Завещание Алихана или как Лидер Алаш планировал сотворить из страны вторую... Японию (продолжение, часть 2)

Алихан, планировавший ещё в 1910 году «претворить в казахской степи (имел в виду «в казахской стране») западную культуру «в самом широком смысле», после февральской революции 1917 года не сомневался в том, что добьётся для своего угнетённого народа восстановления национальной государственности – сперва в виде автономии, затем и полной независимости.

 Ради этой цели в 1914 году он даже поддержал вступление Российской империи в І мировую войну, а с 1915 года неустанно призывал казахов помогать ей одержать победу в ней, акцентируя внимание сынов Алаш на обязательстве, взятом самодержавией перед вступлением в эту войну: «Мы воюем не за рынки, не для обогащения капиталистов, а за свободу, за самоопределение всех народов и национальностей (!)». «И мы теперь требуем, - настаивал Алихан Букейхан выступая на общесибирском съезде в Томске в октябре 1917 года, - чтобы намъ дали то, что обещали» (!). Необходимо также напомнить другой исторический факт: когда в ноябре-декабре 1916 года Германия и её союзники предложили мир, военно-политический блок России, Франции и Великобритании – Антанта - отклонил его, указав, что «мир невозможен до тех пор, пока не обеспечено восстановление нарушенных прав и свобод, признание принципа национальностей и свободного существования малых государств (!)».

В одной статье, опубликованной в газете «Қазақ» незадолго до образования Автономии Алаш, Алихан писал, что «образовать автономию – значит создать суверенное государство». В своей статье «Жалпы Сібір сиезі», посвященной общесибирскому съезду в Томске, он сообщил следующее: «Итак, в основной закон (Конституцию. – С.А.) Сибирской автономии будет внесена отдельная статья: Казакская нация... временно присоединяется к Сибирской автономии. При изъявлении желания она вправе отделиться в самостоятельное государство. ...Мы решили, что для начала важно опираясь на поддержку Сибири освободиться от оков великой державы, а позднее, укрепив свою государственность, отделиться и от неё (Сибири)».

В 1919 году, спустя почти полтора года со дня образования Автономии Алаш, во время переговоров с очередным самопровозглашённым «верховным правителем» России адмиралом Колчаком, на его вопрос о том, кто санкционировал образование национальной автономии, глава и премьер-министр Автономии Алаш Алихан Букейхан прямо и недвусмысленно заявил: «АЛАШ-ОРДА ИЗБРАНА ПОЛНОМОЧНЫМ ОБЩЕКАЗАХСКИМ СЪЕЗДОМ И НИ В КАКОЙ САНКЦИИ НЕ НУЖДАЕТСЯ» (!).

После неудачных переговоров с Омским правительством адмирала Колчака, Алихан вернулся в город Алаш (Семипалатинск, ныне Семей) и созвал экстренное совещание правительства Алаш-Орда. Далее, по свидетельству Халела Габбасулы (Габбасов), одного из его заместителей в Народном Совете, Алихан Букейхан «доложил обстановку и поставил вопрос: как быть в ситуации, когда политические события развиваются в направлении реставрации монархического строя?» «В этой обстановке рассчитывать на самоопределение нации нельзя, - подчеркнул он и предложил немедленно возобновить переговоры с вождями большевиков: - Поэтому необходимо связаться с Советской властью» (!).

В отличие от той же Японии, Алихан Букейхан часть своих стратегических задач, исходивших из программы «Алаш» (казахский аналог программы «Мэйдзи»), пытался и реализовал, как отмечалось выше, в условиях колониально-обрусительной политики имперской России. Первочередной из них было создание и развитие современной казахской культуры на основе самобытной кочевой культуры, о чём он под псевдонимом Түрік баласы (Потомок тюрков. – С.А.) писал в первых номерах газеты «Қазақ» в 1913 году: «До самого судного дня казахи останутся казахами. В нынешний век просвещения, создав современную «Казакскую культуру» с одной стороны и «Казакскую литературу» - с другой, казахи намерены сохранить свою национальную самобытность и идентичность!».

Алихан опирался не только на опыт и практику Японии. Он и не пытался изобрести некий «казахский путь» к демократии или ускоренного социально-экономического развития. В отличие от советской власти, которая для осуществления своих безумно-утопических, по сути изуверских, античеловеческих замыслов, превратила всё население бывшей Российской империи в подопытных кроликов, лидер Алаш прививал своему народу общечеловеческие ценности, культуру и опыт, выработанные и накопленные веками. Он изучал, например, систему образования США, Англии, Германии, Франции, то есть тех стран Запада, опыт которых переняла та же Япония. Например, в статье «Рухани мәдениет қарауылынан» («О духовной культуре». – С.А.) от 1915 года, Алихан сравнил численность учителей и учеников начальных школ. По его данным, на одного учителя приходилось в США – 184 человека, Англии – 221, Франции – 250, а в России – 819. Если в США на одно село приходилось по 3 учителя, а в России на 3 села – всего по 1 учителю (!).

В России, утверждал Қыр баласы (Сын степей), число учителей начальных школ составляет 210 тысяч, а в США – 500 тысяч. Тем самым он стремился достичь уровня передовых стран мира в сфере образования и науки. В статье «Мұғалімдер жиылысы» («Съезд учителей») он сообщил, что предстоящей зимой в Петрограде намечен съезд учителей, организуемый видными учеными, педагогами России с целью ознакомления с наиболее прогрессивными методами школьного обучения в таких странах, как Япония, США, Норвегия. «Чтобы не отстать от цивилизации, - отмечал он далее, - казахам следует твёрдо встать на путь просвещения и образования.

Народ, не экономя средств, должен отправить на петербургский съезд своих учителей, обучающих талантливых детей. Если казахи не найдут средств на петебургский съезд, то это значит, что они смирились со своей отсталостью, невежеством... За год из 10 областей в Мекку на хадж отправляются 2500 казахов-поломников. Каждый из них тратит на хадж примерно по 500 рублей. Если они из 500 рублей пожертвует какие-то 10 рублей на образование детей, то за год накопилось бы 25 тысяч рублей».

В 1913-1917 годах редакция газеты «Қазақ», в частности, товарищество «Азамат», организованное для издание газеты, в буквальном смысле превратилось в Центр образования, просвещения и культуры, а также в общество помощи учителям и учащимся для всего Казахского края. К 1914 году газета «Қазақ» из общенациональной печати превратилась уже в международную – её выписывали казахи Китая и Турции. К 1916 году «Қазақ» уже невольно выполняла функций национального парламента и теневого правительства Казахстана – на её полосах всенародно обсуждались самые актуальные вопросы национального масштаба и предлагались конкретные пути и решения. Товарищество же оказывало содействие развитию образования и просвещения, издавало и распространяло учебники и литературу на казахском языке, в которых остро нуждались казахские школы и медресе. Кроме того, оно поддерживало казахскую молодежь из бедных семей, обучавшуюся в средних и высших религиозных и светских учебных заведениях. «Цель товарищества «Азамат», - отмечалось в обращении А. Байтурсынулы и М.Дулатулы по поводу открытия общества в декабре 1913 года, - не накопительство, не обогащение его членов, а содействие полезному для общества делу... Это не купеческое, не предпринимательское общество, а гражданское» (!).

Напомню, что ІІ Всеказахский съезд в Оренбурге, в день образования Автономии Алаш и выборов членов Народного совета Алаш-Орда, 13 декабря 1917 года сформировал также комиссию по составлению учебников и учебной литературы во главе с Ахметом Байтурсынулы, на деятельность которой было решено выделить достаточные средства из национального фонда. Этот фонд был создан на том же съезде. В члены комиссии были избраны М.Жұмабайулы, Е.Омарулы, Б.Сәрсенулы и Т.Шонанулы. Однако в связи с разгорающейся гражданской войной «комиссия Байтурсынулы» не сумела плодотворно поработать.

Грамотность солдат, на взгляд Алихана, является объективным показателем уровня общей культуры любой страны. Поскольку, считал он, солдат набирают из гущи народа, из бедных слоёв населения. Согласно его сведениям, в Германии из 200 солдат лишь один неграмотный, в Англии из 100 только 4, в Японии из 100 лишь 5 безграмотных. В самый разгар гражданской войны в России, вспыхнувшей из-за вероломного захвата большевиками центральной власти, охватившей в том числе и всю территорию Казахской автономии, Алихан поставил перед народом Алаш новую задачу: создать современную, хорошо обученную и грамотную армию. «Безграмотный солдат, - отмечал он в очередной статье, - не разбирает где зло, а где добро.

Необученный, безкультурный и недисциплинированный солдат способен на сущее беззаконие. Творимое среди русских гражданское кровопролитие – следствие безграмотности и безкультурия их солдат» («Абай», № 8, 01.08.1918 г.).

Другой целью движения «Алаш» и его лидера являлось введение и развитие в родном крае так называемого земства, что давало возможность местному самоуправлению распоряжаться значительной частью собираемых налогов для строительства школ, больниц, авто- и железных дорог, мостов, фабрик, заводов и т.д., то есть направлять на строительство и развитие местной инфраструктуры.
Добиваясь земства, Алихан преследовал важную цель – начать строительство современного казахского государства с фундамента – развития местной инфраструктуры и самоуправления.

Попытка введение для казахов воинской повинности до революции 1917 года путём отмены закона 1834 года, согласно 42 статье которого казахи были освобождены от воинской повинности, являлось еще одним пунктом программы «Алаш». Став депутатом І Государственной думы в 1906 году, он отправился в С.-Петербург с готовым законопроектом о введении воинской обязанности для казахов и формировании из них конно-кавалерийских полков с самостоятельным войсковым управлением по примеру казачьих войск. Алихан упорно отстаивал своё убеждение о необходимости службы казахов в кавалерийских войсках с национальным командованием, чтобы они были вооружены собственным оружием, обучены и всегда готовы к действиям... в нужный момент и час. Однако ему не удалось осуществить этот план вплоть до февраля 1917 года. Он прибыл в С.-Петербург 8 июля 1906 года - в день роспуска Думы І-созыва, а в день роспуска ІІ-созыва – 3 июня 1907 года – казахи вовсе были лишены избирательных прав до лета 1917 года.

oblastkom

Для обучения казахских кавалерийских войск лидер «Алаш» был не прочь воспользоваться помощью, например, Оренбургских, Семиреченских или Уральских казачьих войск. Мало того Алихан искал союза с казачеством, с тем казачеством, которое в то время являлось главной опорой и орудием колониальной политики России в казахских степях. Это свидетельствовало о его гибкости, готовности к компромиссу и прагматичности как государственного деятеля. Об этом свидетельствует его письмо в адрес начальника юнкерского училища Оренбургского казачьего войска, написанное Алиханом еще до образования Автономии Алаш. «Мы, казахи (в ориг. «киргизы». - С.А.), - писал автор письма, - решили создать спешно народную милицію. Намъ нужно приготовить изъ казахской молодёжи добровольцевъ инструкторовъ. Прошу Васъ назначить мнѣ время для переговоровъ съ Вами по вопросу о пріемѣ въ ваше юнкерское училище казаховъ на полномъ содержаніи за счетъ казаховъ. Тургайскій областной комиссаръ А. Букейханъ» (ЦГА РК, фонд № 17, оп. 1, дело 17, лл. 203, 203 об.). Правоту и дальневидность Алихана доказали события 1917–1920 годов, когда автономия Алаш остро нуждалась в своей армии, которую он для отвода глаз называл «народной милицией». Как известно, срочно обучить и вооружить нескольких казахских конных полков, достаточно успешно воевавших против большевисткой красной армии в 1918–1919 годах, действительно помогли казачьи войска.

И наконец, для осуществления всех этих целей и задач не менее важна и необходима была идея, которая была бы одинаково понятна и близка как национальной элите, так и широким слоям народа. Имя Алаш, которое он выдвинул как идею, оказалось триумфальной в деле единения и национально-культурного возрождения казахов. Об объединяющей силе идеи «Алаш» свидетельствует тот факт, что в ноябре 1917 года на выборах в Учредительное собрание партия под идентичным названием одержала столь убедительную победу над социал-демократами и их союзницей – партией «Үш жүз» («Три джуза»), что получила все 43 депутатских мандата. Это был триумфом идеи «Алаш» – казахи состоялись как нация. И этот момент зафиксирован историей выборов в первое и последнее Учредительное собрание России, состоявшиxся 8-12 ноября 1917 года.

Ровно месяц спустя ІІ Всеказахский съезд (курултай), состоявшийся по инициативе и организации Алихана 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге и воссоздавший казахское государство в виде Автономии Алаш, единогласно постановил: «Территория автономных областей Алаш (9 областей, 1 губерния и ряд волостей Алтая. – С.А.) со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли, составляют собственность Алаш».

Алихан был убеждён в том, что Казахстан (с декабря 1917 по август 1920 годов Автономия Алаш) имел огромный потенциал стать аграрно-индустриальной державой мирового уровня. Его уверенность целиком разделяли его единомышленники. Вот как, например, считал А. Байтурсынулы: «Народ должен владеть профессией, соответствующей своей эпохе, должен подняться до того уровня, чтобы обратить во благо богатства собственной земли. Должен освоить передовую технику. Иначе мы станем колонией другой страны. Будем зависимы от других».

Всё же именно Алихан являлся первым из казахских государственных деятелей, кто ещё на заре ХХ века мыслил рыночными категориями, яркой иллюстрацией тому послужат строки из его статьи «Ашық хат» («Ответное письмо») за 1915 год: «Раз казах преуспел в скотоводстве, то ему лучше продолжать это ремесло... Казахи, занимая бескрайние просторы, не могут совершенствовать свое хозяйство. Теперь времена изменились. Приносит прибыль лишь то, что на рынке пользуется спросом. Богатство теперь измеряется не количеством, а тем, каким спросом оно пользуется на рынке. Если не хочешь отстать в этом состязании, улучшай породы своего скота».

«Текущий ХХ век - эра состязание цивилизации, - писал Алихан уже в журнале «Абай» в 1918 году, причём в самый разгар гражданской войны против большевиков, - В это время едва ли найдется народ, который не борется за место под солнцем, не стремиться к культуре. В эту эру богатство, признание, счастье, благополучие принадлежат сильным мира сего. Сила в науке, в настоящей мировой войне в верх взяла наука. В повседневной жизни, быту наука стала определяющей. Излишне говорить о том, что необразованный народ останется в задворках цивилизации. В борьбу за сохранение своей культуры, за освоение всего наилучшего включились и казахи... Нам необходимо: всеобщее образование, общая воинская обязанность, оздоровление экономики, медицина, ветеринария. Нам нужны различные учреждения, как почта и телеграф. Нам нужны образованные, опытные политики, высококвалифицированные специалисты. Нам нужны фабрики, заводы, железные дороги, благотворительные, хозяйственные организации, кооперативы и многое другое. Все это потребует образованных казахов. Всё это не появится за один день или за один год. Для ускоренного претворения в жизнь всего этого необходимы - скурпулёзное планирование, тяжелый труд специалистов, средства состоятельных граждан и немедленно взяться за дело».

 

<< Предыдущая страница 

Следующая страница >>

 

Султан Хан Аккулы,
директор НИИ «Алаш» ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва.

1. Завещание Алихана или как Лидер Алаш планировал сотвоирить из страны вторую... Японию (PDF file)

2. Состав национального или народного совета (правительства) Алаш-Орда (PDF file)

 

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details