VI.История шести крупных стран и попытка заглянуть в их будущее

Италия:

История Италии древнее истории других европейских стран, кроме Греции, она начинается в Древнего Рима.

-501    
лето большая весна
-453
осень
-405
зима
-357
весна
-309
лето большое лето
-261
осень
-213
зима
-165
весна
-117
лето большая осень
-59
осень
-11
зима
37
весна
85
лето большая зима
-59
осень
-11
зима
37
весна
85
лето большая весна
133
осень
181
зима
229
весна
277
лето большое лето
325
осень
373
зима
421
весна
469
лето большая осень
517
осень
565
зима
613
весна
661
лето большая зима
709
осень
757
зима
805
весна
853
лето большая весна
901
осень
949
зима
997
весна
1045
лето большое лето
1093
осень
1141
зима
1189
весна
1237
лето большая осень
1258
осень
1333
зима
1381
весна
1429
лето большая зима
1477
осень
1525
зима
1573
весна
1621
лето большая весна
1669
осень
1717
зима
1756
весна
1813
лето большое лето
1861
осень
1909
зима
1957
весна
2005
лето большая осень
2053
осень
2149
зима
2197
весна
2245
   

В 501-301 до н.э. происходит становление аристократической Римской республики, борьба между патрициями и плебеями, обеспечившая демократизацию общества, становление гражданской общины Рима и начало колонизаторской политики, завоевание значительной части территории Италии. Рим стал главой среди итальянских (италийских) городов. В “среднюю зиму” этого периода Рим выдержал нашествие галлов и опустошение.

В 309-117 до н.э. – период “большого лета” Римской республики. Произошло сначала присоединение Сицилии, потом Сардинии и Корсики, севера Италии, была обеспечена победа в пунических войнах, правда, победы во второй (войне с Ганнибалом) Рим добился ценой огромных жертв, будучи сам на краю гибели (“средняя зима”). Затем Рим быстро распространил свою власть в Италии и в 160-140 до н.э. покорил Македонию и Грецию, а затем присоединил значительные части Азии и Африки. Во второй половине периода началась эллинизация Римской республики, прежде всего, ее знати, но и народа тоже. Но к концу периода это вызвало яростную борьбу сторонников общинных римских устоев против греческого индивидуализма. Именно в это время братья Гракхи пытались восстановить потерянные плебсом права.

Новый период 117 до н.э. - 85 н.э. начинается с правления Мария и Суллы, “опробовавших” фактически имперскую идею. В 89г. все итальянцы. получили римское гражданство, произошла полная романизация Италии. Начало периода (“лето”) закончилось возвышением Цезаря, начался расцвет искусств (в правление Августа). Последние десятилетия периода были бурными: правление Нерона, подавление восстаний в Галлии, Иудее, Испании, Африке. Императором впервые стал незнатный римлянин (Веспасиан).

В период “зимы” 85-277 фактическая власть в империи перешла к выходцам из провинций, римляне начали быстро растворяться в море покоренных народов. В период “средней зимы” начался хаос, гражданская война между разными армиями, (период так называемых “солдатских императоров”). Исчезло равноправие граждан, которые разделились теперь на благородных и низких, была разрешена самопродажа граждан. К 250 г. кризис достиг кульминации, большая часть провинций была опустошена, у границ империи стояли племена готов, франков, мавров, сарматов. Император Валериан в 260 г. попал в плен к персам (позор, который прежде Рим не знал). Но после 280 г. (наступила “большая весна”) империя восстановила свою силу и единство. Смею утверждать, что именно в 229-277 г.г. элита романизированных народов Римской империи и обратилась к христианству, найдя в нем ответы на основные вопросы. Бог-отец должен был символизировать общинное соединение всех людей Империи, а Бог-сын стал богом-человеком, своими страданиями искупившим грехи людей. Т.е. индивидуализм, чье бурное развитие завело римскую культуру в тупик, ставится в жесткую зависимость от общины, но не изгоняется (!), человек – от централизованного государства, а свобода совести была жестко ограничена религией, имеющей не личностный, а ритуально-общинный характер. В 325 г. христианство становится официальной религией (Никейский собор). По сути, римский национальный дух, ставший во время “большого цикла” общеитальянским, в это время стал итальянско-христианским, католическим духом и в дальнейшем (в 469-1237) развивался не как национально-религиозный, а религиозно-национальный дух. Этот второй цикл развития “римского духа” и был собственно духом “темного средневековья”, когда индивидуализм и все, что ему способствует: городская жизнь, наука и искусство, был как бы дезинтегрирован. Последовательнее, правда, оказался ислам, который вообще отверг Бога-сына, выкинул его из догмата, и нашел способы, как сделать город и городскую культуру безопасными для Бога, но это уже другая история. А в европейских странах индивидуализм остался, но остался в латентной форме., в виде признания Иисуса Христа тоже Богом, но в вопросе об его авторитете в последующие века христианство разделилось на западное и восточное.

Особый период – “средняя весна большой зимы” – это период 997-1045. Именно в это время нация “выносила ребенка” – новую систему ценностей. Что ей предшествовало? Почти столетие разврата на папском престоле и большое влияние германского императора на итальянские дела. Период начинается папством Сильвестра II, который, говорят, стал прототипом Фауста. В этот период было покончено с распущенностью самих пап и начата борьба с распущенностью духовенства. От священников начали требовать соблюдение обета безбрачия. Папа Бенедикт VIII (1012-1024) ввел в литургию молитву “Credo”, с добавлением слова “филиокве”, подчеркивающего веру в то, что Святой дух исходит как от Бога-отца, так и от Бога-сына. Вот оно – рождение современного католицизма и нового римского духа! Открытие состоялось, но сама церковная реформа началась чуть позже, во время правления папы Льва IX (1049-1054). Именно тогда произошел окончательный раскол католицизма и православия. Но сами реформы (григорианские реформы) были проведены в 1073-1085 папой Григорием VII. Основная цель этих реформ - создание теократической империи.

Теперь попытаемся выявить суть национальной идеи Италии, сформулированной во второй половине X и реализованной в первой половине XI веков. Это тезис о том, что Дух святой исходит от Христа тоже (кстати, не итальянское, а испанское и франко-германское “открытие”, которое положило начало реабилитации индивидуализма и положило начало идее теократической монархии, новой, но теперь уже Священной, Римской империи). Зерно было брошено в благодатную почву Италии, и почву тесно связанных с ней Франции и Германии, и вскоре взошло. Его плодами стала вся новая история, и не только Европы. Не буду описывать этот третий цикл итальянской истории, скажу лишь, что на 1429-1525 (“среднее лето” и “осень большой осени”) как раз и пришлось великое Возрождение.

Интересно, что Италия находится на пороге нового, четвертого большого цикла, который начинается в 2005 г. Ждет ли Италию новое величие или этот сезон будет смазан, как по-моему, оказался “смазан” период новоитальянской “большой зимы”, конкретно период 1765-1813? Что там произошло? Может быть, открыта формула ныне могущественной итальянской мафии? Скорее всего, итальянцы не сформировали в это время какой-либо новой миссии, кроме идеи объединения страны. В конце концов, зачем выдумывать новые формулы, если прежние работают? Впрочем, современные итальянцы чем-то явно отличаются от их исторических образов XV-XVI веков. Чем же? Мы говорили о французах, которые в лице Христа создали второй моральный авторитет. Не то же сделали итальянцы? Да то же, но все же бог итальянцев – это, прежде всего, Бог-отец. Т.е. итальянцы являются более общинным народом, чем французы, в схеме “общинность-индивидуализм” они стоят как бы между французами и русскими. Общности (партии, идеи) имеют для них меньшее значение. Может быть, даже католики-итальянцы ближе по духу к православным русским, чем к католикам-французам. Ведь свой третий “большой цикл” развития они начинали с едва уловимой разницы в догматах между итальянским (ранним) католицизмом и православием. Правда, у итальянцев нет комплекса любви-ненависти к своему государству. Как у русских. Сила итальянской мафии – это сила итальянской общины, сила семейного бизнеса - сила общины, общинного духа, “натренированного” в католических церквях. Итальянцы не создали “экономического человека”, как немцы, англичане, американцы, но они не создали и “политического человека” как французы; возможно, они создали “экономическую” и “политическую семейную общину”, как китайцы. Свидетельство тому – агрессивный семейный бизнес итальянцев (как подтверждение “экономичности” итальянцев), мафия (как подтверждение их общинной “политичности”). Итальянцы работают хуже (вернее, менее успешно, менее производительно) англичан, американцев, немцев, итальянцы не создают сильное государство и партии, как французы, но итальянцы создают хороший семейный бизнес и могущественные преступные кланы (мафия, “Коза Ностра”) для защиты и продвижения своих интересов. Не будущая ли это формула успеха в обществе, когда границы стираются, партии бюрократизируются, а индивидуальные таланты включаются в сложнейшие производственные и распределительные системы? Может быть, на смену государствам идет мафия? Значит я был не прав, Италия не “проморгала” свой шанс в конце XVIII века и “запустила в производство” именно те механизмы, что дадут ей серьезные преимущества в XXI-XXII веках.

В любом случае, “летний период” в римской (итальянской) истории скоро наступит, люди XXI-XXII веков явятся свидетелями удивительной трансформации, которая произойдет в Европе, когда центр силы и могущества перейдет к Италии и Испании. Франция “потеряется”, а Германия будет оттеснена на обочину.