VII Выводы.

Общеметодологические:

Схема, предложенная в начале исследования, будучи примененной к истории нескольких стран, кажется довольно убедительной. Но не уверен, что это и есть универсальный закон Истории, он может быть таковым, но представленных “доказательств”, безусловно, недостаточно. Уверенно можно сказать лишь о том, что такого рода исследование позволяет по-новому взглянуть на прошлое и является инструментом для прогнозирования будущего. Т.е. здесь предложен если не “закон Истории”, то хотя бы полезная методология для исследования истории и прогнозирования будущего.

При достаточном “погружении” у исследователя действительно возникает ощущение ритма Истории и не так важно, ритм ли это самой Истории или только лишь ритм исследования.

Можно предложить и другие схемы (их, наверное, предложено множество, но я , к сожалению или к счастью, об этом не имею информации). Например, цикл, в котором “атомом” являются не три года, а одни сутки. Посмотрим: от 1 суток до 4-х, от 4-х до 16-ти, от 16-ти до 64-х, от 64-х до 256-ти, от 256-ти до 1024-х и т.д. Между прочим, 1024 суток это 2,8 года, далее не 12 лет, а 11,2 года, следующий (“малый”) не 48 летний, а 44,9 летний; следующий (“средний”) не 192 летний, а 179,5 летний, следующий (“большой”) не 762 летний, а 718 летний. Довольно близко. Тогда вместо “сезонных” названий более уместными станут “суточные”: “утро”, “день”, “вечер”, “ночь”. Может быть, реальный цикл жизни национального духа лежит в пределах между 718 и 762 годами, между “резонансными точками” суточного и годового циклов. Это усложняет теорию, но, может быть, делает ее более точной. Кстати, немаловажно то, что в этом случае периоды сдвинутся, что дает возможность проверить гипотезы 762-летнего или 718-летнего цикла.

И все-таки, История циклична (“и все-таки она вертится!”). И все-таки, этот самый Дух Нации существует. С материалистической точки зрения это некое “квантовое состояние” “коллективного бессознательного” некоей общины, жестко определяющее структуру базовых отношений индивидуальных “под-Я” и “под-Я” самой общины, а также отношение общинного “под-Я” к материальному миру и своему собственному прошлому.

Такой в основе своей общиной (можно сказать суперобщинной) является любая нация, церковь.

В определенные периоды истории (мы предположили, что это “средняя весна большой зимы”) происходит самоперепрограммирование суперобщины, она переходит в новое “квантовое состояние”, соответствующее накопленному опыту предыдущего развития и соответствующее ее “прогнозу” на следующие 400-600 лет. Прогноз производится общиной во время такого “квантового перехода”.

Каким образом происходит это действо? Думаю, что вполне материально, в местах собрания больших (и не обязательно больших) групп людей во время религиозных церемоний, празднеств, может быть, частично такая работа производится и во время каких-то общественных событий, где действует “закон толпы” (например, на Афинской агоре). Потом это “квантовое состояние” передается и другим членам суперобщины, оно “заразно” для людей одной культуры. Передается так же, как и создается - во время общинных действ.

Именно религиозный ритуал создает и затем воспроизводит это “квантовое состояние”, является способом “вызывания духов”, способом актуализации общинного “под-Я”. Поэтому любые изменения в ритуале очень болезненны и вызывают кардинальное изменение национального или национально-религиозного духа, вызывают церковный раскол.

Не менее ритуала важен догмат, как ключ, которым разум “открывает двери” в подсознание. В догмате, т.е. в сверхавторитете и построенной на его основе религиозной системе – зона действия уже не коллективного “под-Я”, а коллективного “Я”, т.е. коллективного сознательного.

Поэтому религия является высшим проявлением национального, общинного духа, именно она связывает коллективное подсознание с коллективным сознанием, коллективное подсознание с индивидуальным подсознанием, причем на национальном уровне. Но религия никогда не объяснит материальный мир как объективную реальность, это уже задача науки.

Футуристические:

Что будет определять основную интригу мирового развития в XXI-XXII веках? В XXI веке развернется борьба за мировую гегемонию между Китаем и США. Здесь надо учитывать не только “летний” фактор в новой истории Китая, но и само количество носителей обновленного китайского духа. Но подспудно будет усиливаться и другой процесс – процесс ослабления государственных начал, процесс ослабления общностных начал (партий, идеологий) и процесс усиления начал общинно-клановых и общинно-мафиозных, т.е. возникнут некие “виртуальные” государства, у которых будет почти все, что сейчас есть у реальных государств, в том числе финансы, силовые структуры. Эта тенденция постепенно преобразует соперничество между США и Китаем: с внешнеполитического оно станет внутриполитическим, причем китайские триады одно время приобретут большой вес и влияние в открытой системе США. В Европе произойдут также разительные перемены, так что в конце XXI века доминировать будут не немецкие промышленно-банковские круги, а итальянские и испанские кланы, причем новая “испанская” конкиста будет опираться и на мощь Латинской Америки – растущей “головной боли” для США. Россия будет слаба и большая ее часть будет находиться под китайским влиянием, меньшая – под индийским и европейским влиянием. Об Индии – ключевой стране в Евразии, пока ничего сказать не могу, предполагаю только, что очень много индийцев в это время расселится по всему миру; в Африке, по-видимому, произойдет очень конфликтное и кровавое объединение, а арабские страны переживут нынешний жестокий “весенний” период возрождения ислама и в борьбе против гегемонии Китая к концу века создадут очень сильную культуру, а, возможно, и сильное арабское государство.

В XXII веке государственная идея по-видимому начнет “возвращаться” хотя именно на XXII век придется расцвет “кланового начала”. Возможно, именно это позволит избежать ядерной войны, т.к. ядерная бомба и, вообще, военная сила практически бесполезна в борьбе против “виртуальных” государств. Возможно, через распад национальных государств и виртуализацию мир действительно может объединиться в единое политическое целое, но уже в XXIII-XXIV веках.

Но не только кланы и мафии будут усиливать власть над людьми, оттесняя правительства, партии и идеологии, начнется новое возвышение религий, религиозных общинных систем: сект, орденов, церквей, которые теперь будут претендовать на объединение мира в теократическое государство (в XXII веке арабы, в XXIV веке католики). Причем, в XXI-XXIII веках необыкновенное развитие получат “арабизмы”, т.е. исламские религиозные начала, отрицающие право личности на “самоопределение”, а христианство, именно как религия Христа, а не Бога-отца, будет во внутреннем упадке. Причина: обе религии находятся точно в противофазе: христианство начинается со смерти Христа в начале I века (начало “большой весны”), а ислам – с победного шествия по миру в начале VII века (начало “большого лета”).

Сентябрь, 1999г.