Жaннa БОЛАТОВА, Эрик ЖУНУСОВ

Материя и идеалы

(Продолжение. Начало в № 10)

ОЧЕВИДНО, что во время выборов парламентариев и главы государства будет наблюдаться различная электоральная активность городского и сельского населения. Данное обстоятельство обусловлено целым рядом объективных факторов.

О ВЕЧНОЙ РАЗНИЦЕ

Прежде всего нужно отметить социально- психологический фактор, заключающийся в существенном различии ментальности горожан и селян, в том числе и в их отношении к политическим процессам в целом и к органам государственном власти в частности.

По всем признакам наиболее надежным электоратом для представителей правящей элиты являются жители сельской местности. Это в первую очередь обусловлено спецификой психологии сельчан, на которую влияет так называемая аграрная культура. Данному типу людей присущи коллективизм и общинность. Социально-политические науки рассматривают коллективизм как социальную систему, в которой личность нивелируется, становится такой, "как все", теряет всякую индивидуальность и самостоятельность. Сельский коллективизм произрастает из компактности проживания населения, немногочисленности жителей конкретных населенных пунктов, общности культурно-бытовых условий проживания и производственных отношении.

Нельзя не отметить и те общественно- исторические условия, в которых сформировался современный сельский человек. Речь главным образом идет об экономической отчужденности селян. В условиях советской колхозно-совхозной формы организации жизнедеятельности сельского населения, характеризующейся отсутствием частной собственности на землю, орудия труда и продукты труда, человек уже тем самым был включен в рамки конкретного коллектива. Отсутствие экономической свободы делало личность несвободной и в выборе своего образа жизни, ценностных ориентаций и др. Любые отклонения от данных неписаных правил карались своеобразным моральным давлением, а в некоторых случаях и откровенным административным диктатом. Но в целом же для носителей аграрной культуры была свойственна сильная приверженность идеям сплоченности на принципах конформизма. Конформизм в данном случае заключается в функционировании неких механизмов, устраняющих всякую возможность возникновения конфликта между частным, личным, с одной стороны, и коллективным, преобладающим, с другой стороны, воззрениями. Таким образом, в рамках аграрной культуры конформизм является важным условием самосохранения и самовоспроизводства сельского коллектива.

Другой важной чертой, определяющей психологию сельского населения, является традиционализм сознания, обусловливающий доминирование в нем консервативной тенденции. Это означает, что сельский социум стремится сохранить существующие порядок, образ жизни, моральные ценности и настороженно, а кое-где с открытой враждой, относится к разного рода нововведениям. В последних сельчане видят некую угрозу своего стабильного существования, а потом всячески противятся им.

Совсем иное дело обстоит с жителями городов. В первую очередь сложность городской инфраструктуры влияет на рост индивидуальности мышления и образа жизни. В отличие от сельских жителей, для которых приоритетным является реализация интересов коллектива, горожане настроены на удовлетворение собственных, личных интересов и проблем. Городскую культуру также отличает достаточно высокий уровень образования и информированности ее носителей.

Нужно отметить, что информация является важнейшим фактором в формировании сознания и культуры обеих категорий граждан. Образ жизнедеятельности сельского населения носит характер некоего замкнутого, изолированного мира, что определено, во-первых, неприятием любой, попадающей сюда извне новизны. Во-вторых, работающая в годы Советской власти идеологическая установка на "смычку между городом и деревней" оказалась сегодня разрушенной. В итоге, город живет своей жизнью, село - своей, что еще больше делает его закрытым. В-третьих, из-за недостаточной включенности села в систему массовой коммуникации и наличия новейшей технологии сельские жители не могут получать полную информацию, позволяющую им объективно и самостоятельно судить о происходящих в обществе процессах и делать свой выбор. Городское же население буквально страдает от избытка самой разнообразной информации, касающейся всех сфер общественной жизни.

Сравнивая сельчан и горожан, нельзя не отметить и уровень их отношения к органам государственной власти. В целом же для казахстанского переходного общества характерно сохранение у значительной части населения чувства патернализма, связанного с их ориентацией в сторону государства, ожиданиями от него улучшения своего материального и социально- бытового положения. Наиболее всего таким настроениям подвержены сельские жители. Здесь глава местной администрации воспринимается, с одной стороны, как "такси же, как все", то есть полноценный член общности, а, с другой стороны, как человек, отмеченный некой "печатью власти". Горожане же, постоянно сталкивающиеся с многочисленной армией всевозможных "начальников", не испытывают такого почтения, а, следовательно, и безусловного доверия к ним.

В итоге, получается следующая картина. Жители сельской местности, для которых характерны слабая информированность о происходящем в стране, сильная зависимость от указаний местного и тем более регионального и центрального руководства. приверженность традиционными насаждавшимся десятилетиями образцам социально- политического мышления, плохая восприимчивость к любым инновациям, безусловно. будут голосовать за кандидата, выдвинутого "партией власти". Это связано с тем, что данный человек, несомненно, окажется чуть ли не единственным объектом информационного освещения, а также получит всевозможную поддержку от местных властей, мобилизуемых "сверху". Что же касается других кандидатов, то они могут быть не приняты сельчанами в силу их негативного восприятия всего совершенно нового, расценены ими как "выскочки" и т.п. Что же касается жителей городов, то они являются довольно сложным электоратом. Во-первых, в большей своей массе горожане лучше осведомлены о том или ином политическом деятеле, что позволяет им делать собственные выводы о нем. Во-вторых, не, будучи скреплены коллективизмом они имеют возможность свободного распоряжения своим правом голоса.

Важным моментом выборов также будут предпочтения сельского и городского электората. Как правило, сельскому социуму более присущ социалистический образ жизни, в то время как большинство горожан приняло рыночные отношения. Поэтому сельчане однозначно будут голосовать либо за носителей коммунистической идеологии, которые находятся в оппозиции действующему государственному руководству? либо за представителей "партии власти", обещающих им построение "светлого будущего", но без ломки традиционного уклада. Тем более что последние до сих пор ассоциируются в их представлениях как функционеры прежней компартийной власти. Горожане же однозначно отдадут свои голоса за людей, которые покажут себя как твердые приверженцы демократических преобразований. В то же время в условиях непрекращающегося кризиса наибольшие шансы признания со стороны городского социума имеют те политики, которые предложат оптимальные варианты оздоровления экономики и социальной сферы.

Таким образом, очевидно, что кандидатам от "партии власти" предпочтительнее иметь дело с сельскими избирателями, в то время как голоса городского электората им придется делить с представителями политической оппозиции или с людьми новой формации. Поэтому кандидатам, стремящимся победить на выборах, придется в своих предвыборных платформах своеобразно интегрировать интересы и предпочтения сельского и городского населения.

Продолжение следует

Жaннa БОЛАТОВА, Эрик ЖУНУСОВ

“Деловая неделя”, 12 июня 1998 года, № 23 (301)