КАК РАЗВОРОВАЛИ СТРАНУ
Семья Назарбаевых: истоки благосостояния

Злоупотребление сластью

“Нефтяных баронов” не устраивало постоянное присутствие молодых финансистов из команды Субханбердина. Мало того: с помощью силовых структур Кажегельдин покусился на святая святых – многомиллионные теневые доходы, оседающие на зарубежных счетах казахстанской элиты.

Весной 1996 года в рамках предприватизационной подготовки премьер инициировал финансовые проверки крупнейших нефтяных компаний. Специалисты Министерства финансов обнаружили серьезные злоупотребления. В актах проверок фигурируют многочисленные факты нецелевого расходования средств, приобретения дорогостоящих квартир и домов для отдельных сотрудников на деньги, которые полагалось перечислить в бюджет, а главное – приводились случаи утечки валютных ресурсов за рубеж. Все документы проверок тщательно засекретили, но кое-что все же просочилось в печать.

Министерство нефти и газа (Н.Балгимбаев) предприняло энергичные аппаратные контрмеры. В окружении президента начались разговоры о том, что Кажегельдин взял на себя все управление экономикой Казахстана, оттеснив главу государства от влияния на экономические решения. На имя Назарбаева поступило несколько конфиденциальных записок, в которых содержался угрожающий анализ: еще немного – и президент станет свадебным генералом при фактическом лидере Кажегельдине. По мнению разработчиков этих версий, Кажегельдин в дальнейшем сможет эффективно конкурировать с Назарбаевым на президентских выборах и наверняка одержит победу, пользуясь поддержкой влиятельных финансовых и предпринимательских группировок.

Тем временем команда Кажегельдина продолжала открытое наступление на позиции нефтяных баронов. В октябре 1996 года председатель Госкомитета по госимуществу Сарыбай Калмурзаев на пресс-конференции в Алма-Ате сообщил сенсационную весть. Дословно: “В балансе производимой в Казахстане нефти не балансируется около 500 миллионов долларов”. Это туманное высказывание имело характер сигнала: Калмурзаев сообщал оппонентам, что в правительстве имеются материалы о финансовой утечке из республики средств от продажи примерно 5 миллионов тонн нефти. Какого-либо вразумительного официального разъяснения по этому поводу от правоохранительных органов не поступило.

В ноябре 1996 года начальник Алма-Атинской налоговой полиции Владимир Курбатов сообщил журналистам о грубых финансовых нарушениях, допущенных руководством госхолдинга “Мунайгаз”. Президент компании Тулеген Хасанов (близкий друг Нурлана Балгимбаева) был задержан и доставлен в правоохранительные органы для допроса, дома у него провели обыск. Даже видавшие виды оперативники были изумлены роскошным бытом далеко не главного нефтяного босса. По фактам финансовых нарушений было заведено уголовное дело, переданное в Комитет национальной безопасности РК.

По словам Курбатова, госкомпания “Мунайгаз” злостно уклонялась от уплаты налогов. Сумма не перечисленных в бюджет средств составила миллионы долларов. В то же время руководство холдинга в 1994-1996 гг. приобрело в престижных районах Алма-Аты 50 комфортабельных квартир для руководящего персонала, а также для совершенно посторонних лиц – сотрудников Комитета национальной безопасности и прокуратуры. Об утечке валютных средств за рубеж Курбатов счел за лучшее промолчать. Однако молчание проверяющих могло иметь временный характер.

Наталья АБСАЛЯМОВА, “Владимир Курбатов против “Мунайгаза” (“Экспресс К”, 26 ноября 1996 года):

“В то время как пенсионеры “ложатся на рельсы”, работники компании “Мунайгаз” отправляют своих чад отдохнуть и подучиться в Америке, перечисляя за их пребывание за океаном тысячи долларов. В последнее время налоговики выявили законспирированную и достаточно разветвленную сеть предприятий, через которые, используя несовершенство банковского контроля, производились миллионные обороты средств. Под видом контракта с зарубежными партнерами современные “рога и копыта” переводят национальную валюту в доллары, обналичивают их и запускают обратно в теневую экономику республики. В результате на “черном” рынке совершаются многомиллионные долларовые сделки”.

“Наезжая” на близкие президентской семье предпринимательские структуры, Кажегельдин фактически собирал компромат на Назарбаева. Это было по-настоящему опасно. Чаша терпения переполнилась. Самый влиятельный противник Кажегельдина – зять президента Рахат Алиев убедил “папу” в том, что надо срочно менять “политическую конфигурацию”.

В декабре 1996 года президент частного холдинга “Сахарный центр” Алиев назначается первым заместителем начальника главного управления налоговой полиции Государственного налогового комитета РК – начальником управления по борьбе с коррупцией и контрабандой.

Одной из первых его акций в новой должности стала специальная операция в “Казкоммерцбанке”. Банк, которому покровительствовал Кажегельдин, подвергся бесцеремонной атаке автоматчиков (позже их прозвали “алиментами”). Белые воротнички были уложены на пол “задом вверх”. Заместителя Субханбердина Евгения Фельда в наручниках доставили для допроса в казенный дом, из офиса банка конфисковали документы и компьютеры с информацией.

Началась новая эра – силовой борьбы родственников президента за передел сладкого пирога.

Рахат АЛИЕВ, “У крутых “крыши” поехали” (“Караван”, 17 июля 1998 года):

“В борьбе с коррупцией достичь мгновенных результатов невозможно. Бескомпромиссная позиция президента страны в вопросах борьбы с коррупцией находит поддержку в обществе и позволяет правоохранительным органам проводить эту работу решительно, на новой законодательной основе. Надо, чтобы все поняли: борьба с коррупцией и со злоупотреблениями властью будет вестись системно, в рамках предоставленных соответствующим органам полномочий, на основе строгого соблюдения и уважения прав человека и Конституции РК”.