После прошлогодних вооруженных нападений в Актобе и Алматы силовики докладывают об успехах по профилактике терроризма. Некоторые эксперты говорят о причинах "религиозно окрашенного" терроризма и о возможных нарушениях прав человека при борьбе с терроризмом.
Вооруженные нападения прошлого года - 5 июня в Актобе и 18 июля в Алматы - заставили общественность задуматься над причинами терроризма и степенью готовности силовых органов адекватно реагировать в случае терактов. Также актуализировался вопрос существования вооруженного подполья в стране.
В Казахстане и ранее случались вооруженные нападения, однако терактом власти впервые признали лишь произошедшие в 2011 году нападения на двух полицейских в Актюбинской области. И тогда, и летом 2016 года власти утверждали, что эти нападения были делом рук "религиозных радикалов". Одновременно власти заговорили, что в Казахстане усиливается радикальный салафизм; периодически звучали призывы запретить течение салафизма в стране как исламистское. По утверждению тогдашнего председателя КНБ Владимира Жумаканова, совершивший вооруженные нападения на территории районного управления внутренних дел и возле здания департамента КНБ в Алматы Руслан Кулекбаев в тюрьме "сошелся с салафитами".
МВД: О СВОИХ ТЮРЬМАХ
В ответ на бытующее предположение о том, что казахстанские тюрьмы стали одним из рассадников идей религиозного экстремизма и терроризма, в МВД утверждают, что проводимые в местах лишения свободы профилактические мероприятия и воспитательная работа, а также обеспечение должного порядка отбывания наказания минимизируют угрозы этих явлений.
"В целях усиления профилактики религиозного экстремизма и терроризма в пеницентарной системе введены штатные должности специалистов по организации теологической и реабилитационной работы со спецконтингентом. За пять месяцев т.г. представители религиозных объединений свыше 800 раз посетили учреждения УИС" (орфография сохранена), - сообщает МВД в ответ на запрос Азаттыка.
В текущем году теологи, религиоведы, представители Духовного управления мусульман Казахстана прочитали, по данным МВД, более 1500 лекций на антиэкстремистскую и антитеррористическую тематику.
КНБ: ЗАПРЕЩАТЬ ИЛИ НЕ ЗАПРЕЩАТЬ САЛАФИЗМ
Азаттык попросил КНБ выразить свое отношение к вопросу о возможном запрете салафизма, о чем говорил в связи с прошлогодними терактами тогдашний председатель КНБ Владимир Жумаканов. Сам он вскоре был переведен на другую должность. Его преемником на должности председателя КНБ стал Карим Масимов, бывший до этого премьер-министром и, как полагают некоторые наблюдатели, получивший от президента Нурсултана Назарбаева карт-бланш на борьбу с экстремизмом и терроризмом.
В должности председателя КНБ Карим Масимов еще не высказывался по вопросу возможного запрета радикального салафизма. Более того, КНБ в ответ на такой вопрос Азаттыка официально отвечает: "Вопрос запрещения салафизма в Казахстане в целом, к компетенции органов национальной безопасности не относится и лежит в сфере ответственности Министерства по делам религий и гражданского общества".
Если предшественник Масимова, Владимир Жумаканов, одним из главных источников распространения идей религиозного экстремизма называл тюрьмы, а некоторые также называют и мечети - где, особенно по пятницам, наглядно виден, по их мнению, рост числа верующих с "длинными бородами" и "в коротких штанишках", - то нынешний КНБ утверждает иное. В ответ Азаттыку спецслужба сообщает, что для предупреждения распространения радикальной идеологии в среде спецконтингента исправительных учреждений при активном участии КНБ в системе КУИС МВД создана теологическая реабилитационная служба.
"Главным источником распространения деструктивной религиозной идеологии в настоящее время выступает агрессивная интернет-пропаганда, под влиянием которой некоторая часть приверженцев нетрадиционной для Казахстана религиозной идеологии, в том числе и салафизма радикализируется", - пишет КНБ в своем ответе Азаттыку на заданную тему.
Некоторые эксперты полагают, что в Казахстане существует вооруженное подполье, в том числе "религиозно и этнически окрашенное". Однако КНБ в своем письме Азаттыку отвергает это.
"…В Казахстане, и в частности в Алматы, вооруженное террористическое подполье отсутствует", - утверждает КНБ.
МНЕНИЕ БЫВШЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КНБ
Бывший председатель КНБ Альнур Мусаев говорит Азаттыку о внешних и внутренних причинах "исламистски окрашенного терроризма". К внешним причинам в первую очередь, по его словам, следует отнести то, что в результате вытеснения из Ирака и Сирии сил экстремистской организации "Исламское государство" выходцы из стран СНГ, в том числе Казахстана, будут стремиться вернуться домой, оставаясь при этом приверженцами экстремистских идей.
Также следует опасаться проникновения на юг Казахстана исламских экстремистов из Кыргызстана, Таджикистана и особенно Узбекистана, где идет, по словам Мусаева, "жесткая борьба с этим направлением". Относительно восточного направления, по его словам, следует учитывать, что в Китае ведется жесткая борьба с уйгурскими сепаратистами под вывеской борьбы с радикальным исламом, в результате чего последние выдавливаются в Казахстан со всеми вытекающими из этого последствиями.
К внутренним причинам Альнур Мусаев относит заполнение различными исламскими течениями, в том числе экстремистскими, образовавшегося после развала СССР идеологического вакуума, засасывающего казахстанцев, предки которых исповедовали ислам, однако в советское время это подавлялось властью и господствующим коммунистически-атеистическим мировоззрением. Самым существенным в активизации экстремистских течений ислама является то, что в нем участвуют представители государствообразующего этноса - казахи, удельный весь которых в общей численности населения имеет тенденцию к увеличению, говорит Альнур Мусаев. К внутренним причинам, по его словам, также относится низкий уровень образованности населения и переход к некоторым нетрадиционным и экстремистским направлениям ислама.
Некоторые молодые оперативные работники КНБ, как говорит Мусаев, "сидят на ковриках" - не без покровительственного отношения к такому явлению со стороны некоторых бывших высокопоставленных сотрудников КНБ. В результате в КНБ сформировалось, по его словам, специфическое - если можно так выразиться - отношение к салафизму, при этом одни выступают за его запрет, другие, наоборот, сочувствуют салафизму. Кстати, в прошлом году бывший председатель КНБ Владимир Жумаканов как раз упоминал о противоречивом отношении со стороны некоторых к вопросу о запрете салафизма, правда не утверждая при этом, что это противоречие может быть и в среде самих сотрудников КНБ.
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Специализирующийся на оценке рисков политолог Досым Сатпаев в разговоре с Азаттыком одной из главных причин религиозно окрашенного терроризма в Казахстане считает наполнение псевдорелигиозными экстремистскими учениями того идейного вакуума, который, по его мнению не только возник после развала Советского Союза, но и продолжает, в определенной мере, существовать до сих пор. Первая такая волна влияния, говорит Досым Сатпаев, хлынула с юга в Казахстан еще в 1990-х годах и она была связана не только с деятельностью различных зарубежных, в том числе и экстремистских исламских проповедников, но и с выездом для учебы в духовных заведениях исламских стран казахстанских студентов.
Вторая волна идей религиозного экстремизма, по словам Сатпаева, с начала 2000-х годов хлынула с западного направления - со стороны российского Северно-Кавказского региона, который ранее был в состоянии военного конфликта с Россией. Эти идеи, овладев сознанием многих жителей западного региона Казахстана, впоследствии проявили себя в виде религиозно окрашенных терактов, утверждает Сатпаев. Эти же теракты стали одновременно и проявлением, по его словам, неэффективной идеологической, социальной, психологической и другой работы государства по предупреждению терроризма.
Третью волну распространения идей религиозного экстремизма Досым Сатпаев связывает с появлением таких террористических организаций, как "Аль-Каида" и "Исламское государство". Они преуспели, по его словам, в саморекламе в современных средствах коммуникации - прежде всего в социальных сетях и мессенджерах - и в определенной степени стали выглядеть как нечто модное и притягательное в глазах молодежи, особенно если эта молодежь необразованная и безработная.
Одной из главных причин распространения в Казахстане идей религиозного экстремизма Досым Сатпаев считает неспособность или нежелание властей, а также спецслужб еще на ранних этапах если не самим увидеть эти угрозы, то хотя бы услышать то, что по этому поводу говорят специалисты. Подобные исследования и их результаты подвергались, по словам Сатпаева, порицанию, поскольку власти тогда придерживались установки, которую иносказательно можно выразить словами: в Казахстане терроризма нет, потому что его не может быть. Власти официально признали существование терроризма лишь в 2011 году, когда стратегически время для противодействия ему на ранних этапах было уже упущено, говорит специалист по рискам Досым Сатпаев.
Внутри казахстанской политической элиты возможно существование и такой категории лиц, которые все-таки считают, что в постназарбаевский период акцент на религиозность может стать приоритетным, полагает Досым Сатпаев. Сегодня опасность подобного явления, по его словам, представляет возможность инкорпорирования подобных лиц в органы государственной безопасности. С другой стороны, по словам Сатпаева, представители религиозных экстремистских кругов всегда будут пытаться продвигать свои идеи среди политической элиты. В связи с этим Сатпаев напомнил о прошлогодней "перепалке" между КНБ и МВД по вопросу о том, стояли ли за терактами в Актобе и Алматы представители салафитского направления или нет.
КНБ проводит большую работу по предотвращению терроризма, в том числе и религиозно окрашенного, говорит Азаттыку директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис. Усиление роли КНБ в последнее время Жовтис также воспринимает с пониманием. Однако правозащитник говорит и об опасности того, что чрезмерный перекос в деятельности КНБ в сторону силовых и репрессивных методов, к тому же возможно помноженный на желание достичь высоких количественных показателей, может привести к нарушению гражданских прав, в том числе посредством фабрикации уголовных дел.
Председатель КНБ Карим Масимов в своей статье "Надежный щит Отечества", опубликованной в "Казахстанской правде" 13 июля - к 25-й годовщине со дня образования КНБ, сказал о ликвидация структур "Жамаата моджахедов Центральной Азии", "Джунд-аль-Халифат", "Хизб ут-Тахрир" и других. Однако об угрозе радикального салафизма он не сказал ни слова.
Казис ТОГУЗБАЕВ
Azattyq.org, 18.07.2017