В ожидании приговора. Кому?
Виртуальный суд как зеркало казахстанской демократии

Астана, 27 августа 2001 года

Анна КРЫЛОВА

Виртуальный суд над Акежаном Кажегельдиным, безусловно, стал событием номер один последних дней в Казахстане. Практически все СМИ отдали дань процессу, публикуя на своих страницах разнообразные точки зрения. Честно говоря, порой забавно было наблюдать за попытками "объективного освещения событий" некоторыми из наших коллег.

Лучше всех со своей задачей справилась "Казахстанская правда". Корреспондент так вошел в раж, упиваясь "разоблачениями", что местами суровой прозы ему уже не хватало, и он переходил на стихи в стиле сатирических творений образца 70-х. ("Много пара вокруг гонорара", "Продолжается процесс. Форма взятки - "Мерседес" и т.п.)

Традиционную "фигу в кармане" показала газета "Время", как водится, обругав всех и никого в отдельности, но непременно с реверансом в сторону простого народа, дескать, лучше бы население накормили...

Особняком хочется отметить материал, появившийся в газете "Время ПО". Без сомнения, текст, написанный Николаем Домбровским, потребовал известного гражданского мужества. Пожалуй, единственный из всех казахстанских журналистов, он попытался подняться над конкретным фактом и как-то исследовать корни события и его возможные последствия для Казахстана.

Вывод, заметим, им сделан крайне неутешительный. В Астане действительно судят не Кажегельдина как конкретное лицо, а некое общественно политическое явление. И с осуждением его вряд ли всерьез уже можно будет говорить о какой-либо свободе слова и демократии в республике.

"И вот во мне зреет неясное опасение, - пишет Домбровский, - что после осуждения кажегельдинской эпохи с правдой и гласностью станет особенно нехорошо. Только выскажешь какую-нибудь очевидную критику, с которой все компетентные лица согласны, как вдруг: "А ведь это слова злодея Кажегельдина! Вы что протаскиваете его идейки! Вот вы, значит, на кого работаете!".

Поэтому теперь в целях собственной безопасности всем пишущим людям придется тщательнейшим образом проштудировать все труды опального экс-премьера, чтобы, не дай бог, не повторить его слова."

Об одном не сказал в своем материале казахстанский журналист. Плохо станет со свободой, если власти осудят Кажегельдина и его "эпоху", но во сто крат хуже будет, если сам Кажегельдин вдруг махнет рукой, да и решит все бросить, подобно Олжасу Сулейменову, сказав "Я устал бороться с этими пигмеями!".

Не пришлось бы тогда тем немногим талантливым и мужественным журналистам, что остались еще в республике, перейти на басни, а еще того хуже - на стихи а-ля "Казахстанская правда".

Пожалуй, на форуме сайта "Евразия" куда больше свободы для выражения собственного мнения, чем в казахстанских СМИ. Вот наиболее примечательная цитата:

"Как говорится - если звезды зажигаются, значит это кому-то надо... Так и этот суд. Кому-то он все-таки нужен?

Как всем уже давно известно, все, что есть в Казахстане положено принадлежать одному и только одному, по наследству от покойницы - советской власти. Фамилию не называю, из-за опасения затронуть честь и достоинство - опять же полагая, что другим СМИ причиндалы не положены, согласно действующему законодательству. В условиях того же законодательства, реального, а не декларированного, примечательны два факта, декларируемые этим процессом.

Первое - ОТКРЫТОСТЬ, второе - СПИСОК свидетелей обвинения, одни ТУЗЫ. Их иной раз и на работе не увидишь, а тут все как какие то простые граждане - в суд, отчитываться. Благо бы, как обычно агашке на ушко, а тут при свете софит, перед этими всеми козлами, которые сограждане.

Обычно граждане РК не избалованы вниманием своего президента и его чиновников, чтобы быть в курсе того, чем сия братия занимается, и собирается ли вообще отчитываться. Ну хотя бы для приличия - республика все-таки, хотя бы по справочникам, значить предполагает выборность и отчетность. Ну, это так, к слову, фантазии, одним словом.

А по сути вопроса, то бишь процесса, то, думается, он преследует одной основной целью ПУБЛИЧНО сделать этих ТУЗОВ противниками АМК, исключить для них возможность, в случае чего, переметнуться в чужой лагерь.

Вряд ли НАН опасается за себя - слишком самоуверен. Видимо, опасается за преемника, и хочет предохранить его, исходя из своего опыта по отношению к Кунаеву. Махмут,22 августа 2001, 06:37."

Заметим, что западные средства массовой информации откровенно не принимают всерьез этот весьма абсурдный, с точки зрения цивилизованных правовых норм, процесс. С иронией и весьма брезгливо отзывается о нем в своих репортажах Радио Свобода.

Итак, когда и какой будет вынесен приговор по делу Кажегельдина, пока неизвестно. А вот свободу и демократию в Казахстане, видимо, приговорили задолго до этого. Виртуальный фарс может обернуться вполне реальной трагедией для страны, стоящей на пороге феодальной диктатуры.

Астана, 27 августа 2001 года