О "Новом поколении" и старом запахе

Если не выносить сор из избы, то вскоре можно оказаться в нем по самые уши

 

 

В очередном номере “Нового поколения” (от 9 мая) вышла статья Сергея Волкова “Левозащитники”. Кто пропустил, рекомендую непременно прочитать. Уверен, не пожалеете. Думаю, что это отличный пример того, до какой степени может докатиться журналистика, поставленная на службу идеологии. Материал действительно впечатляет оголтелостью, с какой автор нападает на казахстанских правозащитников и в первую очередь на недавно заявившую о себе общественную организацию “Журналисты в беде”. Дело дошло до откровенного передергивания фактов и оскорблений, а всех правозащитников он объявляет агентами империализма.

 

Было время, когда Сергей Волков отличался склонностью к серьезному анализу и написанию взвешенных аргументированных материалов.

 

Правда, все в этом мире меняется. Меняются и люди. В этом смысле “Новое поколение” – по-видимому, один из тех полигонов, на котором проводят испытания журналистов новой формации. Журналистов, для которых имидж – ничто, жажда получать хорошие деньги – все.

 

Имея в виду меня и Розлану Таукину, он бросает обвинение, что-де, когда мы сами были директорами телерадиокомпаний, то не очень-то заботились о правах простых журналистов и “даже зарплату не вовремя раз за разом выдавали”.

 

Да, я помню, как в телерадиокомпании “М” мы четыре месяца работали без зарплаты. Но не получали все – от директора до рядового оператора, потому что мы не имели богатых спонсоров и зарабатывали сами. Сами владели каналом и сами работали на нем. Это было время, когда еще не было Хозяев, но было понятие Команды. Сергею как выходцу из школы “Каравана” это трудно понять: там всегда был Хозяин и всегда был Заказ.

 

Обидно слышать, как человек, знающий не понаслышке о судьбе телерадиокомпаний “М” и “Тотем”, заявляет, что “пришли другие времена и другие владельцы – и отодвинутые от медиа-рынка взрослые дяди и тети обиделись. Просто работать по специальности им уже не хотелось, да и не моглось”. Побойся бога, Сережа! Ты же прекрасно знаешь, что не было иных причин у власти для закрытия наших станций, кроме нашей политической нелояльности.

 

Зачем вслед за Рерихом повторять очевидную глупость, что мы не выдержали конкуренцию, что мы не нашли деньги, чтобы заплатить на тендере. В тот момент наши радиостанции были лидерами эфира, а телестанции входили в тройку самых популярных. И не “Хабар” был тогда законодателем моды в казахстанской публицистике, а именно Тотем, ТВМ и Семейный канал (Ирины Черноловской). Уж это-то помнят все.

 

И о каких таких “новых людях” ты говоришь, если ТВМ был отключен в ноябре1996 году (задолго до тендера) из-за, якобы, помех создаваемых службам аэропорта, и до сих пор 36 канал, на котором мы работали, пустой?

 

Правда, в тот момент правозащитников, так ненавистных Сергею, было еще меньше, и поэтому власти без особых проблем закрыли около 30 телерадиостанций. Кстати, “Караван”, где работал Сергей Волков, благоразумно промолчал: над ним самим сгущались тучи. Думали отсидеться, но пришел 1998 год и… пришли за ними.

 

Так что не в обиде дело, нас просто вышвырнули из профессии, без права работать в эфире. И не от хорошей жизни мы “кинулись в общественную деятельность”, в том числе и в правозащитную.

 

Отдельный разговор о грантах, на которые живут правозащитники. По версии Сергея, это форма оплаты за сбор информации для разведок западных государств. Оставим эту несусветную глупость на совести ее сказавшего. Думаю, что для этих целей у спецслужб есть более надежные и компетентные источники.

 

Но, по версии “новопоколенцев”, разведывательный характер казахстанской правозащиты куда более предпочтителен, чем предположение, что выделение Западом грантов преследует цель приобщить нас к цивилизации, направить на путь прогресса и демократии. Это тоже сугубо меркантильная и, если хотите, шкурная цель. Потому что, если мы будем сытые и демократичные, то им будет спокойнее.

 

Но волковы не хотят в это верить. Им всюду мерещатся враги и, соответственно, во всем они видят их происки. Даже тогда, когда им пытаются помочь стать цивилизованными людьми, они ухитряются видеть плохое. Психология у них такая – совковая.

 

Одно плохо: если раньше главным обвинением в адрес правозащитников было получение грантов, то теперь их напрямую обвиняют в предоставлении разведданных иностранным спецслужбам. По большому счету это уже наводка для КНБ и прокуратуры. А это смахивает на элементарное стукачество. Мол, обратите внимание, ребята под прикрытием правозащитной деятельности “обсирают Родину” (прошу прощения, но именно так в оригинале).

 

Во-первых, не нужно путать Родину с президентом Назарбаевым. Это абсолютно разные вещи. Во-вторых, правда о нарушении прав человека, в том числе и журналистов, нужна не столько иностранцам, сколь нам самим. Это необходимый элемент защиты от беспредела со стороны властей. Если не выносить сор из избы, то вскоре можно оказаться в нем по самые уши. Так что не нужно бояться правозащитных организаций, защищающих журналистов, число которых, по версии Волкова, растет прямо в геометрической прогрессии. Тем более, что в Казахстане их всего три. Для примера скажем, что в том же Нью-Йорке (куда, кстати, Волков съездил по приглашению правозащитников) их куда больше. Хотя, проблем у наших журналистов не меньше.

 

Притча во языцех – миф о баснословных суммах, которые якобы получают правозащитники из-за рубежа. Г-н Волков, желая показать “продажность” правозащитников, проводит весьма сомнительную параллель с диссидентами советского периода, которые “не только свято верили в то, что делали и говорили, он еще и не получали за это ничего”.

 

Так-то оно так, но если вспомнить публикации в советских газетах, то к удивлению обнаруживаешь, что с легкой руки предшественников Сергея Волкова, тогдашние советские правозащитники также были платными наймитами империализма, и тоже клеветали на Советскую Родину. Вспомним, как их “поливали” в советских газетах. Так что “Новое поколение” не оригинально в своем стремлении защищать существующий политический режим от местных диссидентов.

 

Следуя сталинской традиции, осталось организовать всенародное осуждение “обсирателей Родины”. Опубликовать возмущенные отповеди отщепенцам от имени так называемых простых людей. Заклеймить позором. Одним словом, создать нужное общественное мнение, а там, глядишь, придет черед и КНБ сказать свое веское слово. Схема апробированная, почему бы не применить?

 

Неужели Сергей Волков не понимает, какую роль он играет в борьбе против казахстанского диссидентства?

 

Нужно признать, что “Новое поколение” в целом превратилось в рупор самых махровых реакционных взглядов. Неужели коллеги, работающие в газете, не видят, что газета становится черносотенной? Трудно поверить, что взгляды, высказываемые г-ном Волковым, разделяет коллектив редакции. Возможно, что это даже не взгляды самого Сергея. Скорее всего – это выражение взглядов и настроений тех, кто владеет газетой. А это, надо понимать, люди из самого ближайшего окружения президента. И это страшно. Если так думают люди, находящиеся у власти, то что же нам ждать от такой власти?

 

Что же касается грантов, то это деньги, которые выделяются цивилизованными странами на промывание наших мозгов, зашоренных различными “измами” при помощи таких умников, как Волков и К’. Это деньги идут на то, чтобы помочь нам понять, что пора становиться людьми с чувством собственного достоинства, а не раболепствующими холопами своих правителей.

 

Они выделяются для того, чтобы научить нас отстаивать свои права и свободы, чтобы помогать защитить тех, чьи права бессовестно нарушаются всевластными чиновниками. Это чистые деньги и, поверьте, те, кто их получает, за свой нужный и опасный труд делают благородное дело. Попрекать людей, которые помогают другим – самое последнее дело.

 

Сегодня в казахстанских СМИ наблюдается обострение идеологического противостояния между двумя группами СМИ. С одной стороны – “Хабар”, “НП”, “Караван”, Вкладыши в российские газеты “Известия” и “Комсомольская правда”, сайт “Намад”. С другой – остатки оппозиционного масс-медийного пирога – “СолДат”, “Республика”, “Начнем до понедельника” и сайт “Евразия”. Остальные телеканалы и газеты стараются не влезать в это противостояние, отчаянно лавируя между двумя желаниями выжить и не потерять достоинство.

 

Первая группа СМИ – это те, кто выполняют миссию информационного обеспечения правления клана Назарбаевых, вторые – представляют оппозиционные настроения этому режиму. В этой связи становится понятной та злобность, с какой набросился г-н Волков на правозащитников, которые, как известно, всегда критикуют власть. Просто “Журналисты в беде” и “Интерньюс” для этой власти – чужие. А коль так, по заведенной традиции их нужно “мочить”. Как – это уже вопрос профессиональных и личных качеств журналиста. Можно так себе, вяло “проехаться”, а можно по самые… с применением не традиционной лексики. А что делать, на войне как на войне.

 

Понятно, когда работаешь на хозяина, хочется выслужиться, да и порой в профессиональный раж входишь, но все же должна быть мера! Зачем опускаться до площадной брани? Зачем передергивать факты? Зачем говорить то, чего не было? Давайте воевать цивильно и умно, без дураков, но с аргументами. И разговор уже даже не о Кодексе чести. Вопрос в одном – не нужно сводить полемику до уровня алгоритма “дурак – сам дурак”. Ведь мы себя этим опускаем в глазах читателей. Они же не дураки и все понимают.

 

Я уверен, что этой своей статьей Сергей нанес удар не столько “по врагу”, сколь по себе. От такой махровой реанимации сталинизма запах не только от статьи, но и от всей газеты, причем не только “на западе и юго-западе южной столицы”, но, пожалуй, и на том самом Западе. Чем пахнет, думаю объяснять не надо.

 

IEI

 

Статьи по теме

Карикатуры Мурата Алимова

О проекте