Видит Бог, мы этого не хотели. Нас вынудили на этот шаг. Мы возрождаем самиздат как форму печатного выражения протеста. Так случилось, что свобода слова в Казахстане в последнее время претерпела известные метаморфозы. В сфере СМИ создан фильтр лояльности к власти. В информационном пространстве не появляется ничего противоречащего курсу правящей элиты.
Десять лет назад мы думали, что навсегда расстаемся с самиздатом как единственно возможной формой печатного протеста в условиях тоталитарного режима. Расставались в надежде, что он как инструмент уже никому не понадобится. Десять лет посткоммунистической эры показали, что мы поторопились. Именно столько времени понадобилось демократам из номенклатуры, чтобы войти во вкус власти настолько, что сама мысль о возможности ее потерять кажется им кощунственной и недопустимой. А так как демократические институты предполагают периодическую смену власти, то, естественно, было сделано все, чтобы эти институты существовали чисто формально.
Именно в этой связи был наведен "порядок" в СМИ: были закрыты неугодные газеты и теле-радиоканалы, обозначены темы-табу, создана система невидимой с Запада цензуры.
Свобода слова в Казахстане достаточно специфична. Для государственной прессы - это свобода поддерживать действия президента. Для негосударственных выбор побогаче: можно поддерживать, а можно ... молчать. Самиздат всегда был реакцией на затыкание рта диссидентам. Несогласие, как фактор политической воли, в поисках выхода наружу имеет два пути. Либо выражение несогласия перемещается на кухни, либо на страницы полуподпольных изданий. Как правило, оба процесса идут параллельно. Так было всегда. По всей видимости, именно этот процесс и начался в Казахстане.
Называя газету "Время Зеро", мы хотели сказать, что не все благоприятно в нашей стране со свободой слова, и в этом смысле настало время снова начать с нуля.
Предвидим возражения. Дескать, какая цензура? Какие табу? Кто, кому затыкает рот? Мол, все газеты полны острых, актуальных материалов. Не вдаваясь в полемику, скажем, что мы так не считаем. Напротив, знаем и готовы доказать, что в СМИ существует невидимая, изощренная самоцензура. Что сегодня ее правилам подчиняется вся пресса. Мы можем также рассказать, что происходит с теми, кто не соглашается играть по этим правилам.
Мы отдаем себе отчет, что по духу "Время Зеро" будет оппозиционно сегодняшней власти. Это не означает, что кредо газеты - нападать на власть и лично президента, у которого вся власть. Если коротко, кредо газеты - защищать демократию. Исходя из этого, критиковать все то и всех тех, кто ей угрожает.
Понятно, что в числе авторов довольно часть будут представители оппозиции. И кое-кто поторопится назвать нашу газету ее органом. Но это не так. Концепция газеты исключает само понятие органа, управляемость как таковую. Мы хотим создать издание, которое будет работать только на демократию. Повторяем, мы не за власть, не за оппозицию, не за какую-либо партию, даже не за народ - только за демократию. Это кредо нашей газеты.
Если вдуматься, интересы свободной прессы целиком лежат в плоскости демократических принципов устройства государства и общества. Не зря прессу часто обзывают цепным псом демократии. Защита демократии для прессы - не романтическое увлечение политическими играми. Это прежде всего защита своих "шкурных интересов". Все очень просто. Будет в стране демократия - будет интересная, полноценная, творческая ничем не ограниченная работа. Не будет - забудь о своем Я, о самовыражении, привыкай прислуживать сильным мира сего.
Пока Казахстанская пресса (за редким исключением) не заявляла открыто о своих демократических интересах, тем более - о своих претензиях на "цепного пса демократии". Надо полагать, что это вопрос будущего. Сегодня же стоит задача обозначить демократические интересы прессы, осознать их, определить в качестве стратегической цели.
Традиционно пресса в Казахстане рассматривается как инструмент для достижения тех или иных целей, в том числе политических. Считается, что журналист, в лучшем случае, должен озвучивать чьи-то интересы, в худшем - обслуживать своего господина. Это мнение достаточно глубоко укоренилось во всех слоях общества. Так считают те, кто у власти, и те, кто в оппозиции. Так думают толстосумы и рядовые обыватели. Так было всегда, так есть сейчас. Но мировая практика знает и другую прессу. Прессу - четвертую власть, которую боятся и уважают, к которой прислушиваются и апеллируют. Эта пресса прошла этап самоопределения. Она осознала значимость демократии для общества и для себя. Она строго следит за властью, охраняя демократические ценности от ее посягательств.
Это наше будущее - в идеале. Пока же важно сорвать повязку со рта прессы, вернуться на путь демократической традиции в развитии наших СМИ, обозначить собственную позицию тех, кого традиционно держат за марионеток, за слуг от пера и микрофона.
Мы знаем, что нас попытаются обвинить в том, что мы занимаемся политикой. Но это из-за недопонимания. Напротив, мы не будем заниматься политикой, которая есть борьба за власть, за ее сохранение. Мы, авторы "Времени Зеро", не претендуем на власть. Мы оставляем это политикам и тем СМИ, которые поддерживают этих политиков. Мы будем вне политики - в смысле ангажированности той или иной стороной. Но в соответствии со своим кредо будем выступать против тех, кто угрожает демократии, против тех, чьи действия противоречат демократическим принципам. С другой стороны, мы будем поддерживать всех, кто способствует созданию, развитию и сохранению демократических свобод в нашей стране. Если этот принцип назвать ангажированностью, то, наверное, мы не станем спорить. Мы не будем отказываться, что собираемся служить демократии.
Абсурдность ситуации состоит в том, что задачи, провозглашаемые в качестве кредо нашей газеты, не являются чем-то запрещенным. Напротив, это один в один согласуется с официальным курсом Казахстана. В этой связи не совсем понятным становится обращение к самиздату, как форме реализации концепции. Но все станет понятно, как только мы скажем, что сегодня, на наш взгляд, существует угроза демократии со стороны президента страны.
Понятно, что сказав это, газета попадает в немилость к самому могущественному человеку Казахстана. А это, учитывая его нынешнюю нетерпимость к критике, чревато тем, что в отношении газеты могут быть применены соответствующие репрессивные меры. Если это случится, это будет лучшим доказательством нашей правоты, и, соответственно, правильности выбранного направления. Реакция на появление такой неудобной газеты будет своеобразным индикатором свободы слова в нашей стране.
При всех недостатках самиздата у него есть одно достоинство - его нельзя запретить. Можно ли запретить то, что не разрешалось? Самиздат - это не болезнь, это проявление, симптом болезни, и избавиться от самиздата можно, только вылечив систему.
июль 1998, №№ 01-02
"Время Зеро"
Время начинать с нуля