Американские горки казахстанской дипломатии
Президенту Назарбаеву в Америке не гарантируют неприкосновенность

Эл. почта, 12 мая 2001 года

Фарид МУРТАЗА, Нью-Йорк

Отношение руководства Казахстана и в первую очередь президента Назарбаева к Соединенным Штатам похоже на тяжелое психическое расстройство. В нем намешано столько страха, тайного обожания, ненависти, непонимания и восторга, что впору обратиться к психологу для долгого и кропотливого психоаналитического лечения. Но всю администрацию на одну кушетку не положишь.

Свобода от прессы

Свою лечебно-профилактическую роль могла бы сыграть независимая пресса, если бы она в Казахстане сохранилась. Корреспонденты-казахстанцы, работающие в США, могли бы взять на себя труд разъяснить обществу и власти, как и почему относятся к их стране в Вашингтоне. Но беда и в том, что в США нет ни одного настоящего собственного корреспондента казахстанских СМИ. В этом качестве агентство “Хабар” от случая к случаю использует местных русскоязычных стрингеров – журналистов “разового использования”, которым поручается осветить (чаще – затемнить) какое-то событие. И лишь иногда, по случаю больших визитов вместе с президентом за океан летят такие проверенные соловьи, как Владимир Рерих, например. Они в американской политике понимают еще меньше, чем в казахстанской, поэтому ценность комментариев заранее известна.

Наибольший вред от такой “информационной безопасности” наносится, как ни странно, вовсе не политически ангажированным гражданам, которые нужную информацию так или иначе найдут. И не гражданам аполитичным, которым до Вашингтона, как до Луны. Более всего вакуум внешнеполитической информации вообще (а из Вашингтона – в особенности!) вредит самой власти. Она оказывается, как говорится по-русски, раскоряченной между благоприятно-лживыми рапортами дипломатом, тон которым задает сам министр иностранных дел, и критикой в ведущих американских газетах, жестким тоном документов Госдепартамента, нарастающей политической изоляцией. Как же так, недоумевают, наверняка, астанинские заправили, так все мило было, тихо, отчеты из посольства самые благоприятные. И вдруг – на тебе! То Назарбаева называют “врагом прессы № 1”, то весь Казахстан в отчете о положении с правами человека ставят на один уровень с Ираком, то следствие по поводу “Казахгейта” отказываются закрыть, ссылаясь на какую-то независимость юстиции. Есть от чего заболеть духом. Но наша турецкая пословица гласит, что больной должен сначала себя винить, потом врача, и только в последнюю очередь – Аллаха…

На эти заметки из Нью-Йорка меня натолкнуло прочтение пресс-релиза МИД Казахстана по случаю недавнего визита министра Идрисова в США. Визит был внеплановым, несимметричным, то есть, не последовавшим вслед за визитом Госсекретаря в Казахстан, длился он необыкновенно долго – 6 дней. Идрисову в Вашингтоне не удалось подписать ни одного межправительственного документа. Возникает вопрос – зачем было ехать? Ответ очевиден: Ерлан Идрисов собирался преодолеть охлаждение отношения Вашингтона к Назарбаеву и его правительству.

Незадолго до министра иностранных дел в США был командирован вице-премьеры Школьник и Джандосов, которые должны были, так сказать, “разогреть” бизнес-аудиторию, пообещать больший доступ к нефти и другим минеральным ресурсам для американских компаний. Дескать, мы – вам, но и вы уж нам. Не получилось. Наоборот, в первый день визита “Вашингтон пост”, ведущая столичная газета, опубликовала редакционную статью “Выбор в пользу демократии”, полную критики президента Назарбаева и его политики. Заканчивается статья предостережением в адрес тех, кто надеется получить индульгенцию в обмен на нефть: “Нурсултан Назарбаев может надеяться, что администрация Буша, даже более предыдущей обеспокоенная вопросом получения доступа к новым источникам нефти и газа, будет к нему еще более дружественно настроенной. Но президент Буш и его команда не перестают подчеркивать ценность определенных ориентиров во внешней политике, в особенности свободы и свободного рынка - принципов, ни один из которых не гарантирован в Казахстане. Политика президента Назарбаева, заключающаяся в сосредоточении власти и нефтяных богатств в руках узкого круга избранных, никак не может обеспечить стабильности на годы вперед. Администрация Буша должна помочь тем людям в Казахстане, кто продолжает бороться за другое будущее для своей страны”.

С дипломатического на человеческий и обратно

Министр Идрисов вместе со своим шефом в очередной раз не понял смысл этого послания. Или сделал вид, что не понял. Во всяком случае в пресс-релизе по поводу его встречи с госсекретарем Пауэллом все должно было выглядеть благополучно: “…В заключительной части визита Министра иностранных дел РК Е. Идрисова в Вашингтон состоялись встречи с Государственным секретарем США К.Пауэллом, заместителем Госсекретаря М. Пармли и другими ответственными работниками Государственного департамента в ходе которых состоялось своеобразное подведение итогов двусторонних переговоров. К. Пауэлл, подчеркнув растущий интерес в США к Республике, с большим интересом ознакомился с информацией Е. Идрисова о политической и экономической ситуации в РК…”

Это требует перевода на нормальный язык, потому что некоторая странность формулировок бросается в глаза. Встретились, чтобы подвести итоги переговоров, которых не было? Госсекретарь, оказывается, с интересом послушал рассказы Идрисова про родину. Примерно так же “с интересом” Госдепартамент слушал-слушал того же Идрисова, а потом взял и опубликовал Доклад о положении с правами человека в Казахстане, в котором камня на камня не оставил от “образца демократии в Центральной Азии”. Тогда МИД Казахстана не смог сдержать истерики и обрушился на Госдепартамент с заявлением, в котором обвинил американских коллег в том, что “…несмотря на предоставлявшуюся в течение 2000 года на регулярной основе информацию из официальных источников Республики Казахстан о демократических реформах в стране, американская сторона практически полностью проигнорировала их…” Тогда проигнорировала, а теперь вот выслушали. Ну-ну.

Интересно, что спустя несколько дней МИД Казахстана на своем официальном сайте “подчистил” ранее выпущенные пресс-релизы и убрал оттуда наиболее нелепые формулировки. Так, в первом варианте было сказано, что “…визит Е.Идрисова в США привлек внимание американских СМИ. Министр дал интервью влиятельным изданиям "Файнэншл Таймс", "Вашингтон Пост" и "Ю Эс Ньюс энд Уорлд Репорт", агентствам "Си-Эн-Эн", "Рейтер" и "Итар-ТАСС"”. Когда по прошествии недели после возвращения на родину стало ясно, что никто публиковать интервью не собирается, очевидно, по причине их низкой информационной содержательности, эту фразу благополучно вычеркнули.

Впрочем, на “Вашингтон пост” Ерлану Идрисову грех жаловаться. Благодаря статье “Выбор в пользу демократии” Казахстан 3 мая 2001 г. оказался на повестке дня Палаты представителей Конгресса США. Депутат от Штата Индиана Дэн Бертон, обращаясь к коллегам, сказал: “Г-н спикер, я бы хотел предложить вниманию конгрессменов недавнюю передовицу из "Вашингтон Пост", посвященную авторитарным режимам Центральной Азии. Особое внимание в этой статье уделяется президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву и его нетерпимости в отношении свободы прессы и независимых высказываний. Тем членам Конгресса, которым покажется небезынтересным узнать истинную природу назарбаевского режима, я очень рекомендую эту статью”.

Безответный визит

Эрик Картмен, вашингтонский корреспондент “Евразии” очень точно и остро описал провал миссии казахстанского министра в своей статье под неожиданно двусмысленным заголовком “Лож на коротких ногах”. К этой эпопеи не было бы особого смысла возвращаться, если бы за всем этим с очевидностью не просматривался внешнеполитический тупик, в который сам себя загнал президент Назарбаев. Его фигура выглядит в этом контексте особенно сомнительно.

Страсть Нурсултана Назарбаева к заграничным визитам широко известна. Некогда обласканный вниманием Запада, исходивший сотни метров или даже несколько километров красных ковровых дорожек в аэропортах, в последние три года (после серии цинично фальсифицированных выборов, в том числе и президентских) он оказывается вытесненным из корпорации демократически избранных руководителей государств. Соединенные Штаты – подлинная страсть Назарбаева, здесь он пережил самые звездные моменты своей политической карьеры. И отсюда же он получил и самые болезненные внешнеполитические удары. Начиная с злополучной сессии комиссии “Гор-Назарбаев” в декабре 1999 г., на которой он вынужден был под давлением американской администрации письменно пообещать начать процедуру Национального диалога с оппозицией и приведение собственного выборного законодательства хоть к какому-то подобию общепринятого.

Ликвидация этой комиссии, прозванной после 1999 г. острословами в Астане “Горе Назарбаева”, лишила Назарбаева возможности регулярного контакта с высшим руководством США. В 2000 г. ему осталось единственная для всех отверженных президентов возможность – ехать на сессию ООН и там в коридоре “отлавливать” американских лидеров. Такая “встреча в коридоре” с Мадлен Олбрайт принесла к чудовищному унижению не только для самого президента, но и для возглавляемой им страны: Назарбаев по совету своих консультантов попросил госсекретаря прекратить уголовное расследование дела “Казахгейт”, на что в ответ ему была прочитана краткая лекция о независимости суда и следствия от правительства США.

Ни казахстанские дипломаты, ни американские эксперты этого не скрывали, что Ерлан Идрисов и его “группа разогрева” имели целью любой ценой вырвать у американской администрации согласие на визит Назарбаева в Вашингтон. Назарбаев рвется туда, чтобы обаять Буша, засыпать его уверениями и обещаниями, пойти на любые соглашения и добиться закрытия “Казахгейта”. А с этим и разморожения личных счетов в швейцарских банках.

К чему это привело, опять же можно вычитать из пресс-релиза МИД: “Госсекретарь выразил надежду на скорую встречу между лидерами двух стран, с тем, чтобы продолжить диалог по всем вопросам двустороннего сотрудничества”. Как говорится, визита не будет, но можете надеяться. Судя по всему, Нурсултану Назарбаеву опять посоветовали приехать в ООН и там отлавливать Буша-младшего. Хотя конфликт между правительством США и ООН может привести к тому, что как раз американского президента в коридоре и не окажется. Зато там будет Александр Лукашенко, Саппармурат Ниязов, Муаммар Каддафи, Фидель Кастро и другие официально признанные враги демократии и свободы слова.

Итоги и перспективы

О чем должна была бы кричать независимая пресса Казахстана, на что обратить самое серьезное внимание профессиональный МИД, о чем должен был бы глубоко задуматься ответственный президент – так это о начинающемся процессе политических и экономических санкций против Казахстана. Совсем недавно в знаменитой резолюции 397 Конгресс США двумя своими палатами поставил перед правительством страны вопрос о санкциях против диктаторских центрально-азиатских государств. Казахстан сделал вид, что его это не касается. И напрасно. Именно в дни, когда Е. Идрисов гостил в Вашингтоне, председатель комитета по международным делам конгрессмен Генри Хайд , товарищ президента Буша по Республиканской партии, внес поправку в законопроект о международной помощи, в соответствии с которой Казахстан лишается права на получение военной помощи в 2002 и 2003 гг. именно вследствие своей репрессивной внутренней политики. Ведущий член комитета Дана Рорбахер, депутат от штата Калифорния, поддержал своего председателя.

Предстоящие в июне этого года слушания в Конгрессе США по фактам правительственной коррупции в Казахстане и обстоятельствам дела “Казахгейт” могут привести к тому, что конгрессмены выступят за введения запрета на экономическую помощь режиму Назарбаева. Тем более, что в так называемом “Обращение 33-х”, ведущие политики Казахстана напрямую просят Конгресс США вмешаться в судьбу попадающих под конфискацию огромных сумм на счетах президента и его семьи, вернуть миллионы (или миллиарды) народу своей страны.

Поводом для широкомасштабных экономических санкций и даже исключения Казахстана из ряда международных организаций обязательно станет закон, способствующий отмыванию незаконных средств и противоречащий всей практике борьбы с “грязными деньгами” в мире. Банки Казахстана, которые примут на свои счета сомнительные средства, рискуют быть исключенными из банковского сообщества, их корреспондентские счета могут быть закрыты, а платежи подвергаться дополнительным проверкам. Инвесторы – и потенциальные, и действующие – сделают из этого выводы незамедлительно.

Американские внешнеполитические горки – это скорее фигура речи, чем точный символ отношений этой страны с Казахстаном. На популярном аттракционе посетителям страшно, но они уверены в благополучном исходе поездки. Президент Назарбаев в нем уверен быть никак не должен. Следователи ФБР и Большое жюри в любой день его пребывания в США могут постучать в дверь резиденции и передать под роспись охраннику повестку на допрос. Потому что этот человек только у себя на родине неприкасаемый, а здесь допрашивают и судят даже собственных президентов.

Эл. почта, 12 мая 2001 года