СМИ АРМЕНИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

2. СТРУКТУРА СМИ АРМЕНИИ

В середине 80-х годов в Армении выпускались 10 общереспубликанских, 4 городских, 41 районная и 28 многотиражных газет. По состоянию на 1 января 1998 года, в стране зарегистрировано 761 средство массовой информации, причём 185 из них были зарегистрированы в 1997 году. В числе зарегистрированных 141 телекомпания, 33 радиостудии, 107 журналов, 457 газет, 23 информационных агентства. Однако, более-менее регулярно выходит порядка 80 газет и 3-4 журнала.

Изменилась и структура СМИ. Сегодня их можно разделить на три категории: столичные, городские и провинциальные. В первую войдут крупные ереванские газеты, государственное телевидение и радио. Главным свойством этих СМИ является то, что они распространяются по всей стране и, следовательно, сферой их влияния является вся страна.

К городским СМИ можно отнести несколько небольших ереванских газет, а также прессу Гюмри и Ванадзора, второго и третьего по величине городов Армении. В этих городах выходят довольно регулярно по три газеты, принадлежащие администрациям марзов (областей), мэриям и по одной независимой газете. Сюда же относятся радиостанции, вещающие на FM-вол-нах и небольшие телестудии, вещающие на ограниченные территории. Сфера их влияния ограничена численностью населения городов. Остальные газеты, выходящие вне Еревана, могут быть отнесены к провинциальным.

Остановимся на характеристике некоторых ключевых аспектов сегодняшнего состояния армянских масс-медиа.

Печатная пресса является как бы начинкой сэндвича, состоящего из государственной типографии (монстра, где печатается 47 газет, как ереванских, так и провинциальных, и 2 журнала 6 ) и государственного же агентства по распространению печати. Ясно, что это даёт властям огромные возможности для постоянного контроля над печатными СМИ.

Отношение к прессе как к средству пропаганды рождает у каждого мало-мальски значимого начальника желание иметь собственную газету, а вне Еревана ещё и теле- и радиостудию. Так, бывший высший законодательный орган, Верховный Совет, был учредителем газеты Айастани Анрапетутюн и соучредителем Республики Армения; свои газеты издают также Ереванская мэрия, областные (марзовые) администрации, исполкомы городских советов и посёлков городского типа. Собственные газеты, журналы, бюллетени и телепередачи выпускают многие министерства, а газета 02 (НОЛЬ ДВА), являющаяся подразделением Министерства внутренних дел и национальной безопасности, имеет самый большой тираж в стране (20.000 экземпляров).

Доля изданий, контролируемых политическими партиями или лицами, имеющими конкретные политические интересы, в общенациональной прессе велика. Так, из десяти самых популярных ереванских газет пять (ровно половина) - органы разных политических партий, а ещё две финансируются иностранными бизнесменами (армянами по происхождению), активно участвующими в жизни страны.

Тиражи газет малы - от 2.000 до 7.500 экземпляров. Лишь еженедельник Иравунк является самоокупаемым (13.000), то есть влияние газет как фактора формирования общественного мнения низко. Цены на газеты не обеспечивают их окупаемости, но даже они слишком высоки для многих потенциальных читателей. Таким образом, газеты жёстко привязаны к источникам финансирования, без помощи которых им грозит закрытие. В результате отсутствует конкуренция, борьба за увеличение тиражей. Одновременно это даёт партиям, меценатам и спонсорам возможность контролировать содержание газет. Можно сказать, что в стране есть газеты с тиражом 2-4 тысячи экземпляров, выходящие каждая для одного человека.

И поскольку политические интересы партий управляют рынком печатной прессы, можно сказать, что последняя является частью партийной системы страны, а вовсе не независимым, самостоятельным фактом и фактором общественной жизни. Эта пресса всё ещё существует в рамках ленинского определения газеты как “коллективного пропагандиста, агитатора и организатора”.

Так, когда позиции одного из лидеров Армянского общенационального движения (АОД) 7 Давида Шахназаряна разошлись с его партийными соратниками, на газетном рынке вдруг появилась газета Ереванян орер (“Ереванские дни”). Будучи формально независимой, она выходила три раза в неделю и скоро заняла достойное место среди столичных изданий. Когда разногласия достигли апогея, 7 марта 1997 года в редакцию газеты ворвались двое и, потребовав прекратить публикацию критических материалов, зверски избили редактора. Объяснить случившееся можно лишь понимая, кто стоит за газетой и каковы его взаимоотношения с политической элитой. В Армении много газет, гораздо более остро и активно критикующих власти; данное же издание, выполнив свою политическую задачу, приказала долго жить.

Второй пример. Незадолго до очередного IX съезда АОД в партии обострилась борьба за руководство. Наиболее реальными были два кандидата: бывший министр внутренних дел, а к тому времени мэр Еревана Вано Сирадегян и председатель парламентской комиссии по законодательству Эдвард Егорян. Кандидатуру Сирадегяна поддерживали газеты Айк (орган АОД, перевод названия: “Армяне, Армянство”) и Ерекоян Ереван (“Вечерний Ереван”), орган ереванской мэрии. Однако не было газеты, которая бы поддерживала Егоряна; ясно, что таковая появилась. Она называлась Ереванян жаманак (“Ереванское время”) и после выборов, закончившихся поражением Егоряна, исчезла с прилавков.

Наконец, совсем недавно, когда я уже писал настоящую статью, редактор официоза Айастани Анрапетутюн (“Республика Армения”) Месроп Арутюнян был вызван в Национальное Собрание, где ему предложили написать заявление об отставке. Не скрывалось, что причиной отставки было недовольство руководства НС тем, как газета обслуживала его интересы, а не профессионализм редактора и не качество газеты, тираж которой при М.Арутюняне неуклонно увеличивался.

Можно вспомнить ещё несколько более давних примеров. И нетрудно заметить, что все приведённые случаи связаны с газетами, работающими на близкие к власти круги. События же в стане оппозиционной прессы отличаются от описанных.

Единственной самоокупаемой общественно-политической газетой является еженедельник Иравунк (“Право”), учреждённый оппозиционным Союзом “Конституционное право”, идеологически близким к партии “Дашнак-цутюн”. В течение полутора лет тираж еженедельника утроился. В немалой степени способствовали этому острые и смелые политические сатирические миниатюры-анекдоты под рубрикой “Уголок товарища Панджуни” (фамилия литературного героя). Феномен рубрики аналогичен знаменитому “Клубу 12 стульев” Литературной газеты времён застоя. Сатира тов. Панджуни сродни народному раёшнику, лубку; это высмеивание, невзирая на авторитеты и лица, вызывает симпатию. Я назвал бы его примером честной журналистики, не бог весть какого уровня, но честной.

Интересна также выходящая на русском языке газета Голос Армении. Согласно опросам среди читателей, это самая популярная газета в Ереване. Она существует за счёт спонсорских денег, но при несколько более смелом менеджменте может выйти на рубеж самоокупаемости. Отличие этой газеты от остальных в том, что доноры не диктуют содержание газеты, а наоборот, дают деньги под определённое содержание и имидж. Разумеется, это предполагает наличие так называемой скрытой рекламы. Но принципиально здесь то, что газета за счёт своего имиджа делает (скрытую) рекламу своих спонсоров более эффективной.

Голос Армении - радикальная левооппозиционная газета, наиболее острая критика которой направлена против социальной политики властей, против их отношения к беженцам, к карабахской проблеме и к геноциду 1915 года. Эмоциональный смелый тон газеты при не очень высоком уровне информационности и оперативности импонирует оппозиционно настроенным ереванцам. Уверен, ГОЛОС был бы популярен и в провинции, если бы государственное агентство по распространению печати доставляло достаточное количество экземпляров, особенно в те районы, где компактно проживают беженцы.

Я бы сказал, что эти две газеты, одна на армянском языке и другая на русском, выражают противоправительственные чувства и мысли людей.

Журналистские организации. Основной функцией Союза журналистов Армении после развала СССР стало распределение гуманитарной помощи. Однако, благодаря гибкости руководства, Союзу удается перестроиться и начать работать по-новому. Его активность в организации лекций и семинаров для профессионалов и работы школы юных журналистов, поддержанная международными организациями, высоко ценится в журналистском цеху.

В 1995 году был создан Ереванский пресс-клуб. Созданный как объединение лучших журналистов Армении, он сосредоточил свою деятельность на организации различных семинаров. Пресс-клуб выпускает бюллетень, освещающий его деятельность и рассказывающий о некоторых аспектах журналистики за рубежом. В прошлом году бюджет Ереванского пресс-клуба, в который входят около 40 членов (не все они журналисты), превышал $ 200.000, что сделало его одной из крупнейших неправительственных организаций в Армении.

Осенью 1996 года была создана Ассоциация независимых СМИ, куда вошли руководители большинства газет и информационных агентств. Главной целью существования ассоциации сегодня является совместное приобретение и эксплуатация типографии, что должно разрушить монополию государственной “Периодики”. Сейчас американский фонд “Евразия” подводит итоги конкурса на получение пакета из кредитов и грантов для покупки типографского оборудования. Думаю, Ассоциация получит эту возможность. Большинство её членов являются членами Ереванского пресс-клуба, и руководство последнего контролирует деятельность Ассоциации.

Весной 1997 года был создан Национальный пресс-клуб, деятельность которого пока ограничивается организацией регулярных пресс-конференций. Национальный пресс-клуб активен также и в защите прав журналистов. В его планах конкурсы на лучшие журналистские работы, издание бюллетеня.

Есть ещё две журналистские организации, но они фактически не функционируют. Вообще же сам факт создания и работы профессиональных объединений показывает, что журналисты начинают осознавать важность СМИ как общественного института и понимают назревшую необходимость создания и укрепления этого института.

И наконец, в последнее время с наибольшей остротой встала проблема подготовки журналистов. С недавних пор она воспринимается в первую очередь как проблема подготовки преподавательских кадров. Кафедры и факультеты журналистики действуют в Ереванском государственном университете и в 20-ти частных университетах. Однако уровень преподавания также оставляет желать лучшего; ассортимент и построение преподаваемых курсов повторяет советскую модель обучения. Люди, много лет читавшие курсы журналистики в советских вузах, пробуют перейти на западные стандарты, однако переход этот не отвечает даже тем, в общем-то невысоким, профессиональным требованиям, которые предъявляют к репортерам столичные газеты.


Далее