9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА КАЗАХСТАНА И ПРОБЛЕМА НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ ПРИКАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

Главным инициатором проекта разработки Тенгизского месторождения с широким привлечением иностранного, прежде всего американского, капитала являлся в то время (конец 80-х годов) инструктор социально-экономического отдела ЦК КПК Тулеген Тлекович Жукеев (1949 г.р., окончил Азербайджанский институт нефти и химии им. Азизбекова (1972), по специальности “инженер-нефтяник”. В начале 1989 года в обход своего начальника заведующего отделом С.В.Уржумова им была подана непосредственно Н.Назарбаеву (в то время - Председатель Совета министров КазССР) соответствующая докладная записка с обоснованием широких инвестиционных перспектив каспийской нефти вообще и Тенгиза, в частности. Получив одобрение председателя Совмина, в начале 1990-х годов сложилась кланово-регионально-жузовая группировка поддержки "Тенгизского проекта", одной из главных задач которой было нейтрализация союзного участия, в Москве уже шли переговоры на ту же тему с "Шевроном". Персонально в группу входили: общее покровительство - Ерик Магзумович Асанбаев (1936 г.р., доктор экономических наук, в 1989-1991 - Секретарь ЦК КПК курирующий экономику, в 1991-1996 - Вице-президент Республики Казахстан; Т.Т.Жукеев в 1989-1992 годах занимал должности помощника и руководителя аппарата Асанбаева, начинал переговоры с "Шевроном" как 1-й заместитель председателя Государственного комитета по поддержке новых экономических структур (числился в этой должности в июне-октябре 1991 года). Непосредственное руководство было поручено Калыку Абдуллаеву (1942 г.р., окончил в 1963 году Ташкентский политехнический институт по специальности "инженер-электрик", кандидат экономических наук, с 1986 года - заместитель председателя Совета министров, одновременно в 1986-1991 - председатель Госплана, в 1991-92 - председатель Госкомитета по экономике, в 1992 - председатель Национального агентства по иностранным инвестициям. Внешнеполитические контакты осуществлял Сыздык Жуматаевич Абишев (1936 г.р., окончил Московский институт советской торговли по специальности “товаровед-экономист”, кандидат экономических наук. В 1990-94 - Министр внешнеэкономических связей Казахстана. За техническую часть отвечал Кадыр Каркабатович Байкенов (1944 г.р., окончил Московский станкостроительный институт (1966) по специальности “инженер-механик” и Академию народного хозяйства при Совмине СССР (1985). В 1991-93 - заместитель Председателя Совета министров курирующий топливно-энергетический комплекс.

Таким образом, в "тенгизском" проекте оказались задействованы представители всех трех жузовых (регионально-племенных) группировок казахского руководства. Старший жуз - К.Абдуллаев. Средний - Е.Асанбаев (представитель Тургайской группировки, наиболее близкой к Младшему жузу), С.Абишев, К.Байкенов. Младший - Т.Жукеев. По мере реализации проекта и увеличения финансовой заинтересованности сторон стали нарастать противоречия внутри указанного объединения. Инициатива перераспределения "долей участия" исходила от представителей Младшего жуза, на территории которого, собственно, и находятся месторождения, и представители которого преобладают в руководстве предприятий нефтегазовой отрасли на местах.

Закулисная борьба приобрела весьма жесткие формы и постепенно, один за одним, сменилось практически все руководство проекта. Первым в июле 1992 года поменял свой пост Вице-премьера - Председателя национального агентства по иностранным инвестициям (пробыв на нем менее месяца) на должность директора республиканской ВДНХ К.Абдуллаев. По информации из конфиденциальных источников был обвинен в получении взяток в особо крупных размерах (дело до суда не дошло). Затем был удален замешанный в "деле Абдуллаева" С.Абишев, первоначально пониженный до Управляющего делами кабинета министров (в 1994), потом окончательно выбывший из "обоймы" генеральным консулом в Франкфурт-на-Майне (март 1995). В июне 1994 года был снят с понижением в должности К.Байкенов, вскоре, с подачи официального Казахского Телеграфного агентства (КазТАГ), началась компания по окончательной дискредитации Байкенова обвиненного в "безответственности, оплаченной миллионами" (Деловая неделя, 9 декабря 1994 г.). Характерно, что среди многочисленных обвинений Байкенова в прессе не появилось ни одного, даже косвенно затрагивающего проблемы Тенгиза и Западно-Казахстанской нефти, вообще. Последними покинули "тенгизский проект" Т.Жукеев отправленный в конце 1995 года послом в Южную Корею и его покровитель Е.Асанбаев, срочно (до истечения полномочий вице-президента) удаленный послом в Германию. От курирования проектом они были отстранены несколько ранее.

Причины практически полной замены лиц первоначально вовлеченных в проект различны: 1) сложное переплетение кланово-региональных интриг в общем направлении противостояния союза Младшего и Старшего жуза против представителей наиболее влиятельного в Кабинете министров Среднего, 2) стремление Н.Назарбаева взять руководство непосредственно в свои руки, 3) недовольство "западных" партнеров руководителями пытавшимися отстаивать государственные интересы Казахстана (К.Байкенов).

В 1995 и, особенно, 1996 годах функционирование "теневой" (закулисной) экономики Казахстана определялось противостоянием двух особо доверенных Н.Назарбаеву ключевых фигур: Сагинбека Токабаевича Турсунова (свояк Н.Назарбаева), 1946 г.р., окончил Целиноградский сельхозинститут по специальности "зоотехник" (1975) и Алма-Атинскую партшколу, в октябре 1995 - октябре 1996 - Руководитель Администрации президента и Нуртая Абыкаева (лично доверенный помощник и руководитель Администрации Н.Назарбаева с 1984 по октябрь 1995 и официально "1-й помощник" с сентября 1996). Соперничество опять таки имело кланово-жузовую природу: Старший жуз (Н.Абыкаев) против Среднего (С.Турсунов). В команду Абыкаева, в той или иной степени, по мере заинтересованности в "тенгизских делах", входят следующие авторитетные лидеры Младшего жуза: руководитель Информационно-аналитического центра Администрации президента М.М.Тажин, Министр нефтяной и газовой промышленности Н.У.Балгимбаев, аким (глава) Атырауской (бывшей - Гурьевской) области Р.Чердабаев и др.

Активными противниками указанной группировки продолжают быть оставшиеся без руководителя (С.Турсунов отправлен в ноябре 1996 года послом в Австрию) представитель Среднего жуза: Министр геологии и охраны недр Серикбек Жусупбекович Даукеев, 1950 г.р., окончил Казахский политехнический институт (1972) по специальности "инженер-геофизик", министр с ноября 1993 года), а также персонально обиженный отстранением от реальных дел Сарыбай Султанович Калмурзаев (Старший жуз), 1949 г.р., окончил Московский экономико-статистический институт (1971) и Академию народного хозяйства при Совмине СССР (1989), с октября 1994 - председатель Государственного комитета по государственному имуществу Казахстана). За их спиной, негласно поддерживая, стоят премьер-министр А.М.Кажегельдин и 1-й вице-премьер Н.К.Исингарин (оба - Средний жуз).

На окончательный расклад сил существенно повлияет и позиция "осторожно” блокирующегося с “южанами” недавно пониженного из Государственного секретаря (второй пост в стране согласно новой Конституции) в 1-го заместителя Председателя Кабинета Министров-Председателя Государственного комитета по иностранным инвестициям, племянника Н.Назарбаева, Ахмеджана Смагуловича Есимова (1950 г.р., окончил Казахский сельхозинститут (1974) по специальности "инженер-механик", вице-премьер в октябре 1994-феврале 1996, Госсекретарь в феврале-октябре 1996.

Следует учитывать, что важную роль в принятии решений на самом высоком уровне оказывают личные взаимоотношения, симпатии/антипатии и их материальное воплощение. Так не последнюю роль в устранении Оманской нефтяной компании сыграла не сложившаяся дружба ее руководителя К.Дойса с премьером А.Кажегельдиным. Корпорация Ханса Бидерманна не нашла подхода к главе Атырауской (Гурьевской) администрации Сагату Тугельбаеву и т.д.

Свою карту в нефтяных проектах Казахстана активно пытался разыграть и МИД республики, в лице своего руководителя Каната Бекмурзаевича Саудабаева (министр в апреле-октябре 1994 года). По имеющейся информации во время визита в Саудовскую Аравию (май 1994) Саудабаев вел конфиденциальные переговоры с официальными лицами Султаната Оман, а впоследствии активно лоббировал интересы Ближневосточных стран и Турции в правительстве Казахстана. В одном из своих интервью К.Саудабаев открытым текстом дал понять о своей вовлеченности в проект "...мне представляется, что если до сегодняшнего дня МИД не был задействован в формировании нефтяной политики, то сегодня мы намерены ломать этот стереотип... должны иметь свою точку зрения по всему комплексу вопросов, разрабатывать свои рекомендации, высказывать и отстаивать свои позиции..." ("Панорама" N 18, 1994). Самостоятельная позиция Саудабаева не осталась незамеченной и, по имеющимся данным, явилась не последней причиной скорой отставки. Сменивший его на посту министра Касымжомарт Кемельевич Токаев (тоже представитель Старшего жуза) старается дистанцироваться от опасных нефтяных проблем, перепоручив данное направление, а также вопрос о статусе Каспия, своему заместителю, бывшему полковнику 1-го Главного управления КГБ (Внешняя разведка) Вячеславу Хаменовичу Гиззатову.

Положение и вес в правительстве пожалуй ключевой на данный момент фигуры в топливной отрасли Казахстана Миннефтегаза (с октября 1994 года) Нурлана Утебовича Балгимбаева крайне неустойчиво, с одной стороны он пользуется безусловной поддержкой иностранных (американских, прежде всего) инвесторов - в 1993-94 стажировался в центральном офисе "Шеврона" в г.Сан-Ратон, само его назначение связывают с лоббистскими кругами "Шеврона" и "Мобилла"; имеет хорошо налаженные личные контакты с российскими коллегами, установленные в 1986-92 годах, когда он занимал ответственные посты в Министерстве нефтяной и газовой промышленности СССР - был заместителем начальника Главков: "Главнефтегазпереработка", научно-технического управления, Главного управления по добыче нефти; пользуется определенной симпатией Н.Назарбаева и безусловным покровительством и поддержкой соплеменников по Младшему жузу нового Госсекретаря (с октября 1996 года) Абиша Кекилбаева и вице-премьера Имангали Тасмагамбетова.

Вместе с тем, наличие серьезного соперничающего клана, объединяющего практически всех авторитетных лидеров Среднего жуза, усугубляемое, принявшей крайне острые формы, личной конфронтацией с рядом из них (прежде всего С.Даукеевым), где дело дошло до похищения документов из офисов друг друга, а также определенным отсутствием опыта "кабинетных интриг" (Н.Балгимбаев до назначения министром никогда не работал и не проживал в Алма-Ате), ставят под сомнение перспективы длительного пребывания в должности.

Именно в контексте продолжающегося соперничества следует рассматривать целенаправленные компании направленные на дискредитацию персонально министра Н.Балгимбаева и возглавляемого им ведомства. Так в ноябре 1996 года С.Калмурзаев публично заявил об "исчезновении" в текущем году нефти на общую сумму в 500 млн. долларов, которая якобы была нелегально продана Миннефтегазом в обход постановлений правительства ("Панорама" N 44). Примерно в то же время налоговая полиция Алма-Аты в лице своего начальника В.Курбатова возбудила и передала в КНБ уголовное дело об "умышленном уклонении от налогов в сумме 200 млн. тенге" (около 3 млн. долл.) руководства подведомственной Миннефтегазу Государственной Холдинговой компании "Мунайгаз". Кроме того, руководителям "Мунайгаза" инкриминируется "злоупотребление служебным положением" и "не целевое использование денежных средств" выразившееся в приобретении 38 квартир "для посторонних лиц" и "работников МВД".

Показателен в плане “правосудия по-казахстански” итог: в январе 1997 года ГХК “Мунайгаз” была расформирована, а все уголовные дела на ее сотрудников и “покровителей” замяты.

Значительной самостоятельной фигурой в казахстанском нефтегазовом истеблишменте является также союзник Н.Балгимбаева Бактыкожа Салахатдинович Измухамбетов (1948 г.р., представитель Младшего жуза, окончил Уфимский нефтяной институт (1971), кандидат экономических наук, в 1992-93 - начальник управления нефти и газа Министерства геологии Казахстана, с января 1993 - генеральный директор совместного казахстано-турецкого предприятия "Казахтуркмунай лтд"), имеющий непосредственный прямой выход на Н.Назарбаева. В 1996 году Измухамбетов продвинул одного из своих заместителей - Анатолия Лобаева в заместители Миннефтегаза.

В результате очередной кардинальной ведомственной реформы в феврале-марте 1997 года Миннефтегаз Казахстана был выведен из состава правительства в непосредственное подчинение Президенту и преобразован в Государственную Корпорацию во главе со все тем же Н.Балгимбаевым, акции которого существенно понизились - он свое уже взял, пора уступить другим. Премьер А.Кажегельдин, узнавший о кардинальной реорганизации своего кабинета из газет во время визита в Турцию, фактически только олицетворяет кресло, он -“человек вчерашнего дня”. То же самое в полной мере касается и его ближайшего помощника Н.Исингарина переведенного из кураторов экономики на проблемы сотрудничества со странами СНГ.

Таким образом, “битва за нефть Казахстана” вступила в очередную фазу окончательной монополизации этой отрасли хозяйства узкой группой ближайших родственников Нурсултана Назарбаева и родовоплеменных вождей Старшего и Младшего Жузов. Сейчас главной фигурой в нефтяном бизнесе Казахстана после самого Назарбаева несомненно является 1-й Вице-премьер-Председатель Государственного Комитета по инвестициям А. Есимов, директором одного из департаментов его огромного ведомства осенью прошлого года стал Т.Кулибаев - сын министра строительства А,Кулибаева и муж Динары Назарбаевой, 2-й дочери президента. К нефтяной кормушке активно припал в последнее время Казахстано-Голландский ABN-Банк, среди учредителей которого значится и доктор медицины Р.Алиев, сын бывшего министра здравоохранения и муж 1-й дочери Назарбаева Дариги.

Журы в сторону, им на смену “семья” - вот основной принцип функционирования казахстанской экономики и ответ на вопрос, почему так стремительно обновляется “околонефтяная” элита страны. Определенное значение в решении конкретных проблем и влияние на развитие ситуации принадлежит также акимам (главам) нефтяных областей Западного Казахстана. Центральное место среди них занимает влиятельный аким Атырауской областной администрации Равиль Тажигариевич Чердабаев (1940 г.р.), нефтяник по образованию - окончил в 1966 году Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина, в марте-июне 1993 - зам. генерального директора объединения "Тенгизнефтегаз" и директор СП "Тенгизшевройл". В июне 1993 - октябре 1994 - Министр нефтяной и газовой промышленности Казахстана.

Менее влиятельны: аким Мангистауской области Вячеслав Леонидович Левитин, 1945 г.р., окончил Томский политехнический институт в 1970 г по специальности "инженер-физик". В 1970-95 - на различных инженерных и руководящих должностях, с 1989 - директор Мангышлакского энергокомбината (ядерного). Аким с сентября 1995 года.

Аким Актюбинской области - Мусин Аслан Еспулаевич, 1954 г.р., окончил Алма-Атинский институт народного хозяйства (1975) ,по специальности "экономист", в 1975-79 работал по специальности в различных учреждениях статистики Актюбинской области, в 1979-91 на партийной работе, секретарь Актюбинского обкома КПК, затем заместитель, 1-й заместитель, и с сентября 1995 - аким области.

Аким Западно-Казахстанской (бывшей Уральской) области - Джакупов Кабибулла Кабенович, 1949 г.р., окончил Целиноградский инженерно-строительный институт (1972) по специальности "инженер-строитель" и Алма-Атинскую высшую партшколу (1989), в 1972-81 работал по специальности в Уральской области, с 1981 на советской и партийной работе - зам. пред., пред. Уральского горисполкома, 2-й секретарь Уральского горкома КПК, с 1992 - глава Уральской городской администрации, с января 1993 - аким области.


Вернуться к началу книги