Бизнесмены в политике: надо нам, ребята жизнь красивую прожить
“
Деловая неделя”, 19 июня 1998 года, № 24 (302)
Бизнесмены в политике: надо нам, ребята жизнь красивую прожить
(Продолжение. Начало в № 6)
"ДН" НЕ МОГЛА пройти мимо факта участия в работе международной конференции в Лондоне акима Павлодарской области Галымжана Жакиянова по одной простой причине - аналогов этой своеобразной презентации амбиций региональных властей, явно поддерживаемых группировкой молодых членов правительства, в нашем архиве нет.
Речь идет о первой международной конференции по стратегическим воможностям в развитии рынков электроэнергии стран Центральной и Восточной Европы, СНГ, Турции и Среднего Востока. Организовал конференцию институт Адама Смита, хороню известный своим участием в организации подобных акций. Интересен подбор участников от Казахстана, представлявших нашу страну на этой конференции, - помимо упомянутого акима Павлодарской области, в Лондон приехали президент компании KEGOC Асет Наурызбаев и представитель американской корпорации AES Дейл Перри. Как ни крути, а такой состав казахстанских участников можно объяснить лишь одной причиной - заинтересованностью в продвижении в деловые круги мира определенной идеи или проекта. Так оно в принципе и получилось, если полагаться на официальную информацию пресс-службы акимата.
Главным моментом в лондонской поездке павлодарского акима была пропаганда идеи строительства энергомоста Экибастуз - Китай, о которой "ДН" рассказывала в предыдущих публикациях. Тогда версия нашей газеты о том, что этот фантастический проект лоббируется акимом при поддержке определенных групп в правительстве, была только догадкой. Теперь же можно уверенно утверждать,
что это правда. И в первую очередь идея проекта сулит основные дивиденды не г-ну Жакиянову, а Мухтару Аблязову, новому министру энергетики, промышленности и еще массы отраслей и направлений - настолько всесильным стало его министерство, что границы обязанностей и полномочий этого государственного органа скрываются где-то за горизонтом бюрократической видимости.Можно смело утверждать и то, что если проект будет реализован, то у г-на Аблязова появится весомый аргумент в борьбе за кресло премьера. Ведь торговать сырой нефтью - дело нехитрое, и только наше правительство и ИНК "Казахойл" под чутким руководством двух Нурланов - г-д Балгимбаева и Каппарова - умудряется создавать из этого бизнеса проблемы в виде перманентного дефицита ГСМ на селе и роста цен на нефтепродукты в городе. А вот экспортировать электроэнергию из Казахстана, энергобаланс которого традиционно дефицитен, - это уже нечто особенное и в некотором смысле престижное в глазах даже видавших виды деловых кругов мира. Тем более если речь идет об экспорте киловаттов в коммунистический Китай, - дескать, на то капитализм и прогрессивен, что даже маленький Казахстан (собственное население которого, кстати, хронически страдает из-за отключений энергии) благодаря смелым рыночным реформам умудряется посадить китайцев на "иглу" энергетической зависимости.
Особенно выигрышной может стать позиция Мухтара Аблязова в случае провала планов по строительству нефтепровода из Западного Казахстана в Китай - идея эта проекта, скорее всего, было выношена в недрах "Казахойл" в бытность руководства этой компанией нынешним премьером. В стратегической перспективе нефть, безусловно, останется важнейшим козырем в экономической политике страны, но текущие интересы выживания до 2030 года требуют поиска альтернативных источников пополнения казны, если энергомост в Китай все же удастся перекинуть, то мощь экибазстузских электростанций позволит Казахстану не только заработать твердую валюту, но и нанести серьезный удар по стратегическим интересам России в этом регионе нашей страны. Примерно так можно интерпретировать тайный замысел авторов проекта. Однако они забывают при этом, как минимум, о двух очень важных факторах.
Первый из них - это финансовый кризис в Азии. Еще недавно казалось, что нашу страну этот кризис не затронет. Однако сегодня, после остановки АО "ССГПО" и резкого сокращения производства на АО "Испат-Кармет", можно предположить, что идея переброски дополнительной энергии в Азию, которая свертывает производство и, соответственно, потребление энергии, включая, кстати, и нефтепродукты - ведь Павлодарская область, намерена экспортировать в Китай и топливо.
Второй фактор - это экология. Можно понять наивность павлодарцев, которые предполагают, что казахстанская и мировая общественность будут и впредь позволять им загрязнять атмосферу выбросами с тамошних электростанций. Однако после саммита в Киото с выбросами началась планомерная борьба, и Казахстану придется также вступить на эту опасную для экибастузских энергетиков тропу - ведь мы неизменно подчеркиваем свое стремление шагать в ногу с цивилизованными странами.
Вернемся к Лондону. Согласно г-ну Жакиянову мощности имеющихся в oбласти электростанций используются всего лишь на 30%. При этом сами областные власти, но неофициальным данным, выступают крупнейшим задолжником производящих энергию частных компаний, которым принадлежат ныне энергетические объекты. Другим крупным потребителям энергии - предприятиям по производству алюминия, входящим в систему АО "Алюминий Казахстана", - электричество не нужно из-за ухудшения конъюнктуры на мировом рынке и спада производства. При этом удивляет то, что вопрос о стимулировании увеличения внутреннего потребления энергии в Казахстане как бы остается за рамками внимания и местных, и центральных властей. И это происходит в то время, когда тарифы на электроэнергию и тепло в стране неуклонно приближаются к уровню развитых стран, тогда как доходы большинства казахстанцев далеко не сравнимы с доходами жителей упомянутых государств. Было бы более логичным с точки зрения среднестатистического казахстанца, если бы и правительство, и областные акимы, и, кстати, КЕСОС вместе с иностранными инвесторами сосредоточили свое внимание не на масштабных проектах будущего, а на поисках путей удешевления производимой в Казахстане электроэнергии и увеличении ее потребления в нашей стране. Тогда по логике нормальной рыночной экономики масса прибыли, остающейся в распоряжении производителей энергии, все равно будет возрастать. По этой причине у авторов проекта энергомоста Экибастуз - Казахстан вряд ли найдутся аргументы в спорах с противниками этой идеи.
Продолжение следует
Евгения ЛЕНСКАЯ, Темир МАНСУРОВ
“
Деловая неделя”, 19 июня 1998 года, № 24 (302)TNFI