Как французский спутниковый оператор помогает поддерживать российскую телевизионную пропаганду в сети

eutelsat 2021

Eutelsat отказался запретить России транслировать государственные программы.

Вскоре после того, как Россия ворвалась в Южную Осетию в 2008 году, фактически аннексировав территорию своего южного соседа, группа грузин объединилась, чтобы создать новый русскоязычный телеканал с независимым от Кремля голосом: Канал ПИК.

С помощью общественного вещателя Грузии они подписали пятилетнее соглашение с французским спутниковым оператором Eutelsat о передаче своей станции на Кавказ. Всего через две недели после их запуска в 2010 году Eutelsat уведомил ПИК об их прекращении. Их место на спутнике было обещано группе «Газпром-медиа», главной опоре жестко контролируемой московской медиа-системы .

getty putin 800x607

На фото: МОСКВА, РОССИЯ — 18 июля: (RUSSIA OUT) Президент России Владимир Путин выступает на Московском урбанистическом форуме 2018 18 июля 2018 года в Москве, Россия. Президент России Владимир Путин посетил форум в центре Москвы вместе с поддерживаемым Кремлем мэром Москвы Сергеем Собяниным, который, как ожидается, будет переизбран. (Фото Михаила Светлова/Getty Images)

Канал ПИК заявил в то время в заявлении , что сага «оставляет «Интерспутнику» и «Газпром-Медиа Групп» — обе из которых придерживаются редакционной линии Кремля — де-факто монополию спутникового вещания на русскоязычную аудиторию». Канал ПИК через год получит место на другом Eutelsat, но станция столкнулась с трудностями и в 2012 году отключилась.

Спустя более десяти лет Россия вновь пытается укрепить свою информационную гегемонию в регионе. И снова Eutelsat делает это возможным. Но два эксперта по спутниковой индустрии говорят, что пришло время, когда союзники Украины активизируются и заставят Eutelsat отдать предпочтение реальным репортажам о ситуации в Украине, а не дезинформации, поддерживаемой государством.

«Это не нормально, что французский спутник используется для пропагандистской войны, — говорит Андре Ланж, один из членов Комитета Дени Дидро. Если их предложения будут приняты, «это будет бомба в мире российских СМИ», — говорит Джим Филлипофф, бывший руководитель спутникового телевидения и бывший генеральный директор Kyiv Post. Он другая половина Комитета Дидро.

Сформированный в марте комитет Филлипоффа и Ланге, по сути, имеет только одну рекомендацию: отключить основных российских провайдеров спутникового телевидения от спутников Eutelsat и заменить их станциями, передающими независимую и заслуживающую доверия журналистику в Россию. «Это конечная цель наших усилий — фактически предоставить альтернативные медиа-каналы российскому телевидению, которые не контролируются российским правительством», — сказал Филлипофф WIRED.

Российское телевидение повсеместно и неизменно поддерживает войну против Украины, покорно продвигая официальную пропаганду Москвы — и слишком часто — дезинформацию . Спутниковое телевидение особенно важно, особенно для районов с плохой широкополосной связью. По оценкам Совета Европы, около 30 процентов российских домохозяйств платят за спутниковое телевидение. По словам Филлипоффа, около половины жителей страны имеют дома спутниковые тарелки.

Эти тарелки в значительной степени откалиброваны для приема сигналов с пяти спутников, которыми управляет Eutelsat. Два наиболее важных спутника находятся на орбите 36° восточной долготы, обеспечивая покрытие большей части Восточной Европы и западной части России: один, 36B, принадлежит непосредственно Eutelsat; другой, 36C, принадлежит российскому правительству и сдается в аренду компании Eutelsat, которая, в свою очередь, сдает площади российским телеоператорам. Остальные три спутника принадлежат непосредственно России, но управляются Eutelsat и охватывают центральную, северную и восточную часть России.

Два российских оператора, которые полагаются на эти спутники, Триколор и НТВ+, транслируют множество российских, европейских и американских каналов, от ура-патриотических новостей, транслируемых Первым каналом, до сетей, принадлежащих Disney. Несколько каналов исчезли из этих пакетов в последние месяцы. Некоторые, например CNN, прекратили вещание после того, как вступили в силу новые законы о цензуре СМИ; другие, такие как Euronews, были прекращены Кремлем.

Комитет Дидро заявляет, что если Eutelsat уберет со своего спутника две российские телекомпании, то сможет заменить их множеством бесплатных каналов.

«Это может создать большую креативность», — говорит Филлипофф. «И есть много изгнанных российских журналистов, которые хотели бы стать частью бесплатного телевидения, которое проникает в Россию». Филиппов указывает на TV Rain , независимую российскую новостную станцию, закрытую Москвой. Радио Свободная Европа/Радио Свобода также может подключаться к спутникам Eurosat и управляет собственными станциями в регионе . Чтобы получить доступ к этим каналам, пользователям просто нужны дешевые ресиверы, которые нетрудно найти.

Запад приложил усилия, чтобы внедрить в Россию независимую журналистику . Правительство Великобритании увеличило финансирование Би-би-си, чтобы противостоять российской дезинформации ; такие издания, как The New York Times, создали каналы в Telegram , социальной сети, чрезвычайно популярной в России; а провайдеры VPN прокладывают новые туннели через московскую интернет-фильтрацию так быстро, как только Кремль успевает их запретить.

Простой факт заключается в том, что французский спутниковый оператор обеспечивает доступ контролируемых Россией СМИ к миллионам россиян. Если Eutelsat решит расторгнуть договор аренды и предоставить помещение независимым российским и украинским новостным агентствам, это может в одночасье нарушить вещание российского телевидения.

«Конечно, им это не понравится, — говорит Филлипофф. Но у них может быть не так много хороших вариантов, чтобы отомстить.

Россия могла бы попытаться нарушить спутниковый сигнал — Советы глушили Радио Свободная Европа/Радио Свобода на протяжении всей холодной войны, а совсем недавно Эфиопия заблокировала спутниковые сигналы множества независимых западных СМИ. Филиппофф говорит, что такая драматическая эскалация маловероятна. «Это доводит информационную войну почти до предела».

Помимо глушения сигнала и обычного набора кибер- и информационных тактик Москвы, у них может не быть лучшего способа отомстить, не отключив свои собственные телевизионные сети. «Я думаю, что они попытались бы обойтись тем, что у них есть на 36C, и позволили бы 36B уйти, знаете ли, в альтернативные СМИ».

«Одна вещь, которую вы должны понимать о спутниках, — это положение — если это установленное положение — это как недвижимость. Это очень важно», — говорит Филлипофф. По его словам, если спутник расположен на 36° восточной долготы, это означает, что в этом месте зафиксированы десятки миллионов спутниковых антенн. — Ты не можешь просто сказать, знаешь что? Мы собираемся перейти, знаете ли, на 118°». Перекалибровка всех этих спутниковых антенн может занять месяцы, если не годы, и миллионы долларов.

Но Eutelsat прохладно отнеслась к идее разрыва с Москвой.

Выступая перед датским новостным агентством Radar в начале этого месяца, генеральный директор Eutelsat Ева Бернеке настаивала на том, что Eutelsat останется « нейтральным». Она сказала Радару, что решение об исключении российских телепровайдеров остается за властями.

В заявлении для WIRED компания Eutelsat подтвердила свою «приверженность нейтралитету». Что касается возможной приостановки работы этих российских станций, компания повторила, что она «руководствуется санкциями и решениями своих компетентных регулирующих органов». Компания указывает на RT France, передачу которого она прекратила после решения регулирующих органов от 1 марта.

«Если европейские власти введут новые санкции против российских каналов, мы остановим их вещание», — заявили в компании. В нем добавлено: «На данном этапе ни один регулирующий или другой компетентный орган не обращался к нам с просьбой прекратить вещание частных российских телеканалов в России».

Филлипофф и Ланге обращались к политикам, но с минимальным эффектом. «Мы разослали письма всем французским членам Европейского парламента, — говорит Ланге. «Ни одного ответа».

Как именно Париж или Брюссель могут заставить Eutelsat заблокировать эти российские каналы, остается открытым вопросом. Ланге и Филлипофф говорят, что если Европейский Союз может запретить англоязычным станциям Sputnik и RT транслироваться в эфире, санкции должны иметь право удалить русскоязычное телевидение с их спутников. В мае президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила в парламенте ЕС, что они запретят трем новым вещателям «в любой форме, будь то кабельное, спутниковое, Интернет или приложения для смартфонов».

Politico сообщил, что эти три вещательные компании являются русскоязычными новостными сетями, которые достигают Европы с некоторой помощью спутников Eutelsat.

Eutelsat заявил WIRED: «Нам известно о намерении Евросоюза ввести санкции против трех российских каналов, два из которых транслируются на наших спутниках, и мы готовы немедленно прекратить их вещание, как только будет опубликован соответствующий европейский регламент».

Соединенные Штаты недавно ввели санкции в отношении трех русскоязычных телеканалов, в том числе НТВ (ведущая станция провайдера НТВ+), после того, как пришли к выводу, что они «распространяют дезинформацию для поддержки путинской войны». Эти санкции, скорее всего, повлияют на их зарубежные доходы, но не на их операции в России.

Преследование самих спутников было бы чрезвычайно разрушительной эскалацией. Москва и Киев уже нацелились на спутниковую связь друг друга.

Западные спецслужбы утверждают, что за несколько часов до вторжения российские хакеры нацелились на американского спутникового провайдера Viasat. «Хотя считается, что основной целью были украинские военные, пострадали и другие клиенты, в том числе частные и коммерческие интернет-пользователи», — говорится в совместном заявлении Национального киберцентра Великобритании с США и ЕС .

Ранее на этой неделе, незадолго до празднования Дня Победы в России, которое дало Москве прекрасную возможность продемонстрировать силу в условиях зашедшей в тупик войны, Государственная служба специальной связи Украины объявила, что «[телевизионное] вещание с российского спутника на оккупированные регионы Украины было неожиданно выключился».

Как сообщал WIRED, Украина агрессивно развертывает терминалы Starlink , предоставленные американцами и европейцами , в то время как российская спутниковая связь остается проблемной .

Европейское сотрудничество не ограничивается спутниковым телевидением Eutelsat. Eutelsat владеет двумя дочерними компаниями в России, включая домашнего интернет-провайдера Konnect. В свою очередь, российский государственный спутниковый оператор владеет небольшим пакетом акций самого Eutelsat. (В корпоративных документах говорится, что большая часть 3,62-процентной доли собственности принадлежит Российской компании спутниковой связи, или ГПКС.)

Между тем в московский консорциум «Интерспутник» входят около двух десятков стран , в основном в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Азии. В его состав входят Чехия, Румыния, Германия и Украина. В 2020 году Франция заявила о намерении присоединиться к «Интерспутнику».

«Интерспутник» управлял частью спутникового флота Советского Союза, прежде чем был приватизирован после распада СССР. Влияние Москвы на организацию довольно очевидно: председатель ее правления является высокопоставленным государственным служащим в российском правительстве.

Пока Запад продолжает свой беспорядочный развод с Россией, такая организация, как «Интерспутник», может позволить России запустить и поддерживать спутниковую службу, поддерживающую не только телевидение, но и интернет-службу, военную связь и геопространственные изображения .

Ланге и Филлипофф из комитета Дидро надеются, что эта текущая борьба может способствовать более открытым потокам информации в будущем — это то, что сообщает ироничное название их группы. Как поясняется на ее сайте: «6 июля 1762 года, всего через девять дней после государственного переворота 28 июня, посадившего ее на престол, Екатерина II пригласила французского философа Дени Дидро приехать в Россию для издания «Энциклопедии». , который был запрещен в Париже. Дидро принял ее приглашение и прибыл в Петербург в октябре 1773 года».

Если бы Россия не выступила против французской цензуры, «Энциклопедия», одно из важнейших произведений эпохи Просвещения, возможно, никогда бы не была опубликована.

Перевод был сделан с помощью Google Translate

Источник: arstechnica.com

Статьи по теме

Безвыходное военное положение. Истощение ресурсов заставит Москву выбирать между капитуляцией и замораживанием конфликта

Безвыходное военное положение. Истощение ресурсов заставит Москву выбирать между капитуляцией и замораживанием конфликта

More details
Казахстан прекратил поставку сырья российской Магнитке. Это санкции в действии?

Казахстан прекратил поставку сырья российской Магнитке. Это санкции в действии?

More details
Как французский спутниковый оператор помогает поддерживать российскую телевизионную пропаганду в сети

Как французский спутниковый оператор помогает поддерживать российскую телевизионную пропаганду в сети

More details