Вместо митинга снова состоится детский праздник

Аким Павлодара в восьмой раз за полгода отказал оппозиции в проведении акции

 

 

Похоже, что Кремль нашел кандидата на роль борца с "экспортом революций" на постсоветском пространстве. По крайней мере, в его центрально-азиатском регионе. Как стало известно "РК", на днях комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечествениками поддержал предложенную МИД РФ кандидатуру Рамазана Абдулатипова на пост посла Российской Федерации в Республике Таджикистан.

 

Официальная версия предстоящего назначения весьма обыденна: через три дня у Рамазана Гаджимурадовича заканчивается срок полномочий в Совете Федерации. В сенате Абдулатипов представляет исполнительную власть Саратовской области. Рассчитывать на то, что его полномочия будут продлены новым губернатором не приходится.

 

Источники "РК" в Совете Федерации дали понять, что назначение бывшего сенатора послом, пусть даже в Таджикистан, - весьма неплохое продолжение карьеры. "Особенно если вспомнить, что на аналогичную должность, и то же в пределах СНГ, направлен его бывший шеф - глава исполнительной власти Саратовской области Аяцков", - отметили собеседники "РК".

 

Напомним, что именно Дмитрий Аяцков, сложив с себя полномочия члена Совета Федерации, в декабре 2000 г. назначил Абдулатипова представителем от исполнительной власти области в верхней палате парламента.

 

Но, как водится в России, за официальной версией назначения всегода есть и неофициальная.

 

Последняя же, как сообщили "РК" источники в Кремле заключается в предотвращении очередной революции на постсоветстком пространстве. На сей раз в Таджикистане.

 

На грани бунта

 

В ноябре 2006 г. в РТ должны состояться очередные выборы президента. По действующей сегодня конституции, в республике обязательно должна произойти смена власти. Статья 65 основного закона РТ предусматривает, что "одно и то же лицо не может быть Президентом более одного срока подряд". Но дело в том, что сторонники находящегося у власти уже второе десятилетие Эмомали Рахмонова затеяли проведение референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию республики. Как не трудно догадаться, речь идет именно об отмене вышеназванного ограничения.

 

Формально проблем с нововведением у Рахмонова не должно быть. Из 63 депутатов парламента - 57 представляют "рахмоновскую" народно-демократическую партию Таджикистана. В том, что власти способны "повлиять" и на волеизъявление народа, подтверждают февральские парламентские выборы, где сторонниками Рахмонова оказались более 80 процентов проголосовавших.

 

Но оппозиция не намерена сдаваться.

 

"У нас в стране Конституция стала игрушкой. Три года назад ( при принятии Основного закона - прим. авт.) нам твердили: "Больше не будет изменений. Один человек-один срок". Теперь же Конституцию перекраивают под конкретного человека", - заявил на днях председатель аграрной партии Таджикистана Хикматулло Насриддинов.

 

"Если Рахмонов опять выдвинет свою кандидатуру, это будет политической авантюрой и издевательством над демократическими ценностями", - поддерживает его зампред Исламской партии Мухаммадшариф Химматзода.

 

А экс-премьер Таджикистана и бывший соперник Рахмонова на выборах 1994 г. Абдумалик Абдуллоджонов, ныне проживающий в США, убежден, что "стремление Рахмонова стать Туркменбаши - 2 приведет к новому противостоянию и, возможно, к новой войне. Народ может вынести издевательство над собой раз, другой...Но не вечно же!"

 

Таким образом, констатируют эксперты, уже за полтора года до выборов в Таджикистане налицо "революционная ситуация". И в республике есть кому возглавить волну народного гнева.

 

Кавказский философ

 

Впрочем, Абдулатипову не привыкать к работе в "горячих точках". И в большую-то политику Рамазан Гаджимурадович вошел именно как эксперт по подобным проблемам, возглавив в 1988 г. сектор Отдела межнациональных отношений ЦК КПСС.

 

По сути тогда малоизвестному завкафедрой философии Дагестанского пединститута предложили на практике исполнить свои теоретические изыски кандидатской и докторской диссертаций, посвященных теме национальных отношений развитого социалистического общества. С тех пор в течение 12 лет Абдулатипов был главаным российским экспертом в данной сфере, независимо от того работал он в органах законодательной или исполнительной власти.

 

Впрочем, особых успехов на данной стязе, по мнению ряда наблюдателей, кавказский философ не сыскал.

 

Чем же вызван выбор эксперта "по межнациональным отношениям в развитом социалистическом обществе" на должность посла в Таджикистане?

 

Источники "РК", близкие к кремлевской администрации, считают, что главная причина - "никакая политика российского МИДа в Таджикистане".

 

Последнее, по словам наших источников, базируется на "трех китах": России не удалось создать действенную систему защиты русскоязычного населения Таджикитана, и они практически все покинули республику, лишь при личном участии президента Владимира Путина удалось добиться подписания договора по российской военной базе в РТ ( бывшая 201-я мотострелковая дивизия) и, наконец, уход российских пограничников с таджикско-афганской границы, что, по мнению экспертов, неминуемо приведет к ухудшению ситуации с наркопреступностью в России и в регионе.

 

Похоже, что среди "карьерных дипломатов" не удалось найти человека, способного хотя бы приостановить этот "русский исход" из Таджикистана. И вспомнили о почетном председателе "Союза мусульман России".

 

Ему, считают в кремлевский кругах, легче будет найти общий язык с азиатскими мусульманами, чем сегодняшнему Чрезвычайному и Полномочному послу РФ в РТ "чисто русскому" Максиму Пешкову.

 

К тому же, отмечают наши источники, Абдулатипов известен как человек, готовый идти на переговоры "хоть с чертом", лишь бы не пролилась кровь. "Карьерные же дипломаты" предпочитают иметь дело только с официальными лицами. Подтверждением этому и последние события на постсоветском пространстве, где российская дипломатия не имела прямых контактов с оппозицией. И после прихода последней к власти, установление дипотношений приходится начинать чуть ли не с нуля.

 

Предложение Абдулатипову должности посла в Таджикистане, по мнению некоторых наших источников, связано и с обсуждаемым назначением на пост спецпредставителя Кремля по национальному вопросу на Северном Кавказе Руслана Аушева. " Северный кавказ не вынесет двух экспертов", - заявил "РК" источник в кремлевской администрации. Вот их и разводят.

 

Сам Абдулатипов на днях высказался за назначение Аушева на подобную должность. Однако тут же отметил, что "это вряд ли возможно, потому что у нас не любят знаковых фигур, у нас любят людей серых, черных, бесцветных".

 

Наша справка:

 

Рамазан Абдулатипов родился 4 августа 1946 г. в с. Гаргута Тляратинского района Дагестанской АССР. Аварец. После окончания фельдшерско-акушерского училища заведовал сельским медпунктом. Окончил исторический факультет Дагестанского университета и аспирантуру на философском факультете Лениградского университета. Работал завкафедрой в Мурманском высшем инженерном морском училище и в Дагестанском пединституте.

 

В 1988-1990 г.г. завсектором отдела межнациональных отношений ЦК КПСС. В 1990-93 г.г. председатель Совета национальностей Верховного Совета РСФСР. В период с 1993 по 2000 г.г. избирался депутатом Совета Федерации, Государственной Думы, был вице-премьером правительства РФ и главой министерства национальной и региональной политики. С декабря 2000 г. - член Совета Федерации.

 

Доктор философский наук.

 

Женат. Имеет дочь и и двух сыновей.

 

 

 

Русский курьер

 

 

Статьи по теме

Карикатуры Мурата Алимова

О проекте