6. МИРОВАЯ НЕФТЯНАЯ ПОЛИТИКА И ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР.

Особо следует остановиться на исламском факторе, оказывающем всестороннее влияние на положение в прикаспийском регионе. США (и шире - Запад) давно и заинтересованно внедряют в России своего рода "исламский жупел", разжигая бессмысленную исламофобию по ассоциативной цепи: ислам - фундаментализм - фанатизм - террор. Но, во-первых, подобная пропаганда в поликонфессиональной и на 20 % мусульманской России служит подрыву государственности, во-вторых, сам "Исламский мир" далеко не так однозначен и монолитен. Религиозные противоречия шиитов и суннитов изолируют, в определенной степени, Иран; борьба за региональное лидерство - извечный лейтмотив отношений Ирана и Турции, попытки включится в этот процесс Саудовской Аравии еще более запутывают ситуацию. Национально-освободительные и сепаратистские движения курдов, палестинцев, хазарейцев, чеченцев, узбеков генерала Дустума ставят под сомнение стабильность границ большинства стран Ближнего и Среднего Востока.

В отношении нефтяной политики также присутствуют различные целевые установки - Иран и Ирак за счет улучшения отношений с Россией и странами СНГ стремятся преодолеть международную блокаду. Турция покровительствует "новообразованным" исламским государствам в надежде реализовать проект "Великого Турана". Азербайджан, Казахстан и Туркмения пытаются достичь подлинной государственности и выправить катастрофическое социально-экономическое положение. Причем, потенциально, большинство перечисленных стран, благодаря все той же нефти - конкуренты, поскольку выходят на мировой рынок с идентичным продуктом. Здесь речь идет скорее о глобальном стратегическом контроле над ключевым регионом Евразии. Отсюда и такая заинтересованность стран Запада и Востока, Севера и Юга. В той или иной форме свое присутствие в Прикаспии обозначили все ведущие европейские и большинство азиатских государств (даже такие географически далекие как Япония и Малайзия), многое зависит от позиции "мирового гегемона" - США.

Запад фактически ведет в Прикаспийском регионе экономическую войну направленную на окончательное вытеснение России за край ойкумены мировой истории. Американские геостратеги, разыгрывая "исламский фактор", преследуют исключительно собственные национальные интересы - прежде всего создать мощный блок или пояс проамериканских режимов вокруг возможных центров силы - России, Китая и Индии. При этом, подход Госдепа к конкретным проблемам различен: США покровительствуют умеренному "цивилизованному" исламу в Турции, борются с фундаментализмом Ирана и финансируют фундаменталистов Пакистана, талибов и исламо-демократов таджикской оппозиции.

Такая "принципиальная беспринципность" пока приносит свои дивиденды, но, постепенно, США увязают в хаосе слабо управляемых процессов. Поддержка фундаментализма - это игра с бумерангом, который в любой момент может ударить "запускающего", причем в любой части света - терроризм границ не имеет. Опора на антифундаментализм столь же бесперспективна - тому пример стремительный крах проамериканского шахского режима в Иране. Тактика "вкладывания яиц во все корзины", приемлемая в экономике, никак не оправдывает себя в политике, тем более азиатской. Уже сейчас поддержкой Патриотического союза Курдистана против С.Хуссейна США вооружают врагов другого своего союзника - Турции. В самой Анкаре, если пробьет себе дорогу к власти фундаментализм, то первым его противником будут несомненно американцы и, шире, "западные ценности". В целом, современную американскую политику в отношении азиатских проблем можно охарактеризовать как четкую, наступательную, умело организованную, но стратегически совершенно непредсказуемую по последствиям. Пока Америка может позволить себе играть рисково и по крупному одновременно, она все-таки за океаном, а Россия?

Если для США Азия - регион интересов, то для России, речь идет о существовании, выживании в XXI веке. Политическая динамика последних лет неуклонно свидетельствует о снижении роли и значения РФ не только в глобальных мировых процессах, но и в региональных проблемах непосредственно касающихся ближайших соседей по СНГ.

 


Далее