VI.История шести крупных стран и попытка заглянуть в их будущее

США:

  большая зима большая весна большое лето  
  лето осень зима весна лето осень зима весна лето осень зима весна  
1513 1561 1609 1657 1705 1753 1801 1849 1897 1945 1993 2041 2089

В отличие от России и Германии, чья история уходит в “темную глубь веков”, история США практически вся современна, ведь индейская традиция была насильно прервана. Поэтому сразу возникает вопрос, с какого “сезона” начинается история? По-видимому с “зимы”, т.е. первоначальной естественной дезинтеграции этноса, которому только еще предстоит родиться. Хотя это допущение не работает в отношении стран Латинской Америки – там утвердился “испанский цикл”. Не имею информации, но смею утверждать, что формула американского духа сложилась в 1657-1705 годах.

В 1705-1753 годах в будущих США сформировалось национальное самосознание, т.е. жители английской колонии почувствовали себя американцами, отличными от англичан, это самосознание и сформировавшееся реальное единство позволили им освободиться от английского господства несмотря на то, что Англия только начала входить в зенит своего могущества. В 1801-1849 годах США как бы “потерялись” в мировой истории, разбившись внутри страны на два лагеря: южный и северный, рабовладельческий и капиталистический, “аристокартический” и демократический. Наконец, Америку “прорвало” гражданской войной, войной между Севером и Югом, после которой США быстро устремились к экономическому могуществу, одновременно превратились в огромную территориально страну, доминирующую сначала в Северной Америке, а затем и на всем континенте.

Какая цивилизационная идея движет американцами? Мы знаем, что в стране доминируют разные формы протестантизма, т.е. в основе – та же идея индивидуальной экономической свободы, как и в Германии. Но в США нет того пиетета перед государством, как в Германии, т.к. США всегда были достаточно сильными, чтобы не бояться соседей, а, правильнее сказать, соседи США были всегда достаточно слабы, чтобы внешняя угроза не воспринималась американцами как часть их мировоззрения. Поэтому идею экономического индивидуализма американцы развили дальше, в идею полной автономии личности во всех сферах общественной жизни. Поэтому выборная демократия утвердилась именно в США, которые с тех пор стали ее знаменосцами. Империалистично ли сознание американцев? Нет, т.к. империи чаще рождаются не от “хорошего”, а от “плохого”, не от жадности, а от желания обезопасить себя, свою культуру от внешнего вмешательства. Все империи без исключения – это прежде всего бремя, во всех без исключения империях идет “перелив сил” от господствующей нации к нациям покоренным. Такого комплекса в сознании американцев нет, иначе они давно бы установили свои порядки на всем американском континенте: во всей Латинской Америке сидели бы их генерал-губернаторы и собирали налоги. США скорее являются не “имперской”, а “гегемонистской” державой. Для них вполне достаточно, чтобы любая страна торговала с США, причем на самых “либеральных условиях”, т.е. условиях, выгодных Соединенным Штатам.

Что принесло с собой “большое лето”? “Лето” принесло Америке богатые плоды и быстрое развитие в 1897-1945, дальнейшее усиление роли и влияния в 1945-1993годах. Но сейчас уже звучат первые диссонансы: появляются “паразитические наклонности” жить и господствовать за счет сильной валюты, “интриговать по-крупному”, чтобы не дать подняться той или иной стране, началось постепенное вырождение “массовой культуры” в примитивную и назойливую пропаганду американского образа жизни, происходит опасное разрушение общинных основ, которые, несмотря на то, что они были протестантизмом оттеснены на задний план, составляют основу культуры и мироощущения всех Западных народов. Американцы же их начинают терять, превращаясь в нацию абсолютно автономных индивидов и институтов. Мы видим, что американские юристы уже не только защищают закон, но с помощью закона вымогают миллионные суммы за самые пустяковые, даже придуманные юристами, нарушения. Это уже грозит основам рискового по своей природе предпринимательского духа, создавшего Америку. Это явные признаки “локальной зимы” – когда дух “материальный” (политические, социальные, экономические отношения, традиции и воззрения) отрывается от духа базисного, религиозного в своей сути, когда нарушено “чувство стиля” и “чувство меры”.

Дальше новый расцвет, но наступит он после болезненного кризиса 1993-2041 годов, особенно 2017-2030 годов. Красивой и богатой будет Америка (США) в 2040-2170 годах, наверно, в этот период это будет самая богатая страна мира. Но на Американском континенте, не говоря о Евразии, ее влияние будет ограничено мощным стартом Латинской Европы и Латинской Америки, и мощным влиянием Китая (об Индии пока определенно сказать не могу, т.к. это не монокультура, скорее всего, Индия, как и Европа, имеет много национальных духов, по крайней мере два: северный и южный, или буддийский и индуистский, причем находящихся в разных фазах “большого цикла”. Кстати дуализм характерен и для Китая: юг и север, конфуцианство и даосизм. Может быть в этом внутреннем напряжении и взаимопогашении причина того, что Китай за всю свою долгую историю на создавал “мировых империй”?).

Национальная идея американцев – это идея двойного индивидуализма и двойной демократии: индивидуализма экономического и политического и демократии рыночной и государственной. У американцев нет русских и германских имперских комплексов. Свободные сами, они не стремятся поработить других, тем более, что поток эмигрантов со всего мира делает их “терпимыми и благородными”, они и без завоеваний ощущают себя в безопасности и, что немаловажно, видят себя в центре мира.

Главная опасность для американцев в отдаленном будущем – это утрата Бога-отца, общинных основ жизни и, как ни странно, “развитие болезни” зависит от того, сохранится ли господство американцев над миром в ближайшие 50 лет. Если США будут оттеснены Китаем и Европой, то это будет болезненно, но оздоровит национальный дух, поможет им разобраться не с другими, а прежде всего в себе, они найдут выход, найдут путь к примирению с новыми силами в самой Америке, прежде всего с бурно растущим латиноамериканским населением США. Если же национальная спесь получит развитие в 2000-2050, если Америка также, а скорее еще жестче, чем сейчас, будет диктовать свою волю Европе, если Китай “запутается” в своих внутренних проблемах, а США “пристегнут” его к своим целям и интересам, то в последующем случится беда: усилится жесткость во внутренней политике, “демократия равных возможностей” выродится в “патрицианско-плебейскую республику” образца поздней республики Древнего Рима, где народ требовал только “хлеба и зрелищ”.

Посмотрим теперь подробнее на “средние циклы” последних десятилетий:

  среднее лето средняя осень средняя зима  
  лето осень зима весна лето осень зима весна лето осень зима весна  
1897 1909 1921 1933 1945 1957 1969 1981 1993 2005 2017 2029 2041

В 1897-1909 система нерегулируемого капитализма развивается в США гармонично и свободно, в 1909-1921 появляются первые диссонансы, а в 1921-1933 разразился великий экономический кризис, результатом которого стало внедрение системы госконтроля за макроэкономикой, жесткий контроль за банками, кейнсианство. В 1933-1945 “новый курс” Рузвельта дал свои плоды, Америка стала сильнее, сохранив рыночную экономику, демократию и динамику развития. Свободное предпринимательство и демократия создали современную экономику с государством как служащим Великой рыночной экономики.

В 1945-1957 США стали мировым гегемоном и это усилило роль государства. В эти годы США все удается, страна получает устойчивый статус лидера капиталистического мира. В 1957-1969 годах накапливаются проблемы, вьетнамская война становится причиной появления устойчивого антиамериканизма, но США находятся на пике своей популярности как мощная духовная сила (рок-музыка, молодежное движение, в целом “стиль жизни” от президента Кеннеди до хиппи). В 1969-81, напротив, годы экономического кризиса, инфляции, “нефтешоков”, мощной волны антиамериканизма (Иран, например), некоторой утраты популярности американской экономической модели (на востоке встает “японское солнце”). Но в 1981-1993 США вновь резко “уходят в отрыв”, лидируя в информационных технологиях, финансовой инфраструктуре, создавая основы глобальной экономики, децентрализуя управление в больших и средних компаниях, “впуская рынок” внутрь компаний.

В чем суть этого периода (1945-1993), периода “осени большого лета”? В том, что Америка вполне справилась с новой ролью мирового гегемона, не потеряв, а укрепив рынок (а ведь в разгаре японской торговой “агрессии” было искушение ввести торговые барьеры) и демократию (один только Уотергейт стоит многого). По сути, “денежные короли” указали власти на ее скромное место служащей Рыночной экономики.

В 1993-2005 начались “летние заморозки”, но заметны они только в нюансах. “Американское чудо” продолжается.

Но, по видимому, уже в 2005-2017 Америка встретится с серьезным вызовом своему авторитету как универсальной экономической и политической модели, и опасность ненастной “малой осени” будет усилена общим неблагоприятным периодом (“средняя зима большой осени”). В 2017-2029 США могут попасть в водоворот кризисов: в отношениях с Европой, в отношениях с Китаем, в отношениях с меньшинствами (новая негритянская революция?). Может быть даже хуже: начнутся революции негритянская и латиноамериканская, призрак нового противостояния Юга и Севера, причем Латинская Америка впервые серьезно поставит вопрос об ограничении абсолютной гегемонии США на американском континенте. Сильный экономический кризис окажется усилен сверхспециализаций и сверхразобщенностью экономических индивидов, что поставит в принципе вопрос о том, не было ли предыдущее развитие 1980-2020 тупиковым путем, ловушкой. Но появление в 2010-2030 на горизонте нового претендента на мировую гегемонию – Китая подтолкнет элиту Америки к верным решениям. В ином случае свои внутренние проблемы они попытаются экспортировать вовне, загладив их демонстративной внешней активностью Т.е. суть этого периода в том, что “идея двойной свободы” перестает быть живой и приспосабливающейся к миру, она сама начинает претендовать на приспособление мира к себе. Опасность периода в том, что США, имея достаточно мощи и влияния в мире, могут соблазниться на то, чтобы применить это влияние к внедрению концепции “атомизированного производителя” ко всем. Если США попытаются применить силу и влияние для насаждения этой омертвевшей формулы, то очень много сил растратят впустую, в конечном счете “сдадут” гегемонию уже до 2050 г. Правда, в конечном счете, это будет лучше для стратегических интересов США, для расцвета в 2050-2150 годах.