СМИ АРМЕНИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

4. СМИ И ВЛАСТИ

Давление со стороны властей на прессу, несомненно, связано с политическими событиями.

Первым серьёзным ударом явилось закрытие в декабре 1994-го газет и информационного агентства, связанных с партией “Даш-накцутюн”. Этот шаг, в преддверии парламентских выборов и референдума по принятию Конституции, назначенных на июль 1995 года, лишил оппозицию наиболее влиятельных средств формирования общественного мнения. Здесь нужно отметить, что оппозиция, в частности дашнаки, выступали против принятия предложенного властями проекта Конституции, а их газета ЕРКИР представляла позицию, полярную по отношению к позиции правящей партии АОД и президента страны.

Закрытие оппозиционных СМИ в немалой степени способствовало тому, что парламентские выборы 1995 года и референдум по Конституции были признаны иностранными наблюдателями “свободными, но не справедливыми” (free but not fair).

Попытка применить ту же тактику перед президентскими выборами (22 сентября 1996) провалилась. В конце апреля 1996 министерство юстиции волевым решением поменяло состав учредителей самой популярной армяноязычной газеты АЗГ, издаваемой группой руководителей партии “Рамкавар Азатакан”. К этому времени в самой партии наметился раскол, и одна из групп (так называемая бейрутская) попробовала таким образом получить контроль над газетой. За этим решением прочитывалась их договорённость с президентом Тер-Петросяном о поддержке его кандидатуры на выборах. Однако солидарность журналистов и большой международный резонанс, который получило это событие, заставили власти отступиться.

За три месяца до IX съезда правящей партии АОД типография издательства “Периодика”, где печатается подавляющее большинство армянских газет, перестала печатать некоторые газеты, мотивируя это их большими долгами. Газеты оказались в ситуации, когда агентство по распространению печати “Аймамул” задолжало крупные суммы газетам, которые, в свою очередь, являются должниками типографии. Не получив своих денег, газеты не могут расплатиться с долгами. Напомню ещё раз, что и “Аймамул”, и “Периодика” - государственные предприятия, являющиеся монополистами каждое в своей сфере.

Ситуация, когда под угрозой было печатание почти всех ереванских газет, продолжалась недолго. Вскоре всё “стало на свои места” - приостановленным осталось печатание лишь тех газет, которые издавались лицами, чья победа на съезде АОД была нежелательна для правящей верхушки. Давление не особенно затрагивало оппозиционную прессу, т.к. в данном случае, когда проблема ограничилась внутрипартийными разборками, она не представляла особой угрозы для авторов запрета.

Итак, тенденция налицо: правящая верхушка наносит упреждающие удары по прессе за несколько месяцев до важных политических событий, чтобы отсечь газеты, представляющие для неё угрозу, от формирования общественного мнения. Можно увидеть и ещё одну тенденцию: оппозиционные газеты теперь не трогают; после разгрома партии “Дашнак-цутюн” бьют своих - видимо, их считают опаснее для правящего режима.

Значит, хотя журналисты и жалуются на то, что критика в прессе не воздействует на власти, на самом деле, власти внимательно наблюдают за процессами, протекающими в СМИ, и не дают им развиваться в нежелательном для себя направлении.

Давление на СМИ в регионах значительно сильнее и откровеннее, ибо их зависимость от властей непосредственнее.


Далее