ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ

- Казахам свойственна сегодня внутренняя миграция. За прошедший год 150 тысяч казахов переехали внутри страны. (Кстати, недавно эту цифру в одной из газет преподнесли как сенсацию - 150 тысяч выехало из Казахстана. Опомнитесь, господа! И научитесь "читать" статистику). В основном, из аула в город...
23.10.98
"Столичное обозрение"
Об эмиграции без сенсации
Беседа Татьяны Браун с демографом М. Татимовым


Внутри страны наблюдается рост миграционных процессов (увеличение валового оборота на 13,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Наиболее подвижно во внутренних перемещениях коренное население: за январь-март 1998 г. казахи в общем объеме внутренних мигрантов составляли 73,5%, за январь-март 1997 г. - 68,6%. Снизилась активность внутри страны среди русских (их доля среди внутренних мигрантов соответственно составила 16,3% и 19,6%).
Таким образом, миграционные процессы в Казахстане за истекший период отличаются по сравнению с соответствующим периодом прошлого года <…> повышением общего оборота внутри страны.
31.07.98
"Деловая неделя"
Миграция населения Республики Казахстан за I квартал 1998 г.


Внес свою лепту в миграционный процесс и сильнейший экономический кризис. Из умирающих малых и средних городов Казахстана, таких, как Кентау, Жанатас, Текели, Каратау, которые родились в свое время вокруг крупных промышленных предприятий, начался массовый отток населения, в основном в более благоприятные регионы и большие города. Сейчас численность жителей этих городов уменьшилась примерно наполовину. Особенно больно кризис ударил по сельскому населению. Развал колхозов и совхозов, слабость фермерских хозяйств привели к невостребованной рабочей силе и чрезвычайно высокой открытой и скрытой безработице. Это вызвало массовый отток сельских жителей в города, где есть хоть какая-то возможность заработать на кусок хлеба.
Национальный портрет внутренней миграции таков: свыше 60 процентов - казахи, одна пятая часть - русские.
И еще одна интересная тенденция, связанная с миграционными процессами, просматривается в последние годы: начиная с 80-го года казахское население стало активно перемещаться внутри страны: с крайнего юга в город Алматы, Алматинскую и Жамбылскую области, а также в Центральный и Северный Казахстан.
Два других потока движутся из западных областей на север республики и в город Алматы. И, наконец, коренное население перемещается из Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей в направлении Алматы и севера страны. Определенную роль в этих миграционных переменах, безусловно, сыграл и перенос столицы с юга республики в северную ее часть.
май, 1998
"Аргументы и факты", № 21 (261)
Елена Брусиловская
Будем новоселами и ты, и я. Вас здесь не ждут


-…Столица всегда притягательна. Занимая тупиковое положение, бывшая столица сдерживала естественные миграционные потоки из трудоизбыточных южных регионов в промышленно развитые северные области, фактически став тормозом в развитии производительных сил страны. Так что первоначально встал вопрос о необходимости переноса столицы, и лишь затем путем целевого анализа выбор пал на Акмолу.
- Выступая на совместном заседании двух палат казахстанского парламента в октябре прошлого года, вы заявили, что перенос столицы "будет способствовать решению проблем этнодемографического развития страны". Что вы имели в виду? Ваши оппоненты утверждают, что главной целью переноса столицы с юга на север является необходимость изменения демографического положения в пользу казахов, которые по численности в северных провинциях уступают русским. Что вы могли бы сказать по этому поводу?
- Для нас важна не просто миграция с юга на север. Речь идет об экономической миграции из преимущественно аграрного юга на промышленный север, то есть из села в город. Это большая разница. Почти половина населения Казахстана проживает на селе, причем в процентном соотношении в сельском населении существенно преобладают казахи. Демографическая стабильность поддерживается за счет прироста населения именно в казахском ауле. Должны ли мы искусственно сдерживать приезд сельской молодежи в города, где сосредоточены высшие учебные заведения, промышленные предприятия, бизнес? Конечно, нет. Молодежь должна учиться, осваивать разнообразные профессии, в том числе производственные, а не пополнять ряды безработных, откуда для них прямая дорога в криминальную среду. Так что здесь налицо объективная тенденция. Мы не подгоняем ее искусственно. Не надо думать, что мы завозим эшелоны казахов с юга на север по примеру "всесоюзных строек". Если говорить о переносе столицы, то он может отразиться на этнодемографической ситуации в северных регионах незначительно и только в отдаленной перспективе. Чиновники центральных органов вместе со своими семьями (12-15 тысяч человек) не составляют и одной десятой процента от населения Казахстана, их переезд не в состоянии оказать непосредственное влияние на демографические показатели.
28.04.98
"Независимая газета"
Мехман Гафарлы
Новые инициативы Нурсултана Назарбаева. В интервью "НГ" президент Казахстана предложил реформировать отношения внутри СНГ


По динамике внутренней миграции можно судить о деятельности местных властей, изменениях в производительных силах и уровне привлекательности того или иного региона в глазах населения. Любит, но не имеет самостоятельной возможности путешествовать юное поколение. Напротив, ослабевает тяга к перемене мест у стариков, возможности которых к переездам за последние годы к тому же подорваны обесцениванием накоплений, увеличением доли расходов на питание и предметы первой необходимости, ростом стоимости транспортных и прочих услуг.
Поэтому определяющую роль в миграционных процессах играет трудоспособное, экономически активное население, анализ передвижения которого позволяет судить о трех названных факторах.
За 1997 год официальной статистикой в Казахстане зарегистрировано свыше 143 тысяч внутриреспубликанских мигрантов трудоспособного возраста, что сопоставимо с числом работающего населения в Акмолинской, Актюбинской или Западно-Казахстанской областях. Из этих людей около 87 тысяч человек, или 60,7%, сменили место жительства в пределах "своих" же областей (внутриобластная миграция). Иные регионы страны избрали для дальнейшей жизни более 56 тысяч трудоспособных лиц (межобластная миграция).
При этом наибольшую мобильность демонстрировали казахи, которых среди внутриреспубликанских мигрантов в 1997 году было намного больше, чем представителей других национальностей, - более 101,2 тысячи, или около 71% лиц, перемещавшихся по стране. Казахи заметно преобладали как среди межобластных (39,9 тысячи из 56,2 тысячи), так и внутриобластных (61,3 тысячи из 86,8 тысячи) мигрантов.
Для сравнения: удельный вес трудоспособных русских во внутриреспубликанской миграции составил лишь 18,2%, или чуть больше 26 тысяч человек.
Продолжается урбанизация страны. За прошлый год из сельской местности в города республики прибыли свыше 97,4 тысячи потенциальных работников. Это немногим меньше, чем численность всего трудоспособного населения, например Атырауской или Кызылординской областей, и на 8 с лишним тысяч больше, чем объем обратного потока из городов в села.
Куда едет и откуда уезжает народ?
Вопреки утрате столичного статуса самым привлекательным не только среди городов, но и регионов остается Алматы, куда переехали за прошлый год около 16,4 тысячи граждан трудоспособного возраста. Это почти на 7,7 тысячи человек больше, чем уехало людей из бывшей столицы в другие города и области республики.
В результате у Алматы оказалось самое высокое по стране положительное сальдо внутренней миграции трудоспособного населения, которое, кстати, имелось только еще у четырех областей. Примечательно, что по этому показателю Алматы лидирует с большим отрывом: аналогичное положительное сальдо у идущей на втором месте Акмолинской области (включая трудоспособные миграционные потоки Астаны) - лишь около 2,4 тысячи, у Мангистауской области - немногим более 1 тысячи человек.
Тройка этих лидеров по преобладанию приезжающих работников над уезжающими выглядит вполне закономерно. На "полуострове сокровищ" в силу отраслевой специфики (преобладания нефтегазодобычи) и территориальных надбавок (повышающих коэффициентов) самые высокие по республике заработки, а также относительно низкие цены на жилье. В пользу Астаны, как считается, играет фактор престижности жизни и работы в новой столице. Думается, однако, что он имеет решающее значение лишь для молодых и честолюбивых людей, лишь незначительная часть которых уже располагает для реализации своих амбиций и материальными возможностями. Значительная часть прибывших в Астану трудоспособных лиц - это госчиновники из Алматы.
Алматы на этом фоне смотрится конкурентом в гораздо более "тяжелом" весе: и теплее, и комфортнее, и с работой полегче (в бывшей столице один из низких уровней безработицы), что не могут пока "перебить" высокие уровни цен, в т.ч. на жилье, и преступности. Логично выглядит и другая тройка, понесшая в результате отъезда людей наибольшие потери трудоспособного населения: Восточно-Казахстанская (отрицательное межобластное сальдо -2252 человека), Южно-Казахстанская (-2098 человек) и Кызылординская (-1912 человек) области. В них выше, чем в других регионах, безработица, а в Кызылординской области к тому же едва ли не худшие в республике условия проживания с точки зрения экологии.
Внутриреспубликанские миграционные потоки в пользу перенаселенной и сейсмоопасной Алматы, новой столицы и всего четырех из 14 областей - свидетельство сохранения и усугубления диспропорций в размещении и развитии производительных сил, для рационализации которых недостаточно факторов престижности и зарплаты.
29.05.98
"Караван"
Андрей Жданов
Кочевье в пользу городов


Далее