ГОСУДАРСТВО И ПРЕССА:
РЕАЛИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Журналистика - это зеркало, в которое смотрится общество. Это аксиома, известная испокон веков. Власть, зная о своих деяниях, пытается его разбить. Спрашивается, зачем пенять на зеркало, коль рожа крива?!

10.07.98
"XXI век"
Зачем пенять на зеркало...

Власть в нынешних условиях у того, кто "рулит" распределением денежной кормушки. Не бюджетной. Казна государства и практически, и теоретически пуста. Кредитными и инвестиционными средствами. И власть - еще и у того, кто обладает как информационным полем, так и собственно информацией - товаром, несравнимо дорогим. Порой не имеющим ценности.

13.08.98
"Мы"
Савицкая Н.
Если не Назарбаев, то КТО упразднит ярмарку тщеславия?

В воскресенье, в День печати, Президент Нурсултан Назарбаев вручил премии и гранты группе журналистов. Премии президента получили главный редактор газеты "Жас алаш" Нурторе Жусип и собственный корреспондент газеты "Труд" по Казахстану Олег Квятковский. Грантами (стипендиями) награждены комментатор продьюсерского центра "Гала-ТВ" Асылбек Абдулов и обозреватель газеты "Экспресс К" Наиль Ишмухаметов.
Во время церемонии награждения Нурсултан Назарбаев выступил с речью, в которой поздравил журналистов и полиграфистов с профессиональным праздником, отметив их большой вклад в поддержку реформ в стране, сохранение общественного согласия и политической стабильности.
Сегодня в поддержке журналистов мы пошли дальше многих стран, заявил Президент. Лично я инициировал, чтобы в новый Уголовный кодекс республики, который действует с начала нынешнего года, вошло положение об усилении ответственности за необоснованное преследование журналистов, невыполнение Закона о печати. Это продиктовано моим искренним стремлением исключить возможности проявления произвола по отношению к прессе. Кроме того, я дал поручение правительству внести в парламент предложение об освобождении СМИ от налога на добавленную стоимость.
<…>
Президент пожелал дальнейших успехов работникам прессы и заметил, что критерии оценки деятельности СМИ остаются прежними: честность и объективность, профессионализм и глубина разработки тем, талантливая подача.

30.06.98
"Казахстанская правда"
Булат Ережепов
Присуждены премии и гранты (стипендии) Президента Казахстана в области средств массовой информации

"…Казахстан в информационном плане - наиболее открытая страна региона, - сказал он [министр информации РК Алтынбек Сарсенбаев], - тем не менее, мы не собираемся довольствоваться лишь этим положением. Наша страна стремится к созданию информационной системы гласности, открытости и свободы слова мирового уровня". Не мгновенная, а спокойная поэтапная либерализация - так обозначил министр государственную политику по отношению к развитию СМИ. По его словам, еще в начале 90-х годов в стране действовали лишь государственные СМИ, а сегодня можно говорить о подлинном прорыве, что подтверждается статистикой. На 1 января нынешнего года в республике издается 1625 газет и журналов, из которых 44 процента составляют государственные и 56 - негосударственные.
Еще более красноречивы цифры по электронным средствам массовой информации. Из 390 зарегистрированных СМИ только 69 являются государственными, а остальные 321 - негосударственные телерадиокомпании, то есть соответственно 17 и 83 процента. Алтынбек Сарсенбаев подчеркнул, что это стало возможным благодаря не только устремлениям журналистов, но и инициативе государства, не препятствующего, а способствующего развитию независимых СМИ. Далее он остановился на том минимуме регулирующих деятельность СМИ функций, который государство в этих условиях оставило за собой. Это, если коротко: Конституция страны, закон о печати и других средствах массовой информации, находящаяся под "присмотром" государства необходимость соблюдения языкового баланса в соответствии с законом о языках, регулирование с помощью тендеров и конкурсов, охрана авторских прав вещателей и, наконец, постепенное, согласно совершенствующемуся при участии государства законодательству, превращение рекламы в объективный механизм экономического регулирования информационного пространства.

24.04.98
"Казахстанская правда"
Гульфия Кинзябаева
В "круге света" - электронные СМИ

Представители оппозиции часто упрекают президента Казахстана в покровительстве членам семьи. <…> Средняя дочь президента Дарига <…>, являясь председателем крупнейшей в республике государственной телекомпании "Хабар" и учредителем информационного агентства с одноименным названием, якобы узурпировала СМИ с целью обеспечить благоприятный информационный фон своему отцу. <…>
На упреки в свой адрес по поводу монополизации СМИ замечает: "Я в первую очередь заинтересована в том, чтобы в стране была свободная пресса. Карьера моего отца не вечна, и я хочу, чтобы у нас была пресса, в которую, в случае чего, я могла бы обратиться за помощью". Она призналась, что все время помнит о том, как развенчивали в нашей когда-то общей стране сошедших со своего Олимпа политических лидеров.

июль 1998, №27(924)
"Аргументы и факты"
Татьяна Нетреба
Президентские дочки

Лично я, как руководитель, требую, чтобы министры не занимались саморекламой, выступали в СМИ по существу, отчитываясь перед гражданами за свою работу, разъясняли суть происходящих изменений, учили людей, как нужно действовать в условиях реформы, чтобы региональные средства массовой информации не превращались в некие хроники жизни и деятельности акимов. Именно в таком качестве и будут выступать члены правительства в средствах массовой информации.

8.05.98
"Казахстанская правда"
Сохранить и укрепить позитивные тенденции в экономике
(Беседу с Премьер Министром Республики Казахстан Нурланом Балгимбаевым вел Алексей Петровский)

Наверняка руководствуясь исключительно заботой о здоровье журналистов (может, станет дурно в душном зале), пресс-служба премьера выдворила их после 7 минут присутствия на очередном заседании правительства (2.06.98). Пресса вышла и задумалась: а о чем собственно информировать свою аудиторию? Но в их руки уже были вложены пресс-релизы, которые по сути явились... анонсом этого самого заседания. Афиша, знаете ли.
"Ленивые" ограничились пересказом и легкой корректировкой выданного текста, "неленивые" пытались караулить перерыв. И у тех, и у других в наличии было одно общее - они сослужили службу формированию имиджа "демократичного" правительства, "позволяющего" наблюдать за ходом своих заседаний. Вряд ли кто из читательской или зрительской аудитории догадается, что журналисты остались несолоно хлебавши - материалы-то вышли благодаря тому, что журналисты, изыскав какие-то свои методы и источники, исполнили профессиональный долг. И все бы славно, если не вопрос, доколе пресса должна правдой и неправдой добиваться информации из правительства, когда обеспечение цивилизованного предоставления ее СМИ является прямой обязанностью пресс-службы премьера?
Запускать журналистов на первые несколько минут мероприятия, чтобы они могли благоговейно услышать приветствие премьера, становится уже традицией. И пресса вынуждена мириться с этим, дабы не осложнять отношений с пресс-службой правительства, мол, потом вообще запускать не будут. Корреспондент "Каравана" в течение нескольких месяцев пытался попасть на правительственные мероприятия - безрезультатно. Причину пресс-служба, не особо напрягая фантазию, называет одну - не хватает мест в зале для всех представителей всех СМИ, а только для государственных. В то же время, то ли по телефонному праву, то ли по личным симпатиям, на заседания, где "мест не хватает", допускаются иные и из независимых СМИ.
Боюсь, "деятельность" пресс-службы премьера может сослужить не самую лучшую службу шефу. Не хочу сравнивать, но наверняка многие мои коллеги согласятся с тем, что пресс-службу мажилиса можно назвать наиболее коммуникабельной в сравнительной таблице "посредников" между прессой и властью. А работали до недавнего времени там всего два человека. Успевали на всех. На хорошем счету у журналистов и молодая пресс-служба Минфина, с первых дней своего создания профессионально "обслуживающая" прессу.
Не помню ни одного случая, когда мероприятие в мажилисе было окутано тайной или присутствием только государственных СМИ. Спикер Марат Оспанов, проходя как-то через холл, где журналисты за мониторами наблюдали ход пленарного заседания, удивился: "А почему вы не проходите в зал?". Получается, г-ну Оспанову нечего скрывать от прессы, а г-ну Балгимбаеву есть?
И если причина действительно в размерах зала и нехватке мест, то почему бы премьеру не распорядиться обеспечить журналистам наблюдение за ходом мероприятий по мониторам? Ведь мы на весь мир объявили о свободе слова, и первый долг и власти, и прессы - предоставление народу полной информации о делах государства.

5.06.98
"Караван"
Гульбану Нургалиева
Слово об имидже пресс-службы премьера, которая не любит прессу

Аким Павлодарской области Гапымжан Жакиянов принял решение о регулярном информировании общественности руководителями исполнительных органов области. Для более полного информирования населения через средства массовой информации о социально-экономических процессах, происходящих в области, и о деятельности областных исполнительных органов аким области поручил своим заместителям и руководителям областных исполнительных органов регулярно, начиная с III квартала текущего года, проводить брифинги для журналистов. Руководители департаментов, комитетов, управлений теперь обязаны готовить информационные материалы и проводить брифинги, контактировать с общественностью и представителями средств массовой информации.
Таким образом, начиная с июля текущего года, журналисты получают возможность регулярных встреч с заместителями акима области и руководителями областных исполнительных органов. Они также смогут обращаться за информацией по интересующим общественность вопросам деятельности областных государственных органов к специально уполномоченным на то сотрудникам департаментов, комитетов и управлений.

18.06.98
"Азия транзит"
Информация из первых рук

Самоконтроль - вещь замечательная. Но трудная, согласитесь, дорогой читатель?
Самоконтроль власти в сто крат более непростая процедура, если не сказать - невозможная. И приходится вспоминать о "чистильщиках" или либеро - на языке футбола.
Да-да, я говорю о средствах массовой информации. Им и карты в руки или, вернее сказать, информацию о "картах" бостандыкских акимов и их - на полосы газет.
Но вот закавыка - никто из выступавших на Форуме [предпринимателей] ни словом не упомянул даже тему СМИ и контроль за властью. Никто не сказал: Нехай доблестная пресса занимается злоупотреблениями власти.

15.05.98
"Время по Гринвичу"
Малый бизнес, свобода слова, Генеральный прокурор, НДС и другие

Нельзя не разделить традиционного для властей (не только Казахстана) недовольства нравами и содержанием прессы и телерадиопередач, но во имя торжества истины и демократических принципов отметим - это нормально для цивилизованного общества. Ибо только в таком обществе журналисты информируют читателей и зрителей о том, что власти хотели бы скрыть от налогоплательщиков и избирателей.

24.04.98
"Деловая неделя"
Когда-то это уже было...

В марте этого года на встрече с представителями казахстанской интеллигенции Нурсултан Назарбаев призвал писателей и журналистов перестать "выискивать сенсационную грязь в родном отечестве" и сплотиться с властью в осуществлении высоких патриотических целей. По мнению президента, некоторым интеллигентам "удалось внедрить в массовое сознание казахов простенькую и убийственно эффективную мысль о сплошной продажности и ничтожности казахской элиты".
Видимо, отстаивая собственные позиции, власть пытается перевести усилившуюся за последнее время в казахстанской прессе критику отдельных представителей власти, правительства и системы власти в целом в плоскость межэтнических отношений. <…>
Помимо интенсивных налоговых проверок эффективным средством "укрощения" печатных изданий является отказ их печатать со стороны типографий, которые находятся под контролем властей. Именно так произошло с газетой "Экономика сегодня", которая опубликовала ряд критических материалов, после чего типография в городе Талгаре без объяснений расторгла отношения с редакцией (ныне газета прекратила существование, а ее создатель уехал за рубеж). <…>
Для электронных СМИ тяжелым испытанием стал проведенный правительством в январе 1997 года тендер на теле- и радиочастоты. Это была плохо скрытая политическая зачистка, имеющая попутную благую экономическую цель: пополнить бюджет за счет частных компаний, которые должны были выложить до $170 тысяч в качестве разовой платы за метровый канал мощностью свыше 1 кВт и $114 тысяч - за дециметровый мощностью от 100 до 1000 Вт.
Сформированная правительством тендерная комиссия имела возможность отобрать тех кандидатов на теле- и радиоканалы, которые подчеркивали не только свою финансовую состоятельность, но и лояльность к власти. В итоге несколько телекомпаний, которые до этого готовили острые публицистические материалы и часто предоставляли эфир для оппозиционных деятелей, лишились своих каналов и были вынуждены самоликвидироваться. Аналогичные тендеры были проведены органами исполнительной власти и в областях республики. В апреле 1997 г. Казахстанско-американское бюро по правам человека приняло заявление, в котором говорится: "Проведенный тендер на теле- и радиочастоты привел к резкому сокращению информационного пространства, ограничению свободы и распространения информации, что в значительной степени затронуло право граждан на свободу выбора в получении информации и существенно ограничило плюрализм СМИ".

22.05.98
"Деловая неделя"
Эрик Жунусов, Марат Нургожин
Материя и идеалы

…Моментом, вызывающим серьезные опасения, стали участившиеся случаи влияния государства на работу теле- и радиоканалов посредством отзывов тендерными комиссиями лицензий. <…> Несколько иной позиции придерживается <…> корреспондент одной из российских газет. В подтверждение правоты своей точки зрения он привел слова великого барда Владимира Высоцкого: "Я не диссидент, я - артист". Журналистам на страницах газет и с экранов телевидения следует объективно отражать происходящие процессы, а не высказывать свою позицию. Нынешний курс республики во многом прогрессивен. Он призвал журналистов к диалогу с властью.

10.07.98
"Деловая неделя"
Служан Исмаилова

У независимых масс-медиа по-прежнему проблемы

А.К.Симонов: [Новейшая история взаимоотношений между властью и прессой в новых независимых государствах] казалось бы, должна была протекать у каждой по собственному руслу. Но <…>, в сущности, все новые государства СНГ пошли по одному пути. По пути принятия достаточно демократических и вполне приемлемых законов - и по линии вполне законного их нарушения. <…>
В Казахстане установлен информационный режим весьма занятный: в принципе средства массовой информации могут быть в достаточной степени критичны, но дело в том, что для них установлена планка этой критичности. И планка эта находится ровно там, где-то в районе буквы Н, если вторая буква - то и А, а третья буква - 3. Вот интересы президента и деятельность его администрации - членов его семьи и многочисленных родственников клана Назарбаевых являются информационным табу. Тот, кто переступает эту черту, тот рискует, что называется, достаточно серьезно. Надо сказать, что деятельность (по созданию такого информационного режима) была подкреплена достаточно серьезными организационными мероприятиями. Так, в частности, год назад... чуть больше года назад в Казахстане довольно успешно существовали более десятка м.б. даже и полутора десятка независимых телерадиокомпаний. Развивались они достаточно интенсивно и многие из них уже набрали и авторитет, и вес, и вполне выходили на тот уровень самоокупаемости, который позволял им быть достаточно независимыми. Видимо, такой излишний плюрализм власть не устраивал, поэтому был устроен так называемый тендер [на частоты эфирного спектра, с ноября 1996 по февраль 1997 в Алматы, в течение всего прошедшего года в других регионах РК]. Я бы сказал, что это совершенно уникальное явление в истории, но обнаружилось, что такой же ровным счетом тендер сейчас, в настоящий момент, производит правительство Милошевича для того, чтобы обуздать независимые СМИ в Сербии. Суть тендера в том, что люди соревнуются за право занятия той или иной частоты, за право оплатить свое право вещать на этой частоте. Частоты эфирного спектра не только объявлены национальным достоянием, они объявлены ценностью, принадлежащей государству, и установлены минимальные цены, за которые это можно купить. Минимум этих цен столь велик, что абсолютное большинство телекомпаний не имели возможности продолжать свою деятельность. Более того, две из них, которые могли бы продолжать деятельность и даже готовы были оплатить этот невероятный взнос (если мне память не изменяет, от 40 до 250 тысяч долларов) - они были не допущены к тендеру по каким-то другим, формальным причинам. <…>
Казахстанские журналисты... здесь лучше всего было бы употребить формулу Сергея Адамовича Ковалева, которая стала сейчас столь популярной: журналисты и средства массовой информации свободны, но не независимы. Я думаю, эта формула очень точно отражает то, что происходит также и с казахстанскими СМИ.
В самом деле, собравшись на журналистскую конференцию ["Состояние и проблемы СМИ в странах СНГ", 11-12 февраля 1998 г., Алма-Аты] и слушая людей, которые на ней выступали, и особенно в следующий свой приезд [22-24 апреля 1998 г., конференция Инерньюса, ЮСИА и МИСС по проблемам электронных масс-медиа в Акмоле], слушая полемику между свободными журналистами и приближенным к президенту членом правящего клана, министром информации и общественного согласия (замечательная формулировка названия министерства, не правда ли - очень трогательная?), убеждаешься, что в Казахстане люди говорят свободно, и это действительно так. А вот относительно того, насколько свободно они имеют возможность использовать эту свою свободу в средствах массовой информации - видимо, тут проблема куда более сложная. Потому что они как раз и говорят о том, что они не могут быть столь же свободными, когда садятся за письменный стол, когда берут в руки камеру - вот какова ситуация.

12.06.98
"Время по Гринвичу"
Андрей Свиридов
Независимы, но не свободны... Свободны, но не независимы. Алексей Симонов о казахстанских СМИ


продолжение