2. ПРОБЛЕМА НЕФТИ И ГОСУДАРСТВА ПРИКАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

Общий объем прогнозируемых запасов углеводородов в Азербайджане - 2,6 млрд.т., практически все они расположены в прикаспийской котловине, либо территориях к ней непосредственно прилегающих. Вместе с тем уровень добычи нефти в Азербайджане неуклонно снижается.

В Иранском Прикаспии нефть добывается на 18 платформах в районе Анзали и, в меньших масштабах, в восточной части своего континентального шельфа. Условия разработки месторождений и самой добычи чрезвычайно трудны.

У берегов Туркменистана прогнозируется наличие 2,6 млрд. т. углеводородов. Конкретные работы разворачиваются в самое последнее время. В феврале 1996 года С.Ниязов подписал три контракта на реконструкцию НПЗ г.Туркменбаши (общая сумма 450 млн. долл, уже инвестированы 125 млн.). Фирмы-партнеры из Японии ("Чиода", "Ничмен"), Ирана (Национальная нефтяная компания), Франции ("Technip"), Турции ("Гамма"), Германии ("Маннесманн"). В июле 1996 заключен договор с Малазийской национальной нефтяной компанией "Petronas" о разведке и разработке трех месторождений (Губкина-Баринова-Ливанова) на каспийском шельфе (срок - 26 лет) и т.д. В целом, туркменистанское правительство предпочитает, в определенной степени, дистанцироваться от всех предлагаемых блоков и союзов, предпочитая решать проблемы путем двусторонних отношений (конфиденциальных и без посредников). Согласно личным договоренностям августа 1996 и января 1997 годов между С.Ниязовым и Б.Ельциным существенно продвинулось сотрудничество в газовой отрасли. Созданное совместное предприятие "Туркменросгаз" будет не только заниматься транспортировкой и реализацией туркменского газа на рынки СНГ, но и добывать его в Туркмении.

Основной "проблемной" страной среди трех указанных является, несомненно, Азербайджан. Его позиция наиболее бескомпромиссная в вопросе юридического статуса Каспия, именно Баку - главный центр предполагаемого антироссийского геополитического союза США- Турции и "новонезависимых" Казахстана-Узбекистана-Азербайджана, с возможным подключением Украины и Грузии. Естественно, Азербайджан привлекает наибольшее внимание.

Инвестиционную политику Азербайджана в отношении углеводородов определяют два т.н. "суперпроекта".

Первый контракт на освоение группы месторождений Азери-Чираг-Гюнешли был подписан в сентябре 1994 года (Гюлистанский договор), предусматривалось добыть за 30 лет нефтепродукты на общую сумму 50 млрд. долл. Сумма капиталовложений -7,5 млрд. долл. Главным координатором проекта выступил контролируемый американским капиталом (44 %) АМОК - Азербайджанский международный операционный консорциум.

Заключение Гюлистанского контракта проходило в полной драматизма обстановке. Переговоры с потенциальными иностранными инвесторами начались еще при Советском Союзе. Крайне антироссийски настроенное правительство национал-демокртата А.Эльчибея пало за две недели до планировавшегося подписания окончательного соглашения с западными компаниями - произошел гянджийский мятеж пророссийски настроенного полковника С.Гусейнова. В новое правительство Азербайджана, которое возглавил Г.Алиев полковник Гусейнов вошел в качестве премьер-министра. Позиция Баку сразу же изменилась в пользу России. Было принято постановление правительства о временном приостановлении действия всех достигнутых с АМОК договоренностей, а компания "ЛУКойл" получила 10 % за счет азербайджанской доли.

Тем не менее западные, прежде всего американские компании, задействовав мощные лоббистские структуры вскоре не только добились возобновления переговоров, но и 20 сентября 1994 г. в Баку заключили слабо учитывающий российские интересы Гюлистанский договор. Политическая обстановка в Азербайджане вновь резко обострилась. 4-5 октября С.Гусейнов предпринял очередную, но на сей раз неудачную попытку переворота. Москву обвинили в поддержке мятежного полковника и в российско-азербайджанских отношениях наступило продолжающееся до настоящего времени заметное охлаждение.

Именно поэтому из второго азербайджанского "суперпроекта" по месторождению Шах-Дениз Россия на начальном этапе полностью "выпала". (Общая стоимость проекта - 4 млрд. долл. Извлекаемые запасы - 400 млрд. куб. м. газа, 200 млн. т. конденсата и 100 млн. т. нефти). Лишь в феврале 1996 года после долгого "мозгового штурма" российского МИДа (по образному выражению одного из ответственных сотрудников) удалось подписать меморандум об участии в проекте "ЛУКойла", и то компания получила вместо просимых 20-30 только 10 %. Другие российские компании выражавшие желание присоединиться к проекту ("Сиданко", "Роснефть", "ЮКОС") никаких долей так и не получили.

С начала 1996 года совершенно очевидной стала тактика Азербайджана "работать на два фронта". С одной стороны в январе 1996 года российская ГК "Транснефть" (фактический монопольный владелец северокавказского нефтепровода до Новороссийска) гарантировала АМОК стабильную перекачку "ранней" нефти Каспийского шельфа Азербайджана по нефтепроводу Баку-Грозный-Новороссийск уже в 1996 г. В этой связи КТК и АМОК подписали с РФ соглашение о транзите нефти через ее территорию в порты Новороссийск и Туапсе. Под прямым давлением российского МИДа ратифицирован азербайджанским парламентом (февраль 1996) заключенный годом раньше контракт по освоению шельфового месторождения "Карабах".(общие запасы -85 млн.тонн нефти). В созданном очередном международном Консорциуме 32 % капитала принадлежит "ЛУКойл". (Полный состав участников: ГНКАР - 7,5 %, "Бензойл" - 30 %, "Аджип" - 5 %, "ЛУКойл" - 7,5 %, СП "ЛУКойл"-"Аджип" - 50 %). Однако, это проект далекой перспективы - первую нефть планируется дать лишь в 2003 году.

Одновременно (в начале 1996 г.) Азербайджанское правительство активизировало контакты и по иным направлениям. Прежде всего грузинскому - в начале 1996 года состоялась встреча представителей "Шеврона" с Э.Шеварнадзе. Стороны выразили полное согласие с проектом АМОК по транзиту нефти через Грузию, т.к. правительство РФ ограничивает квоты по прокачке казахстанской нефти.

Тут же (февраль 1996 г.), президент Грузинской международно-нефтяной корпорации Г.Чантурия отправился в США на поиски инвесторов в финансирования нефтепрововода, в ходе которого был подписан протокол о сотрудничестве ГМНК и "Bechtel" (США) по проекту расширения порта Поти и строительству нефтяного терминала в г.Супса. (Имеющийся у Грузии нефтепровод требует почти полной реконструкции, предварительно оцениваемой в 230-250 млн. долл.).

В марте 1996 года последовал визит Г.Алиева в Тбилиси. Подписано подробное и детализированное соглашение "О развитии и модернизации существующих средств для транспортировки нефти. О подготовке новых средств для транспортировки нефти. О транспортировке нефти через территорию Грузии". И в том же марте 1996 спикер турецкого парламента Мустафа Калемли заявил о готовности полностью профинансировать строительство трубопровода через Грузию. В самом конце 1996 года АМОК, при заинтересованном участии азербайджанского правительства, заключает контракт с норвежско-английской фирмой "Кварнер" на строительство и реконструкцию нефтепровода Баку-Супса (длина 960 км). Начало строительства предусматривается начать в первом квартале 1997 г.

Не прекращала азербайджанская сторона и поиска новых партнеров. За 1996 год заключены договора: 1) с норвежской компанией "Статойл" о разработке новых шельфовых месторождений (во время длительного турне Г.Алиева по Европе в мае 1996); 2) в июле 1996 подписан протокол намерений между ГНКАР и Японской национальной нефтяной компанией по изучению результатов геологоразведочных работ на Каспийском шельфе (2 участка), аналогично с частной японской компанией "Itochu"- на блоке Арзу (Апшеронский шельф).

В противовес пророссийскому консорциуму "Карабаха", в сентябре - октябре 1996 года закончено формирование нового, теперь уже совершенно без российского участия, международного консорциума "МRT Energy"("Мобилл" - США и "Тоталь" - Франция по 40 %, "Ramco" - Англия, 20 %) по разработке с 1998 года ряда мелководных участков шельфа.

 


Далее