Против СМИ развязана кампания – после того, как имя президента было связано с банковским счетом в Швейцарии
Против СМИ развязана кампания – после того, как имя президента было связано с банковским счетом в Швейцарии
Алма-Ата, Казахстан: Смысл содеянного был предельно ясен даже и без сопроводительной записки. Во дворе редакции оппозиционной газеты (Деловое обозрение «Республика») Ирины Петрушовой был обнаружен обезглавленный труп собаки, подвешенный за лапы, в туловище была воткнута отвертка с зеленой ручкой, которая держала записку с отпечатанным на компьютере текстом: "Следующего раза не будет".
Недостающая собачья голова с подобной же запиской была найдена во дворе дома Петрушовой. Спустя три дня кто-то бросил три бутылки с зажигательной смесью в редакцию ее газеты и сжег ее дотла.
В последние несколько недель политическая обстановка в этой богатой нефтью бывшей советской республике начала принимать откровенно угрожающий характер - с того самого момента, как обнаружилось, что шесть лет назад президент этой страны Назарбаев тайно припрятал миллиард государственных денег на счету в швейцарском банке. Скандал расцвел пышным цветом, и тут вдруг начались аресты лидеров оппозиции. Газеты и телеканалы были закрыты, а журналисты, пишущие критические статьи, подверглись избиениям, что оппоненты правительства расценивают как новую волну репрессий.
Что не удалось различным инспекторам и контролирующим органам, получилось у таинственных вандалов. Один из ведущих телеканалов страны прекратил вещание, когда его фидер был однажды ночью перерезан. Кабель был восстановлен и тут же снова выведен из строя чьим-то метким выстрелом.
Американское посольство и Госдепартамент сделали заявления, в которых выражалось осуждение такой практики и обеспокоенность в связи с судьбой демократии в стране, во главе которой до сих пор стоит бывший партаппаратчик. Но многие реформаторы в Казахстане выражают опасение, что Запад довольно успешно закрывает глаза на нарушения прав человека во имя поддержания международной антитеррористической коалиции.
"Так называемый Казахгейт, его правительство официально объяснило, - сказал Ардак Досжан, замминистра информации, - Существовал специальный резервный счет, открытый правительством. Это обычный счет, которым могут управлять назначенные правительством чиновники. Он не управляется физическими лицами. Деньги, которые отправляются на него – это государственные средства, и их предполагается направлять на государственные нужды".
На вопрос, кто знал о его существовании, Досжан смог назвать только трех человек: Назарбаева, его премьер-министра и председателя нацбанка. По его словам, законодатели были не в курсе, потому что "это вызвало бы много вопросов" в Парламенте.
Однако лидеры оппозиции и журналисты считают, что Назарбаев в конце концов решил обнародовать сей факт весной этого года только после того, как получил информацию от швейцарских властей. Оппозиция и журналисты говорят, что, по их мнению, Президент объявил о существовании счета в один миллиард долларов, чтобы сделать его дымовой завесой, за которой намерен скрыть другие дела, в отношении которых до сих пор ведут следствие швейцарская и американская прокуратуры.
"Нас окружают взяточничество, воровство и мафия, - говорит Серикболсын Абдильдин, руководитель Коммунистической партии и один из двух парламентариев, чей запрос прокурорам предшествовал официальному заявлению. – Коррупция поразила высшие эшелоны власти". Целью обнародования информации о миллиардном швейцарском фонде было "задурить общественное мнение", подчеркнул он.
Эти открытия совпали по времени с нарастанием серии тревожных инцидентов для тех, кого не удержали правительственные заверения.
Всего за несколько дней до речи Тасмагамбетова в Парламенте, казахстанские власти арестовали оппозиционного политика, Мухтара Аблязова, а два дня спустя его коллега, Галымжан Жакиянов, избежал подобной участи только благодаря тому, что нашел убежище в Посольстве Франции в Алма-Ате, бывшей столице страны.
Получив заверения от казахстанских властей, он покинул здание посольства и был немедленно взят под стражу. Правительство настаивало, что эти два человека, являющиеся организаторами ДВК, преследуются по обвинениям в хищениях. Оппозиция называет это откровенным преследованием.
Другие деятели оппозиции также начинают ощущать, что обстановка накаляется. Хотя в последнее десятилетие с момента обретения независимости независимая пресса в Казахстане часто сталкивалась с трудностями, серия пугающих эпизодов убедили многих журналистов, что против них развязана кампания преследования.
Тамара Калеева, президент расположенного в Алма-Ате Международного фонда защиты свободы слова, говорит, что около 20 газет были вынуждены прекратить издание, а около 20 телевизионных станций были закрыты или находились под угрозой закрытия.
"Washington Post"
***