КАК РАЗВОРОВАЛИ СТРАНУ
Семья Назарбаевых: истоки благосостояния

Утруска-усушка-утечка

Забегая вперед, вспомним одну уникальную, сенсационную цифирь, которая в тот период практически прошла мимо журналистов и экспертов. В 1994 году, незадолго до отставки премьер-министра Сергея Терещенко правительственная комиссия под руководством его будущего преемника Акежана Кажегельдина подготовила специальный Меморандум об экономической политике, который был представлен в международные финансово-кредитные организации. До этого времени цивилизованные страны смотрели на творящиеся в республике “реформы” с недоуменным страхом – инфляция перевалила за 2000 процентов в год, воровство в кредитно-банковской системе достигло невиданного масштаба, казалось еще чуть-чуть – и вся экономика полетит в тартарары.

Выступив с кажегельдинским меморандумом, правительство впервые попыталось заявить миру: мы тоже цивилизованные, понимаем, как плохи дела и будем пытаться выкарабкаться. Меморандум содержал беспрецедентно резкую и довольно правдивую оценку плачевной экономической ситуации в Казахстане. Настолько правдивую, что этот документ пришлось засекретить: на него поставили гриф “Для служебного пользования” и закрыли от широкой общественности.

Сенсация состояла в том, что в первый и в последний раз в этом Меморандуме приводились официальные данные об объемах валютных утечек в процессе внешней торговли. В 1992 году, по данным правительства, теневой отток за рубеж казахстанских капиталов составил 240,5 миллиона долларов. В 1993 году – уже 849,1 миллиона. До сих пор остается загадкой, каким образом правительство со столь высокой точностью высчитало столь деликатные показатели. Не участвовал ли в этом процессе сам Сыздык Абишев? Он-то, конечно, мог сообщить весьма точную сумму.

В любом случае приведенной официальной цифре можно доверять: только за первые два года независимости на зарубежных валютных счетах казахстанской элиты осело около 1,1 миллиарда долларов.