Верховно-заочное правосудие
Суд в Астане заседает без А. Кажегельдина

Астана, 15 августа 2001 года

В здании Верховного Суда РК происходит один из самых странных судебных процессов современности: судья Бектас Бекназаров в одиночку рассматривает дело по обвинению председателя Республиканской народной партии Казахстана, бывшего премьер-министра страны Акежана Кажегельдина. По словам судьи, дело в Верховный Суд поступило в засекреченном виде. “Был ограничен доступ к рассмотрению дела”, - сказал судья. Наблюдатели в Астане выражают недоумение, каким образом судья собирается рассматривать дело, материалы которого даже от него засекречены.

Второй особенностью процесса является отсутствие обвиняемого. Как известно, Акежан Кажегельдин проживает в эмиграции на Западе. По сообщению агентства Kazakhstan Today, Министерство иностранных дел Казахстана обращалось в следственные и судебные органы США, Италия, Швейцария, Бельгия, Канада с просьбой о выдаче оппозиционера. Но власти этих стран отказали Казахстану, поскольку убеждены в политическим характере обвинений, предъявленных лидеру оппозиции. Как известно, Генеральная прокуратура России еще в 1999 г. признала запрос на задержание А. Кажегельдина политически мотивированным и необоснованным.

Отчаявшись добиться экстрадиции Акежана Кажегельдина, президент Назарбаев изменил Уголовно-процессуальный кодекс таким образом, что теперь, согласно статье 315 часть 2 УПК Казахстана, допускается рассмотрение судебных дел в отсутствии обвиняемого, то есть, заочно. Представитель обвинения Гарифулла Утибаев сообщил, что, возможно рассмотрение уголовного дела “когда подсудимый находится за пределами Казахстана и уклоняется от явки в суд”.

Сенсационным стало и заявление представителя обвинения, о том, что “уведомление было вручено А. Кажегельдину в конгрессе США, но он отказался расписаться в его получении”. Попытка вручения судебной повестки во время слушаний в Конгрессе США вызвала международный скандал и официальный протест Государственного департамента. Высокопоставленный сотрудник посольства Казахстана в США Кайрат Умаров уверял членов Конгресса США, что документ, который пытались вручить А. Кажегельдину в здании Конгресса, вовсе не повестка. Но теперь представитель обвинения внес ясность в этот вопрос, хотя таким образом и уличил во лжи дипломата.

По информации Б. Бекназарова, процесс закончится уже 24 августа 2001 г. Поспешность, с которой действуют казахстанские власти в этом сомнительном деле, заставляет наблюдателей задаваться вопросом, почему Н. Назарбаев так торопится осудить своего главного политического противника и соперника на любых предстоящих выборах президента? Представляются убедительными два варианта ответа, которые могут быть справедливы как по отдельности, так и вместе. Во-первых, внеочередные президентские выборы будут назначены на февраль-март 2002 г., и Н. Назарбаев стремится устранить соперника. Во-вторых, в США, Швейцарии и Бельгии близятся к завершению следствия по делам, объединенным под названием “Казахгейт”. Одним из главных подозреваемых по ним проходит президент Назарбаев. Поспешным и заочным осуждением А. Кажегельдина президент Казахстана пытается отвлечь внимание в стране от своего процесса. В том случае, если сам Назарбаев будет признан американским судом виновным, казахстанская пропаганда сможет объяснить этот приговор происками оппозиции и местью Запада за осуждение бывшего премьер-министра.

Астана, 15 августа 2001 года