КАК РАЗВОРОВАЛИ СТРАНУ
Семья Назарбаевых: истоки благосостояния

Деньги любят счет. Особенно в швейцарском банке

Обратимся к “истории вопроса”. Первые “семейные счета” в Швейцарии были открыты представителями Назарбаева еще на заре независимости. В то время руководство Казахстана более всего беспокоило отсутствие стабильной валютной базы вне бюджета – того “запасного кармана”, который мог быть дать возможность различных финансовых маневров. Причин для возникновения таких счетов было несколько. Во-первых, и самому Назарбаеву и его родне хотелось иметь свободные финансовые ресурсы для текущих “бытовых” расходов. С обретением независимости казахская элита вырвалась из-под присмотра Москвы и первым побуждением было стремление пожить красиво, как и полагается первым лицам в государстве.

Во-вторых, Назарбаев как человек осторожный и предусмотрительный уже тогда подумывал о возможности формирования “запасных площадок” на случай каких-либо внезапных катаклизмов в Казахстане и соседней России – событий, которые могли бы привести к его отставке и отъезду из Казахстана. На этот крайний случай следовало создать мощный финансовый задел за рубежом, чтобы как минимум ни в чем не нуждаться, а как максимум – продолжать вести активную общественную и политическую деятельность.

В-третьих, уже после формальных и неформальных контактов с корпорацией “Шеврон”, которая на крайне льготных условиях получила в Казахстане богатейшее Тенгизское месторождение, Назарбаеву и его близким стала понятна великая роль политических “чаевых” в системе развитого капитализма. Голоса избирателей, симпатии политических лидеров и прессы, благоприятный имидж за рубежом, высокие оценки и рейтинги, - все это, как показалось Назарбаеву, может быть куплено, нужны лишь большие деньги.

Единственным источником валютных ресурсов в Казахстане является экспорт сырьевых ресурсов – нефти, меди, цинка и других металлов. На этот участок следовало посадить особо доверенных людей. Первым министром внешнеэкономических связей РК Назарбаев назначил родственника своей жены Сыздыка Абишева – человека, с которым он был близко знаком еще по Караганде (Абишев в качестве куратора спецраспределителей для высшей партийной бюрократии обеспечивал семью секретаря Карагандинского обкома партии Назарбаева различными дефицитными товарами). Пожалуй, не было больше в окружении президента такого же преданного и посвященного в финансовые тайны семьи человека, как Сыздык Абишев (по преданности с ним мог бы соперничать разве что Нуртай Абыкаев, но в финансовые дела осторожный Абыкаев никогда особо не лез).

Именно Абишев разработал основную стратегию пополнения тайных банковских счетов семьи в дальнем зарубежье. При МВЭС были созданы специализированные государственные внешнеторговые компании-экспортеры. На каждой из таких компаний сидел “свой” человек, особо доверенное лицо Сыздыка Абишева. В обстановке абсолютной закрытости, страшной коммерческой тайны через компании проходила львиная доля сырьевого экспорта республики – все товары “государственного значения”.

В соответствии с указом президента РК “Об организации внешнеэкономической деятельности РК на период стабилизации экономики и проведения рыночных преобразований” от 25 января 1992 года в перечень продукции государственного значения были включены: нефть и нефтепродукты, природный газ, включая конденсат, уголь, руды и концентраты, прокат черных и цветных металлов, ферросплавы, чугун, цветные, редкие и редкоземельные металлы, глинозем, зерно, хлопок, шерсть, минеральные удобрения, лекарственное растительное сырье и осетровая икра. В этом же указе было установлено, что “экспорт указанной продукции осуществляется только специализированными коммерческими государственными структурами и предприятиями-производителями”. Назарбаев руководствовался следующей логикой: если уж бывшие коммунисты начали строить капитализм и обогащаться, то лучше набить карман самому, чем дать это сделать каким-то посторонним людям. Именно тогда в республике закладывалась организационная основа той финансово-политической монополии, которая в 1998 году выродилась в неприкрытый авторитаризм.