Давление на независимые СМИ

Туркменские власти жестко подавляют свободу СМИ. Все местные средства массовой информации находятся под контролем государства. Власти предприняли ряд мер, нацеленных на то, чтобы перекрыть доступ к альтернативным источникам информации. Так, в 2002 г. в стране запретили подписку на русскоязычные газеты. В июле 2004 г. Туркменистан запретил вещание российской радиостанции "Маяк" на территории страны, по всей вероятности, пытаясь еще больше ограничить доступ граждан к неконтролируемой властями информации. Все интернет-услуги в стране предоставляет государственный монополист - компания "Туркментелеком". Последний независимый интернет-провайдер, компания "Ариана", была закрыта в 2001 г. Власти регулярно блокируют доступ к вебсайтам, размещающим "нежелательную" информацию, а к тем, кто был уличен в посещении таких сайтов, как нам известно, приходят на дом, чтоб запугать. Доступ к услугам даже государственного интернет-провайдера для многих недоступен - он непомерно дорог, а в 2004 г. государство перестало открывать новые адреса электронной почты. В 2002 г. в Ашхабаде были закрыты и без того немногочисленные интернет-кафе. Правительство США профинансировало открытие нескольких точек доступа в Интернет в так называемых "американских уголков" в четырех городах Туркменистана, но считается, что пользование ими строго контролируется властями.

Пытаясь пресечь критику в адрес Туркменистана и не допустить попадания негативной информации в сферу внимания международного сообщества, в последние годы власти Туркменистана все чаще преследуют лиц, связанных с деятельностью финансируемой США радиостанции "Радио Свобода". Туркменское отделение "Радио Свобода" - один из немногих источников альтернативной информации, которые остались в Туркменистане на данный момент. Радиостанция неоднократно выступала с критикой существующего режима и ситуации в области прав человека в Туркменистане, а также транслировала интервью с представителями международных правозащитных организаций и диссидентами, находящимися как в Туркменистане, так и за границей. Чтобы заставить замолчать тех, кто работает на "Радио Свобода" или сотрудничает с ним, власти прибегали к задерживали, угрожали, в том числе смертью, избивали и всячески преследовали родственников,. В июле 2004 г. ашхабадский корреспондент "Радио Свобода" Сапармурад Овезбердиев вынужден был покинуть страну из-за жесткого давления со стороны правительства (см. ниже). Нередко диссидентам, дающим интервью для "Радио Свобода", отключали телефоны, по-видимому, пытаясь помешать им выступать с критикой в адрес политики правительства и сообщать о многочисленных нарушениях прав человека. Например, 5 ноября 2004 г. был отключен мобильный телефон Джумардурды Овезова из Векильбазарского района Марыйской области. Это произошло на следующий день после того, как туркменское отделение "Радио Свобода" начало передавать в эфир ряд интервью, которые он дал по мобильному телефону и в которых он критиковал политику правительства в области земельной реформы, а также рассказывал о нарушениях прав человека в Туркменистане.

Зарубежным журналистам, фотографам и наблюдателям из правозащитных организаций нередко отказывают в посещении страны, чтобы помешать сбору информации о репрессивном режиме. У некоторых зарубежных СМИ возникали трудности с получением или переоформлением аккредитации. Корреспонденты зарубежных СМИ в Туркменистане должны быть очень осторожны в своих высказываниях, чтобы не лишиться журналистской аккредитации и избежать репрессий со стороны властей. Многие туркменские журналисты, сотрудничающие с зарубежными СМИ, вынуждены использовать псевдонимы из соображений безопасности. В последние годы было много случаев, когда наблюдателям от межправительственных и неправительственных правозащитных организаций отказывали в получении визы.

В феврале 2005 г. в Ашхабаде был арестован Виктор Панов, многие годы бывший ашхабадским корреспондентом российского информагентства РИА-Новости. Как сообщают, 12 марта он был депортирован в Россию. Сообщают, что туркменские власти обвинили его в шпионаже на том основании, что он встретился с чиновником туркменского МИДа. На момент составления доклада новой информации по этому делу не поступало.

Корреспондент "Радио Свобода" Сапармурад Овезбердиев выслан из страны

64-летний Сапармурад Овезбердиев проработал в туркменском отделении "Радио Свобода" более 10 лет. В июле 2004 г. он вместе с двумя сыновьями вынужден был уехать в США из-за жесткого давления со стороны властей. В течение многих лет он находился под строгим надзором; власти постоянно оказывали на Сапармурад Овезбердиева давление, чтобы вынудить его уйти с радио. Чтобы заставить его замолчать, преследовали и родственников, и преследовали даже после того, как он покинул Туркменистан.

Например, 11 сентября 2003 г. такси, в котором ехал Сапармурад Овезбердиев, остановила дорожная полиция, после чего два агента спецслужб задержали журналиста и препроводили в камеру при Министерстве национальной безопасности. Чиновники Министерства угрожали Сапармураду Овезбердиеву лишением свободы сроком на 20 лет за "измену родине" и заставили его написать министру национальной безопасности письмо с извинениями и признанием в том, что он является "врагом народа". Благодаря давлению со стороны международной общественности Сапармурад Овезбердиев был освобожден из-под стражи спустя четыре дня, которые он провел в камере без права общения с родственниками и адвокатом. Однако на этом преследование журналиста не закончилось. Сапармураду Овезбердиеву не раз отключали телефон; врачи (как сообщают, по приказу сверху), отказали ему в медицинской помощи, необходимой ему после перенесенного в августе сердечного приступа, потому что он - так они сказали - репортер "вражеского радио".

14 ноября, когда Сапармурад Овезбердиев вышел из дома, чтобы выбросить мусор, на него набросились двое мужчин, втолкнули в машину и отвезли на заброшенное Ватутинское кладбище на окраине Ашхабада. Один из них зажал клещами мизинец на левой руке журналиста. Они грозились убить его и всячески издевались над его работой на "Радио Свобода". Затем нападавшие бросили журналиста, оставив его босым и без рубашки. Сапармурад Овезбердиев рассказал "Международной Амнистии", что, как он впоследствии выяснил, один из нападавших был служащим Министерства национальной безопасности.

В течение нескольких месяцев после этого события журналист, в целях безопасности, выходил из дома только в сопровождении представителей посольства США. Ему часто отключали телефон; он неоднократно получал анонимные телефонные звонки, в том числе угрозы смертью; как сообщают, что с 18 июня по 15 июля 2004 г. сотрудники спецслужб круглосуточно следили за домом журналиста.

Чтобы ужесточить давление на Сапармурада Овезбердиева, в конце июня 2004 г. его жену, Огулдурды Овезбердиеву, уволили из школы № 4 г. Ашхабад, где она проработала почти 20 лет, а 1 июля потерял работу его сын Равшан, бывший охранником в гостинице. В октябре власти пригрозили конфисковать квартиру Сапармурада Овезбердиева в Ашхабаде, где жила его жена со своей матерью.

Задержание Халмурата Гылычдурдыева и увольнение его дочери

65-летнего Халмурата Гылычдурдыева продержали под стражей без права переписки и сообщения в тюрьме Министерстве национальной безопасности в Ашхабаде с 23 до ночи 26 июня 2004 г., после чего сотрудники национальной безопасности вернули его родным. Имеющиеся данные позволяют с большой долей уверенности предположить, что Халмурат Гылычдурдыев, бывший театральный и кинорежиссер, подвергся преследованиям в наказания за интервью, которые он давал "Радио Свобода". Его и до того неоднократно вызывали в Министерство национальной безопасности на допросы о его связях с "Радио Свобода". Насколько известно "Международной Амнистии", ему не было предъявлено никаких обвинений.

Утром 23 июня он отправился в офтальмологическую клинику г. Ашхабад на осмотр после перенесенной им накануне операции. В клинике его уже ждали трое сотрудников спецслужб, которые увезли его в Министерство национальной безопасности. Родные безуспешно искали его всю ночь.

На допросах его заставляли отказаться от сотрудничества с "Радио Свобода". После освобождения Халмурат Гылычдурдыев рассказал "Международной Амнистии": "Они хотели, чтобы я подписал письмо, подготовленное от моего имени и адресованное Президенту. В письме я должен был извиниться за то, что распространял ложные измышления и раскрыл "Радио Свобода", помимо всего прочего, секретную информацию об экономическом положении страны. Откуда у меня секретная информация? У меня нет доступа к такой информации. Я простой пенсионер". Халмурат Гылычдурдыев сообщил также, что ему угрожали конфискацией квартиры и тем, что его со всей семьей "отправят в пустыню".

Физического насилия к нему в заключении не применяли, но и медицинской помощи не оказали, хотя он в ней нуждался в связи с недавно перенесенной офтальмологической операцией. В результате после освобождения из-под стражи ему пришлось перенести еще одну глазную операцию.

25 июня дочь Халмурата Гылычдурдиева, Женет Гылычдурдыеву, уволили из Министерства внутренних дел, в котором она работала с 1989 г. в должности главного инспектора. Как ей сообщили, ее уволили потому, что она не сообщила в Министерство об аресте отца. Женщина сказала им, что обязательно бы сообщила об этом, но отцу запретили общение с внешним миром и, следовательно, у нее не было достоверной информации ни о его аресте, ни о местонахождении. По имеющейся информации, заместитель министра также упомянул, что на самом деле Женет Гылычдурдыеву уволили по указанию Министерства национальной безопасности. Насколько известно, дочь Халмурата Гылычдурдыева не может устроиться на другую работу, поскольку ее отец диссидент.

После освобождения Халмурата Гылычдурдыева ему неоднократно отключали телефон. Например, ему отключили телефон 17 ноября 2004 г., на следующий же день после его интервью туркменскому отделению "Радио Свобода", в котором он выступил с критикой положения в области прав человека в стране.

Дело Рахима Эсенова, Игоря Каприелова и Аширкули Байриева

23 февраля 2004 г. 79-летнего Рахима Эсенова, сотрудника нескольких программ на радиостанции "Радио Свобода", вызвали в Министерство национальной безопасности и обвинили в "контрабандном ввозе" на территорию Туркменистана восьмисот экземпляров его исторического романа "Венценосный скиталец". Туркменским издательствам было запрещено печатать эту книгу еще 10 лет назад, и Рахиму Эсенову не оставалось ничего другого, как издать ее в 2003 г. в Москве. В январе экземпляры книги доставили в квартиру писателя в Ашхабаде, однако несколько дней спустя сотрудники таможни изъяли их, заявив, что книги были ввезены в страну нелегально. По имеющимся данным, впоследствии книги были сожжены. Рахим Эсенов утверждал, что ввез их в страну на законных основаниях и уплатил все таможенные сборы.

2 марта оказалось, что против Рахима Эсенова выдвинуты обвинения в "разжигании социальной, национальной и религиозной розни" с использованием средств массовой информации. Рахим Эсенов полагает, что обвинения основаны на высказываниях персонажей книги, действие которой происходит во времена империи Великих Моголов, основанной в шестнадцатом веке. В феврале 1997 г. Президент Ниязов выступил с критикой книги и обвинил автора в том, что тот допустил несколько "исторических ошибок". Однако Рахим Эсенов отказался внести требуемые Президентом "коррективы".

Как сообщают, на допросах Рахима Эсенова заставляли выдать имена "контрабандистов-подельников", а также сообщить, кто профинансировал публикацию книги. После допроса с Рахимом Эсеновым случился инфаркт, и его положили в больницу. Состояние здоровья Рахима Эсенова вызывало опасения еще до того, как его заключили под стражу, так как незадолго до того он уже перенес сердечный приступ. Несмотря на это, допросы продолжились, и 26 февраля Рахима Эсенова перевели в следственный изолятор при Министерстве национальной безопасности.

23 или 24 февраля зятя Рахима Эсенова, Игоря Каприелова, тоже забрали в Министерство национальной безопасности по обвинению в соучастии в контрабандном ввозе книг. 31 марта Азатлыкский районный суд приговорили Игоря Каприелова к пяти годам лишения свободы по обвинению в "контрабанде" (ст. 254, ч. 2 уголовного кодекса).

Друга Рахима Эсенова, журналиста Аширкули Байриева, также работавшего на "Радио Свобода", вызвали в Министерство национальной безопасности вечером 1 марта. Вскоре после ареста Аширкули Байриева его сын, учитель английского языка, и жена, журналистка, были уволены. Аширкули Байриева обвинили в "распространении клеветнических измышлений в публичном выступлении или в средствах массовой информации" (ст. 132, ч. 2).

Осталось не вполне ясно, что же в большей степени повлияло на арест этих троих - связь Рахима Эсенова и Аширкули Байриева с радиостанцией "Радио Свобода", с одной стороны, или факт ввоза в страну книги Рахима Эсенова и ее содержание, с другой.

Благодаря давлению со стороны международной общественности, Рахима Эсенова и Аширкули Байриева освободили из-под стражи 9 и 12 марта соответственно. Несмотря на это, им запрещено покидать Ашгабад; обвинения с них до сих пор не сняты. Как сообщается, Рахим Эсенов неоднократно обращался к туркменским властям за разрешением на поездку в Москву, где он должен пройти курс лечения, однако власти оставили его просьбы без внимания. Насколько известно, за Рахимом Эсеновым и его родственниками постоянно следят, каждый их шаг контролируют спецслужбы, их телефоны прослушиваются. После освобождения Рахима Эсенова и Аширкули Байриева из-под стражи власти неоднократно отключали телефоны в их квартирах, чтобы они не могли передавать новые сведения о своем деле на "Радио Свобода" или международным правозащитным организациям.