Приложения

Программа государственных инвестиций призвана навести порядок с внешними кредитами

Николай ДРОЗД

24 июня состоялась пресс-конференция руководителя Агентства по экономическому планированию Романа Солодченко, посвященная проблематике Программы государственных инвестиций (ПГИ). Программа включает анализ и перечень проектов, финансируемых с помощью внешних займов, привлекаемых под государственные гарантии или из бюджета. В трехлетней программе на 1999-2001 годы соотношение внешних и бюджетных инвестиций составляет 86,8% и 13,2%.

Одной из главных задач ПГИ является наведение порядка с внешними кредитами под государственные гарантии и сведение воедино государственной программы инвестиционных приоритетов, доноров и инициаторов проектов в лице регионов и министерств. До этого инвестиционные приоритеты утверждались каждый индивидуально и привлечение длинных денег было практически бесконтрольным. Хотя, по оценкам г-на Солодченко, пик выплат по кредитам, о которых идет речь, за пределами не только трехлетней программы ПГИ, но и десятилетней стратегии заимствований, положение с внешним долгом и сейчас вызывает озабоченность.

В рамках трехлетней программы на 1999-2001гг., как предполагается, будет освоено $1 млрд 350 млн. Первый год в каждой из трехлетних программ является частью утверждаемого бюджета и жестко финансируется, размер средств, закладываемых в следующие два года программы, определяется на основе прогнозов в соответствии со стратегией заимствования.

Говоря о привлеченных инвестициях в отраслевом разрезе, г-н Солодченко поставил на первое место транспорт и на второе - сельское хозяйство. В промышленность подобным образом привлекается не так много средств, там основным инструментом является приватизация и частные инвестиции. Интерес же международных финансовых институтов так или иначе сосредоточен на крупных инфраструктурных объектах, таких как дороги или мосты. Г-н Солодченко смог назвать только один чисто промышленный заем - японский стомиллионный кредит на развитие легкой промышленности, который, как предполагается, начнет реализовываться в начале 2001 года.

Характеризуя доноров Казахстана, председатель агентства отметил отсутствие резких изменений в их составе. Достаточно стабильно с нашей страной работает Всемирный банк. ЕБРР осуществляет проекты, связанные с реконструкцией порта Актау, развитием малого бизнеса и, как ожидается, выделит кредит в размере $60 млн для железной дороги. Интересы банка в большей степени связаны с кредитованием частного сектора. После годичного перерыва, когда ни один из казахстанских проектов не прошел внутрибанковские процедуры, возобновляется сотрудничество с АБР. В октябре, как ожидается, пройдет обсуждение с Исламским банком развития, которому будут предложены для рассмотрения 10 основных проектов.

Крупнейшим заемщиком Казахстана остается правительство Японии, финансирующее в год всего один проект, но весьма крупный по денежным объемам - $100-150 млн. В число крупных доноров также входит Германия.

Инвестиционные проекты являются частью дефицита бюджета, и, по мнению г-на Солодченко, государство должно стремиться к увеличению именно инвестиционной составляющей бюджета, чтобы не проедать свое будущее.

Отвечая на вопросы, председатель агентства прокомментировал ситуацию со строительством дороги Алматы - Астана. О дефолте в данном случае говорить рано, но отсутствие софинансирования с казахстанской стороны вынудило подрядчиков заявить, что в случае, если финансирования не будет, 7 июля они прекращают работу. Побывавшая два дня назад в Астане делегация АБР, однако, уехала с заверениями Минтранскома и других ведомств, что софинансирование до этого “дня икс” будет возобновлено. Ставший законом в день проведения пресс-конференции секвестр, по словам Романа Солодченко, затронет из ПГИ лишь одну программу, финансируемую из бюджета и касающуюся строительства водоводов.

Говоря о необходимости появления своего агентства, г-н Солодченко упомянул о переводе Агентства по стратегическому планированию в число президентских структур, в результате чего правительство осталось без своего экономического ведомства и возник пробел между стратегическим и текущим планированием.

“Панорама”, 25 июня 1999 года