4. НЕФТЬ ПРИКАСПИЯ: ПОЗИЦИИ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ ЗАПАДА

Подход к рассматриваемым проблемам Соединенных Штатов просматривается достаточно ясно. Госдепартамент однозначно противодействует позициям Ирана, против которого продолжают сохраняться экономические санкции введенные еще при аятолле Хомейни. Улучшения в американо-иранских отношениях не предвидится, о жесткости позиции США лишний раз свидетельствует пример с запретом, наложенным администрацией Б.Клинтона на участие американских компаний в азербайджанском "суперпроекте-2" (разработке месторождения Шах-Дениз), только из-за нежелания сотрудничать с Ираном.

США сформировали мощные лоббистские структуры в правительствах Казахстана и Азербайджана (американский капитал контролирует АМОК - главного координатора работ по азербайджанской части каспийского шельфа, которому принадлежит также важная роль и в окончательном определении магистрального направления КТК). Самостоятельную и весьма активную роль в Каспийском регионе играла и играет корпорация "Шеврон". В ходе долгой и драматичной истории сотрудничества компании с заинтересованными ведомствами СССР и, главным образом, Казахстана (с 1991 года), "Шеврон" продемонстрировал гибкое сочетание стратегии и тактики "уламывания" партнеров: выставлял жесткие требования и претензии, угрожал разрывом сотрудничества и заявлял о свертывании работ (весна 1994 г.). Компания не раз прибегала к помощи своего правительства в процессе нейтрализации неугодных проектов (так идея нефтепровода по дну Каспия была практически похоронена во время визита Н.Назарбаева в Вашингтон - под прямым давлением Б.Клинтона). "Шеврон" организовывал международные компании по дискредитации конкурентов, как в случае с инвестиционной блокадой "Оман ойл компани" (в конце концов вынужденной существенно сократить свое присутствие в КТК).

Важно отметить, что Казахстан и "Шеврон" заинтересованы друг в друге в равной степени. "Шеврон" слишком много вложив в подготовительные и начальные работы "увяз" в Казахстане и много потеряет окончательно уходя из него. Западные эксперты напрямую связывают повышение котировок акций "Шеврона" с заключением "сделки века" по Тенгизу. Казахстан же, широко разрекламировав контракт, сделал на него одну из главных ставок в выходе страны из экономического кризиса, так как само присутствие "Шеврона" в республике является весомой гарантией для множества других частных зарубежных инвесторов.

Такая же ситуация сложилась и применительно к Азербайджану. В настоящее время "Шеврон" самостоятельно пытается продвинуть грузинский вариант КТК. С начала 1996 представители компании про- вели несколько конфиденциальных встреч с Э.Шеварнадзе детализируя конкретные параметры проекта. Именно "Шеврон" патронировал и оказывал поддержку руководителю Грузинской международной нефтяной корпорации Г.Чантурия во время поиска дополнительных инвесторов в США (февраль 1996 года). Совместными усилиями "Шеврона" и "Мобилла" удалось выбить из окончательного состава КТК российскую компанию "Транснефть" обвиненную в монополизме.

Трудно сказать точно насколько адекватны "политика "Шеврона"" политике Государственного департамента США, но то что они действуют в общем направлении, не вызывает сомнений. Помимо США в проблемы прикаспийской нефти активно вовлечены и другие страны и компании Запада. Прежде всего - Франции, Италии и, особенно, Великобритании. Расходясь в деталях и, подчас, конкурируя между собой, европейские и азиатская страны "Большой семерки", следуют в фарватере политики США. Иллюстрация тому - многочисленные призывы "Форин офис" к России "достичь консенсуса" с Азербайджаном и Казахстаном, а главное - с Соединенными Штатами Америки (ноябрь 1996, январь 1997 гг.).

 


Далее