Евгения ЛЕНСКАЯ, Темир МАНСУРОВ
Бизнесмены в политике: надо нам ребята, жизнь красивую прожить
(Продолжение. Начало в № б)
ПЛАНЫ повествования "ДН" на некоторое время изменились в связи с двумя неожиданными новостями. Одна из них связана с СП "Глотур", другая - с Павлодарской областью. Начнем с последней, ибо информация из этого региона действительно потрясает воображение.
Как сообщил "Коммерсантъ-Daily", примерно тысяча тонн ртути, вытекшая из резервуаров одного из павлодарских заводов, может отравить всю экосистему по течению Иртыша и в первую очередь Омскую область. При этом указывается на завод "Химпром", который работал в 1977-1994 годах и производил каустическую соду с применением в производстве ртути. К 1994 году с "Химпрома" утекло 928 тонн ртути, из которых только 120 тонн попало в озеро- отстойник. Основная масса ртути проникла в землю на глубину 21 метр и под землей стала смещаться в сторону Иртыша со скоростью 50 метров в год. Пока еще ртуть не попала в воду, но опасность катастрофы уже вполне реальна.
Аналогичное загрязнение ранее имело место в Японии в заливе Минамата, где ртуть попала в рыбу через стоки и вызвала высокую смертность среди местного населения. Однако, по мнению российской газеты, степень загрязнения в Павлодаре не идет ни в какое сравнение с японским и вообще не имеет аналогов в мире. Площадь ртутного поля составляет в Павлодаре 500 тысяч кв. м.
На очистку загрязненной земли требуется $13 млн. причем правительство Казахстана и местные власти сумели изыскать только $3 млн.
Поскольку Павлодарская область таким неожиданным образом вырвалась "вперед планеты всей" в области ртутного загрязнения, "ДН" решила уточнить, какое место было уделено этой глобальной
проблеме в ходе образцово-показательного визита премьер-министра страны в регион. В официальном материале под весьма двусмысленным в данном случае заголовком "Самое главное - будьте оптимистами! " мы нашли всего одну фразу, посвященную упомянутому объекту: "А ознакомившись с обанкротившимся АО "Павлодархимпром", Н.Балгимбаев поддержал идею сегментации этого производства на девять самостоятельных предприятий - по разливу жидкого Хлора, производству технических масел, выпуску товаров народного потребления и другого профиля". Скорее всего, ртутную проблему решать придется в основном россиянам.
С другой стороны, если бы местные власти решили укрепить свой имидж в глазах не только центральной власти страны, но и всего мирового сообщества, то им в первую очередь следовало бы заняться ртутью, а не проектами переброски нефтепродуктов и электроэнергии в Китай - ведь когда начнут погибать люди, будет уже слишком поздно. Пока же официально известно, что в 1996 году на химпредприятии насчитывалось 160 рабочих с профессиональными болезнями, вызванными парами ртути.
Перейдем теперь к делам СП "Глотур", которое, как известно, сформировалось и длительное время функционировало под руководством Еркина Калиева, ныне министра транспорта и коммуникаций страны. В последнее время на эту компанию резко усилилось давление со стороны налоговых органов, которые выявили, что в числе других компаний СП "Глотур" получило значительные таможенные льготы. Это позволило СП ввозить в республику значительные объемы потребительских товаров, вокруг которых, собственно, и разгорелись в последнее время страсти. Сначала шум поднялся вокруг кофе марки "Nescafe", которое, по данным местных служб стандартизации, больше соответствовало кофейному напитку, а не настоящему кофе. Затем черед дошел до водки, обнаруженной налоговиками на одном из складов, акцизные марки на которой были признаны недействительными некоторое время тому назад.
Интересно, что реакция "Глотур" во всех случаях была достаточно пассивной, а г-н Калиев и вообще хранил молчание (видимо, в силу большой занятости гости на высоком государственном посту). Тем временем СП продолжает активную рекламную кампанию в СМИ, как бы не обращая внимания ни скандальные расследования налоговиков. При этом удивительно то, что рекламный имидж СП (поставки электроники от ведущих производителей мира) и реальные товары, о которых рассказывают журналисты, не имеют между собой ничего общего. В этом, видимо, и состоит суровая реальность казахстанского бизнеса с участием торгово-закупочного капитала, когда красивые магазины и супермаркеты крупнейших отечественных компаний служат всего лишь изящной визитной карточкой весьма прозаического и часто опасного для здоровья потребителей бизнеса. Кроме того, зачастую эти компании выступают в качестве обычных реализаторов импортных товаров, фактически получая от западных производителей товарные кредиты. По всей видимости, группа именно этих компаний представляет наибольшую угрозу для своих соотечественников-производителей власти только начинают понимать сущность этого феномена. Конечно, хорошо оформленные магазины, парки детских аттракционов и пышно оформленные псевдокультурологические фестивали и конкурсы нужны и самой власти, чтобы продемонстрировать налогоплательщикам конкретные плоды реформ. Однако буквально накануне презентации новой столицы прозвучали и иные, более жесткие оценки руководства в отношении плеяды "младотюрков", выдвинувшихся на ключевые посты исполнительной власти.
8 июня в ходе телемоста Алматы - Астана президент Казахстана напомнил общественности, что молодые назначенцы вышли "из торговли". В случае, если они будут лоббировать интересы своих торговых по сути групп в правительстве, то власть расстанется с ними незамедлительно. Особый привкус этим словам придавал тот факт, что в зале
, откуда руководство страны вело телемост, красовалась на видном месте реклама СП "Глотур".Продолжение следует
TNFI
Евгения ЛЕНСКАЯ, Темир МАНСУРОВ
“Деловая неделя”, 12 июня 1998 года, № 23 (301)