РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Казахская интеллигенция оценивается как стабилизирующий фактор в национальных отношениях, правда, эта точка зрения представлена только в речи Н. Назарбаева. Интересно, что при общей положительной оценке интеллигенции в выступлении казахстанского президента звучат откровенные нотки недовольства - по его мнению, интеллигенция в принципе опасна, поскольку она потенциальный дестабилизирующий фактор, что уже проявилось в других странах СНГ. При этом Назарбаев недвусмысленно подчеркивает, что купить интеллигенцию материально государство уже не в состоянии. С другой стороны, он призывает преодолеть комплекс неполноценности национальной интеллигенции. Русскоязычная казахстанская интеллигенция вообще не принимается во внимание. В некоторых публикациях содержатся утверждения о том, что вся русская интеллигенция Казахстана уже уехала и это представляет проблему для неказахского населения: никто не может внятно сформулировать позицию русскоязычных граждан Казахстана.

Если серьезно разобраться с той лавиной национальных конфликтов, что прокатилась в кровавые годы последнего десятилетия века и тысячелетия по всей Евразии, то станет ясно одно. Кроме так называемых объективных причин, огромную роль сыграла позиция национальной интеллигенции. Именно интеллигенция во многих странах находилась на острие всех этих конфликтов, активно вовлекая все новых и новых участников в разгорающийся конфликт, агрессивно настраивая "своих" против "чужих". Все это кончалось большой кровью. Именно интеллектуальные элиты повинны и в большинстве острейших национальных схваток, начинавшихся с газетных дискуссий и заканчивавшихся "автоматными аргументами".
Мы должны сегодня прямо сказать, что, к великой чести казахской интеллигенции, она все эти годы проявляла сдержанность и мудрость, не позволив выплеснуться эмоциям в призывы к оружию. Поэтому удивление некоторых пессимистических экспертов, предрекавших серию кровавых конфликтов на территории Казахстана, объясняется просто. Они не учитывали этого обстоятельства - исторической и социальной ответственности казахской интеллигенции, которая выдержала экзамен на зрелость, устроенный волею судеб на исходе столетия.
То, что казахская интеллигенция последнего десятилетия уходящего века оказалась выше групповых интересов и отказалась от модели агрессивного популизма, - это, пожалуй, один из главных факторов стабильности в Казахстане.
Мераб Мамардашвили, известный грузинский философ, сказал в начале 1990-х годов о том, что если его народ окажется не прав, то он не будет вместе со своим народом в его неправоте. Казахские интеллигенты не ставили этот вопрос перед собой, ибо они и воплотили тот нравственный и политический выбор народа, который во многом благодаря им воплотился в нормальном, без политических битв и кровавых разборок, пути развития государства Казахстан. Будущие поколения в свою очередь должны правильно оценить тот не всегда видный, но исключительно позитивный вклад казахской интеллигенции, который она внесла в становление независимой государственности на первом, самом сложном этапе нашей новой истории.
Это был действительно наиболее сложный этап нашей новейшей национальной истории. Мы прошли его сложно. Но с достоинством. Мы не потеряли ни одного метра национальной территории. Мы не вступили ни в один межнациональный и внутринациональный конфликт. Мы пресекли в зародыше всякие сепаратистские поползновения. Мы сохранили единство власти. Мы добились беспрецедентных гарантий для нашей независимости. Но самое главное - Казахстан из политико-правовой реальности превратился в реальность в сознании самих казахстанцев.
<…>
Не эта ли цель ставилась выдающимися представителями национальной интеллигенции на протяжении всего двадцатого века и не эта ли цель есть та точка совпадения, где власть и интеллигенция едины?
Но сегодня пришло время сказать и о другой составляющей отношений интеллигенции и общества в целом. К сожалению, и наша интеллигенция не избежала тех роковых особенностей, что неоднократно приводили к страшной катастрофе всю историю огромной части двух континентов.
В свое время целый ряд выдающихся русских мыслителей в знаменитых "Вехах" писали: ошибка интеллигенции состояла в том, что она подменяла политическое воспитание масс политическим возбуждением. Парадоксально и то, что она демонстрировала склонность к деспотизму и неуважение к чужой личности. А в отношениях с властью - то гордый вызов, то быстрая покладистость ("Вехи". М., 1991 г., с. 94.).
И еще две особенности психологии интеллигенции. Ненависть к любой власти и революционное нетерпение. <…>
Что касается ненависти к любой власти, то в наших условиях она дополнялась культивируемой многие годы ненавистью к правителям степи. Это была сознательная идеологическая установка на вытравливание уважения к национальной власти. Но давайте подумаем над простыми фактами. Сохранение гигантской территории, благодаря чему Казахстан входит в десятку самых крупных государств мира, - это ведь не только плод мужества рядовых батыров, это и детище мудрости казахских ханов и султанов. В те далекие и близкие столетия под давлением мощных империй и внутринациональных распрей степные правители смогли сохранить главное - национальную идентичность и национальную территорию. Может быть, мыслили они не в этих новомодных терминах, но интуитивно ощущали свою роль в истории. Сегодня, по прошествии грозовых столетий, мы, потомки тех великих предшественников, можем без всяких оговорок сказать, что роль они сыграли огромную и положительную в национальном смысле.
К сожалению, удалось внедрить в массовое сознание казахов простенькую и убийственно эффективную мысль о сплошной продажности и ничтожности казахской элиты. Этот лозунг способствовал национальному нигилизму, и неуважение к великим именам прошлого парадоксальным образом сказывается и сегодня. Возникающее зачастую непонимание сложности современного этапа национальной истории - это ведь легко проглядывающееся наследие прошлого, когда все, что делается наверху, заранее предается анафеме. Этот стереотип казахская интеллигенция никак не может вытравить из своего сознания. Это гаденькое по человеческой сути паразитирование на общенациональных трудностях, связанное с четким осознанием того, что никакого политического наказания за это не последует, не получает никакого морального отпора среди нашей интеллигенции.
<…> Не нужно нашей интеллигенции уподобляться тем советским журналистам, которые видели только сенсационную грязь на Западе. Тем более что выискивать сенсационную грязь в родном Отечестве куда менее почтенное занятие.
Хотел бы напомнить присутствующим, что никогда, в том числе и в 1991 году, когда многие политики обещали золотые горы, и в 1995 году, когда проходили важнейшие референдумы, и в 1997 году, когда была разработана стратегия развития Казахстана до 2030 года, я не впадал в утопические прогнозы и не обещал быстрого прихода светлого будущего. Обещания легко давать. Но трудно выполнить. Свой главный долг вижу в решении трех задач.
Первое - это сохранение политической независимости Казахстана. Грядущее столетие по всем признакам легкой жизни не обещает, и мы должны быть готовы к любым капризам истории. Второе - развитие страны возможно только в демократическом поле. Никакой диктатуры и железной руки в Казахстане не будет. Этой кровавой жестокости мы в двадцатом веке навидались достаточно. Третье - мы должны сохранить не только межнациональный, но и внутринациональный мир в стране. Вся история наших поражений связана с внутринациональными раздорами, вся история наших побед связана с национальным единством. И в решении всех этих трех задач главная опора - это национальная интеллигенция. Я призываю вас к осознанию этих непростых императивов нашего сегодняшнего бытия.
18.03.98
"Казахстанская правда"
Выступление Президента Н. А. Назарбаева
Нравственный и политический выбор интеллигенции


5 марта в Зимнем саду Дома ученых состоялась презентация книги "Культурные контексты Казахстана: история и современность". Книга выпущена ассоциацией по экологии культуры народов Казахстана "Золотой век" при финансовой поддержке фонда Сорос-Казахстан. <…> "Современная казахстанская культура - явление, искусственно созданное в высоких кремлевских кабинетах и потому таящее в себе следы двойной зависимости: от колониальной политики имперской России и изнуряющего интеллектуального прессинга советской идеократии". Сегодня, в эпоху суверенного Казахстана, как считает г-н Кодар, наметились две тенденции: различные виды русофобии в среде казахской интеллигенции и действующая под лозунгом "общего дома" пацифистская тактика русскоязычных интеллектуалов. Теперь, когда за 5 лет постколониального существования страсти поулеглись, настало время задаться вопросом: возможно ли определить некие общие культурные доминанты в полиэтнической стране? Что является водоразделом: этнические признаки или провинциализм мышления?
6.03.98
"Панорама"
Тулеген Издибаев
По итогам семинара "Культурные контексты Казахстана" вышла одноименная книга


Далее