О казахском национальном лидере Алаш кремлёвская власть имела особое мнение. Поскольку он обладал непрерикаемым авторитетом, безупречной репутацией не только в своей республике, но даже среди старой «ленинской гвардии большевиков», а его влияние невольно признавали и хозяин Кремля.
«Теперь вопрос о Букейханове, - заявлял, например, председатель Совнаркома Киргиз-Казахской АССР В.А. Радус-Зенкович на І казахской партконференции 13 июня 1921 года в Оренбурге, - Я встретился с этим вопросом ещё в г. Москве. Тов. Соколов, член ВЦИКа [Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. - С.А.], спросил меня, правда ли, что у нас в КазЦИКе сидит «алашординец» Букейханов? Сообщаю, что тов. Букейханов... лучший знаток края. Его необходимо умеючи использовать. Его влияние, может быть, имеет и далее влияния рядового технического работника, но он так быстро ориентируется в местной обстановке, что оказывает большую помощь. Он настоящий энциклопедист по части казахского [в ориг. «киргизского». - С.А.] быта, истории края вообще. Никакие книги не могут его заменить. Побольше бы нам таких работников, конечно, при условии и непосредственного нашего присмотра и руководства».
Несмотря на эти заверения Радус-Зенковича, в Кремле решили ограничить влияние Алихана до минимума и удалить его из Казахстана. Осенью 1921 года он был уволен с поста члена коллегии народного комиссариата земледелия Казахстана, а в ноябре 1922 года арестован в родном ауле и в декабре доставлен в Москву. Его здесь ждала работа рангом значительно ниже – редактора Казахской секции Центрального издательства народов СССР (ЦИН СССР).
При советах деятели Алаш основное своё внимание акцентировали на планомерном создании учебников и учебной литературы практически по всем отраслям науки и знаний, столь необходимой для развития системы образования республики. В июне 1924 года в Оренбурге ими был проведён первый и, как оказалось, последний съезд деятелей науки и образования Казахстана, в работе которого участвовал и Алихан, прибывший из Москвы вместе с Назиром Торекулом (Тюрякуловым), в тот момент руководившим Казахской секцией ЦИН СССР. На съезде были обсуждены многие актуальные вопросы образования и науки, по которым приняты соответствующие постановления, в числе которых присутствовал вопрос о переходе из арабской графики на латиницу. К примеру, в своем письме Алихану от 1 июня 1925 года, А. Байтурсынулы писал: «Согласно подписанному с Казахским государственным издательством контракту, по новой орфографии я должен составить три учебника по грамматике и написать новую азбуку». В 1926 году он издал методическое пособие «Баяншы» и теорию литературоведения «Әдебиет танытқыш». Школьные, вузовские учебники и пособия по физике, математике, геометрии, географии, биологии и многим другим предметам были написаны или переведены из других языков элитой Алаш еще до 1930 годов. Например, до середины 1920-х годов были составлены, или переведы и изданы следующие учебники по школьным и вузовским предметам: химия (Х. Кеменгерулы), природоведение, зоология (1922, Х. Досмухамедулы), география (1922, И. Тохтыбайулы; 1924 – А.Байтасулы), физика (1924, Е. Омарулы), математика (1923, К. Жалелулы; 1924, С. Ходжанулы), снова биология, зоология (А.Байтасулы), биология (Ж. Кудерин) и мн. др. Из них один лишь Алихан Букейхан, невольно живя в Москве и работая в Казахской секции ЦИН СССР, перевел на родной язык из французского и других языков «Популярную астрономию» К.Фламмариона, «Происхождение земли» Т.Тутковского, «Происхождение мира» Д.Граве и т.д. За неполных лет работы в ЦИН СССР он из образцов устного народного творчества успел издать «Козы Корпеш – Баян сулу», «Ер Таргын», «Ер Саин», а также совместно с А. Байтурсынулы сборник «Жиырма үш жоктау» («23 причитания»). Из литературы лидер Алаш перевёл и издал отдельной книгой или опубликовал в периодической печати повести, рассказы и басни Л. Толстого, В. Короленко, И. Тургенева, О. Уайлда, Г. де Мопассана, Эзопа и многих других. Художественные переводы Алихана, как, впрочем, и учебные пособия, были предназначены в основном для детей начальных и средних школ.
Из даже не анализа, а поверхностного обзора всех этих фактов на ум напрашивается один очевидный вывод: у истоков современного образования, науки и культуры Казахстана стояла не Советская власть, о чём более 70 лет твердила советская мифология, а казахская элита Алаш. В доказательство приведу ещё ряд ярких иллюстраций.
Как известно из нашей истории, что легендарный народный певец Амре Кашаубайулы в 1925 году получил серебряную медаль на всемирной выставке «Экспо-1925» в Париже. Но мало кто знает, что за его блестящим выступлением стоял не кто иной, как лидер казахов Алихан Букейхан, вопреки своей воле проживавший в Москве. Об этом свидетельствуют ряд строк из его письма от 23 июня 1925 года, адресованного Ахмету Байтурсынулы. В письме, обнаруженом в архиве КГБ Казахстана (тогда ещё КГБ) в апреле 1992 года, говорится следующее (вольный перевод мой):
«Родной Ахмет (Байтурсынулы)!.. Амре Кашаубайулы хотят отправить в Париж. Он же ведь не знает слов ни одной песни. Несёт всякую бессмыслицу. Я сводил его к известным певцам, вокалистам, где его прослушали. Все были в восторге от его вокальных данных. Однако послушав содержание его песен, я едва не провалился в сквозь землю от стыда. Ни одна его песня не имеет смысла.
В Париже потребуют содержательные песни. Отправляя певца в Париж, стоило же позаботиться о том, чтобы он выучил хотя бы одну песню со смыслом!
Певцы других национальностей, отправляющиеся вместе с Амре, наряжены в традиционную национальную одежду, а наш Амре вырядился как русский мещанин. Сложно ли было учесть такую важную деталь?»
Другая подлинная история состоит в том, что в январе 1926 года, 90 лет тому назад, первый казахский драматический театр Казахстана в Кызыл-Орде был открыт пьесой Хошмухамеда Кеменгерулы (Кеменгерова), яркого представителя элиты Алаш новой волны. Пьеса называлась «Алтын сақина» («Золотое кольцо»).
Из казахско-советских писателей, драматургов, поэтов и литературоведов первым лауреатом ленинской премии за роман-трилогию «Путь Абая» стал бывший алашординец Мухтар Ауэзулы (Ауэзов) – ещё один талантливый представитель элиты «Алаш» второй волны. Едва спасшийся от ГУЛАГа благодаря своему «раскаянию», к чему его вынуждили свои же алашординцы, как и почему он пришёл к абаеведению – это отдельная и большая тема.
Из других казахско-советских творческих деятелей, но воспитанных элитой «Алаш» и оставшихся до конца верными её заветам, можно перечислить учёного-историка Ермухана Бекмаханова, литературоведа Каима Мухамеджанулы, академиков - геолога Каныша Сатпаева, этнографа Алькея Маргулана.
Бескорыстная служба интересам народа при чувстве обречённости
Вся элита Алаш уже с середины 1920-х годов испытывала негласные ограничения и преследование по любому поводу. Вот о чём, например, свидетельствовал коммунист, сотрудник ОГПУ по Казахстану некий Фома Иванов в своём заявлении от 10 сентября 1926 года, адресованном секретарю Казахского крайкома ВКБ (б) Ф.Голощёкину и члену Бюро Казкрайкома С. Садуакасулы (в ориг. «Садвакасову».), который счёл своим партийным долгом донести следующее: «Если не изменить антипартийную политику группы (группы сотрудников ОГПУ в Казахстане. – С.А.), которая направлена заведомо в сторону преследования и гонения казахских работников, путём использования против них всех сил и возможностей, которыми они располагают. По линии ОГПУ первоочередной операционной работой является собирание ложных материалов на казахских ответработников (!). Мы практикуем различные способы, специально нанимаем уголовных элементов и казаков, или арестовываем конокрадов для получения ложныхь свидетельских показаний на казахских ответработников, нарочно создаем группировки из казахских влиятельных родоначальников и русских кулаков, чтобы натравить последних на казахских ответработников и тем самым приобретаем нужные нам материалы, кроме того, усииваем слежку, и для того, чтобы побеждать и парализовать казахских работников искусственно натравливаем одних работников на других, сваливая «вину» с одного на другого и т.д.».
И зная свою обречённость, бывшие алашординцы и их сторонники упорно продолжали свою деятельность во благо народа и страны. Они спешили внести как можно больший вклад в развитие современной казахской культуры, преследуя единственную цель – «придать казахской советской культуре отчётливо национальный характер», как это подчёркнуто отмечалось в исследованиях британских учёных Общества изучения Средней Азии из Оксфордского университета.
Более изощрённому преследованию подвергался лидер элиты «Алаш» Алихан Букейхан. Попытка Кремля изолировать его в Москве оказалась бесполезной. Он вплоть до конца 1920-х годов продолжал влиять на все сферы жизни в Казахстане, печатаясь практически во всех периодических изданиях в далёкой родной республике. Верные декларативным, утопическим идеям коммунизма Турар Рыскулулы (Рыскулов), Сеиткали Мендешулы (Мендешев), Сакен Сейфоллаулы (Сейфуллин) и другие в своих секретных служебных записках-докладах один за другим доносили и жаловались на то, что влияние бывшего главы Алаш-Орды Алихана Букейхана перевешивает политику и влияние Кремля в целом, партии и правительства республики - в частности. Важно констатировать тот факт, что после секретного доклада Т. Рускулулы от 18 и 24 апреля 1924 года, газета «Ақ жол», издававшаяся в Ташкенте бывшими алашординцами, на страницах которой часто печатался Алихан, была закрыта распоряжением И.Сталина. После жалобы С.Мендешулы, поступившей в ЦК ВКБ(б) в 1925 году, о чём лидер Алаш с возмущением писал Ахмету Байтурсынулы, партийно-правительственная газета «Еңбекші қазақ» («Трудовой казах») перестала печатать его материалы. В конечном итоге в октябре 1927 года А.Н.Букейхан был уволен с должности редактора Казахской секции ЦИН СССР «в связи с сокращением штата» и выпровождён преждевременно на пенсию, но без пенсионной выплаты.
Дело дошло до того, что партайгеноссе Казахстана Филипп Голощёкин пожаловался Иосифу Сталину на то, что казахские народные комиссары по прибытии в Москву сперва спешат к Алихану Букейхану, чтобы поприветствовать и проконсультироваться с ним, лишь потом являются к нему. По этой жалобе бывший глава и премьер-министр Автономии Алаш вынужден был в Москве оправдывать казахских наркомов перед следователем ОГПУ-НКВД.
Влияние Алихана на процессы в Казахстане серьезно ослабло лишь после того, как его бывшие соратники по Алаш-Орде во главе с Ахметом Байтурсынулы в 1928-1929 году были поголовно арестованы (всего 44 человек), доставлены в Москву, где их продержали в заточении в Бутырке несколько лет. Бывшие первые руководители Совесткого Казахстана С.Садуакасулы (Садвакасов), Н. Нурмакулы (Нурмаков), С. Кожанулы (Ходжанов) и другие, находившиеся под влиянием «буржуазных националистов», были отозваны в Москву или переведены на второстепенные должности в республике. Лишь после секретного письма Ф. Голощёкина И.Сталину, в котором автор буквально умолял не отпускать алашординцев в Казахстан, поскольку их оправдание и освобождение уронит без того низкий авторитет и влияние советской власти и партии в республике, вся абсолютно безвинная элита Алаш, за исключением её лидера Алихана, была «осуждена» в 1930-1931 годах внесудебными советскими карательными органами. Из них Жусипбек Аймаутулы, Абдрахман Байдильдаулы (Байдильдин), Динмухамед Адильулы (Адилев) осуждены к смертной казни и немедленно расстрелены. Советская власть не простила им тот случай, когда они под руководством Алихана спасли казахский народ от больших человеческих потерь во время голода в 1921-1922 годах. Кроме того постановлением коллегии ОГПУ от 04.04.1930 года 13 алашевцев были приговорены в расстрелу, 7 человек – к расстрелу с заменой на лишение свободы с отбыванием наказания в ГУЛАГе сроком на 10 лет, одним из которых был А. Байтурсынулы, ещё 7 алашординцев – в ГУЛАГ сроком на 10 лет, 15 человек – к сроку от 3 до 6 лет. Двое алашординцев скончались в ходе следствия.
К 1926 году ставший безраздельным хозяином Кремля И. Сталин всё ещё не решался расправиться с Алиханом вплоть до июля 1937 года, не без основания опасаясь, что его арест наверняка приведёт к нежелательным последствиям – бунту много многомиллионного народа против советской власти в Казахстане. Малограмотная, но коварная советская верхушка во главе с И. Сталиным, не закончившим даже духовную семинарию («семинарист недоучка» - меткое выражние Льва Троцкого), насильно удерживая его самого в Москве, жестоко расправилась с его родными и близкими в Казахстане. В частности, самый младший из его братьев, Базылхан, был сослан в Новокузнецк как «бай», где он умер в 50 летнем возрасте; племянник Ибраимхан, сын младшего барата Азимхана, умер в 1931 году также в ссылке - в совхозе Маралиха Покровского района Алтайского края; племянник Галимарданбек, сын родного младшего брата Базылхана, скончался в ссылке в 1932 году; другой племянник Касымхан был выслан в ГУЛАГ, где в 1933 году пропал без вести. И этот список можно ещё достаточно долго продолжать...
Завещание Алихана Букейхана сынам Алаш
Однако для Алихана и его единомышленников всё же самым болезненным, если не сказать убийственным, ударом явился то, что они не успели достичь одной стратегической цели – сотворить из Алашско-Казахской республики Вторую Японию. Советская власть остановила их на полпути и отбросила развитие Казахстана на целый век назад. Вслед за арестом алашординцев, в 1928-1930 годах в Казахстане вместо добровольного объединения владельцев скота в кооперативы, была проведена насильственно массовая коллективизация, в результате чего поголовье только овец сократилось с почти 40 миллионов до 4(!). В результате этой чудовищный акции советской власти, в 1932-1933 годах казахский народ едва выжил от беспрецендентного по масштабу и последствий массового голода. Об истинной потере казахов от голода свидетельствуют следующие факты.
В 1924 в октябрском номере партийно-правительственной газеты «Еңбекші қазақ» («Трудовой казах», ныне «Егемен Қазақстан»), Алихан опубликовал небольшую заметку о численности казахов в пределах республики в текущем году, согласно которой коренной народ составлял 6,470 миллиона человек. К 1932 году численность казахов по естественному росту должна была составить по крайней мере 7,250 миллиона. Спустя 4 года после голода, по итогам переписи населения СССР 1937 года, казахи составляли всего... 2,1 миллиона человек. Это означало, что численность казахов в 1933 году была меньше 2 миллионов. Следовательно потери казахов составили более 5 миллиона человек или почти 70% (!). За неполных два года более семимиллионный казахский народ, стремившийся за 20-25 лет ускоренного развития догнать Японию и страны Западной Европы по уровню культуры и экономики, оказался на грани физического исчезновения как самодостаточный этнос, причём на исконных своих землях. Советская власть совершила против казахов неслыханное злодеяние, аналогов которому не было во всей истории человечества. Уже не столь важно, как оценить итоги политики коммунистов в Казахстане – геноцидом или этноцидом? Это национальное бедствие казахского народа гораздо масштабнее и трагичнее украинского «голодомора», ставшего международным термином, принятым ООН. Точную характеристику этому бедствию, постигшему казахский народ, дал лишь его лидер Алихан Букейхан, находясь в Москве без права выезда в родной Казахстан. 6 августа 1937 года в Бутырке в Москве лидер Алаш заявил следователю ОГПУ следующее: «В Москве в разное время я имел связь с некоторыми студентами-казахами. Они посещали меня на квартире... В 1933 году, я помню, я говорил о ГИБЕЛИ (!) КАЗАХСКОГО НАРОДА» (Следственное дело № 12-066 по обвинению Букейхана А.Н., лист 25. – ЦА ФСБ РФ: Р-34862. М.).
Истребив ¾ части народа Алаш, советская власть лишь к лету 1937 года решилась окончательно расправиться с его безусловным лидером Алиханом Букейханом и вместе с ним навсегда похоронить идею Алаш. Он был арестован в июле 1937 года в московской коммунальной квартире и вторично заключён в Бутырку. 27 сентября того же года он внесудебной «тройкой» Военной Коллегии Верховного суда СССР был приговорён к высшей мере наказания и в тот же день расстрелен.
Однако казахский национальный лидер представлял опасность для власти в Кремле даже после своей смерти. Поэтому Советская власть скрывала место его вечного покоя до тех пор, пока сама в декабре 1991 года не канула в Лету. И лишь благодаря деятельности международного фонда «Мемориал» выяснилось, что тело покойного Алихана Букейхана было тайно кремировано в Донском кладбище в Москве и похоронено там же в братской могиле № 1, которая в документах ОГПУ-НКВД фигурировала как «Яма № 1». Стало также известно, что в этой могиле в 1935-1938 годах похоронены прахи высших партийных руководителей коммунистической партии и правительства, всего более 5 тысяч жертв массовых репрессий.
Да, Алихану Букейхану, идейному основоположнику и политическому лидеру казахского национального-освободительного движения «Алаш» начала ХХ века, основателю и главе Алашско-Казахской автономии, выдающемуся учёному-энциклопедисту, журналисту и публицисту, не удалось претворить в жизнь ещё один грандиозный, но реальный план – за 20-25 лет сотворить из Страны Великой степи Вторую Страну восходящего солнца - Японию. Но он оставил после себя основу современного казахского государства, воссоздав его в декабре 1917 года из руин Казахского ханства, которое в декабре 1991 года объявило свою полную Независимость. А свою... нет, не мечту, а реальный план превращения своей страны в мировую державу, которого не сумел претворить в жизнь лидер нации Алихан Букейхан в силу исторических обстоятельств, он словно завещал его нынешнему поколению сынов Алаш.
Султан Хан Аккулы,
директор НИИ «Алаш» ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва.
1. Завещание Алихана или как Лидер Алаш планировал сотвоирить из страны вторую... Японию (PDF file)
2. Состав национального или народного совета (правительства) Алаш-Орда (PDF file)