смысл приезда для него только в одном - показать, что все идет по плану, он бодр духом и телом Казахстану же достанется роль подмостков для этого действа, а нашему президенту - роль подыгрывающего.

Александр ЖОВТИС:

Нынешняя ситуация в России - всего лишь очередной этап трагедии, началом которой были события 1917- 21 годов. Все мы - дети огромной, несчастной и, прежде, единой страны. То, что происходит в России, Таджикистане, Грузии, отдается в каждом из нас душевной болью Российская демократия не умеет себя защищать. Вершителями судеб в ней оказались разграбившие страну вчерашние партократы, нынешние миллионеры и миллиардеры.

Больше всего я боюсь, что справедливое возмущение народов сумеют использовать исторические банкроты - коммунисты, блокирующиеся сейчас с самыми темными силами - шовинистами и откровенными фашистами.

Как будут вести себя в этой ситуации российские толстосумы, предсказать трудно. Возможно, поддержат в конце концов силы прогресса, то есть реформаторов. Как в этом случае правящая верхушка выйдет из кризиса, не знаю. Только, как бы матрос Железняк в очередной раз не вошел в зал заседания...

2. Наши казахстанские проблемы сродни с российскими. Происходящее в России должно заставить задуматься всех: от безработного инженера до процветающего нувориша, от полунищего доцента госВУЗа до лидера государства. Быть может, опыт соседа пригодится.

3. Б. Ельцин раньше других партократов понял, что коммунизм обречен. Его действия в августе 1991 года, да и некоторые, другие, заслуживают благодарности потомков. Сейчас - это шахматный король, находящийся в матовой ситуации. Визит его в Казахстан вряд ли состоится, а если и произойдет, никакого значения в отношениях между нашими государствами иметь не будет. Все теперь решают другие политики.

"XXI век", 4 сентября 1998 года, № 25

TNSE