Featured

Как рождаются меценаты

Как мы уже писали, из-за отказа “ПетроКазахстан” поставлять удешевленное топливо для нужд сельхозпроизводителей на нефтекомпанию посыпались неприятности: претензии налоговиков, экологов и даже неправительственных организаций. На этой неделе к кидающим камни присоединились и парламентарии. А компания “ПетроКазахстан” предоставила “НП” свою версию сложившейся ситуации

 

 

 

 

 

Абсурд происходящего заключается в том, что, перейдя к рыночной экономике и пригласив в страну иностранных инвесторов, наши чиновники все еще руководствуются принятыми в плановой экономике приемами: административное воздействие, “телефонное право”, травля провинившегося бесконечными проверками ответственных служб.

 

Мы уже писали о том, что дизельное топливо, предназначенное для сельхозпроизводителя, до потребителя не доходит (“Красная и черный” №47 от 19 ноября 2004; “Тройной удар” №8 от 25 февраля 2005 года). Это было подтверждено расследованием, которое “НП” провело совместно с “Павлодарским нефтехимическим заводом” и финансовой полицией. Аналогичную информацию предоставил и директор по связям с правительством и общественностью “ПетроКазахстан” Терранс Пауэлл: “В прошлом году мы специально добавили краситель в солярку, идущую сельчанам по льготам, и обнаружили, что в разных регионах страны она продавалась по коммерческим ценам на автозаправочных станциях. То есть люди делают на этом дизтопливе большие деньги”. Кроме того, по информации “ПетроКазахстан”, фермеры жаловались на то, что они не получили удешевленное топливо.

 

Вся эта история с удешевленным топливом плохо пахнет от начала и до конца. Сама идея помощи неизвестному крестьянину представляется несколько сомнительной. Государство “просит” нефтепереработчиков подарить тем, кто именует себя сельхозпроизводителями, дешевое дизельное топливо. Причем чиновники очень пристально рассматривают зубы этого дареного коня: они диктуют компаниям, сколько ГСМ и по какой конкретно цене нужно поставить. Между тем производство одной тонны дизеля обходится примерно в 350 долларов, а стоить она должна 210 долларов. За прошлый год, по словам Терранса Пауэлла, компания потеряла 32 миллиона долларов, а бюджет Казахстана - 15 миллионов в виде налогов. Вот такая скромная просьба. Между тем государство не контролирует процесс передачи топлива сельхозпроизводителям и не реагирует на достоверные факты его воровства. А значит, кому-то очень нужно, чтобы компании предоставили ГСМ в два раза ниже реальной стоимости, но эти же лица крайне незаинтересованы в том, чтобы крестьяне дизель получили.

 

Однако как только компания отказалась от столь экономически невыгодного сотрудничества, она ощутила на себе тотальное давление власти. Мы не станем утверждать, что “ПетроКазахстан” свято блюдет Налоговый кодекс и никогда не превышает предельно допустимые выбросы в атмосферу. Но какое отношение налоговые нарушения компании, если таковые есть, имеют к ее благотворительной деятельности? После отказа “ПетроКазахстана” отпускать дизель себе в убыток на предприятие посыпались не только проверки налоговиков и экологов, обещания Министерства энергетики “разобраться” с компанией, но и народный гнев. У офиса “ПетроКазахстан” проводились митинги, общественные организации при поддержке влиятельной политической партии провели “круглый стол”, посвященный бесцеремонности “ПетроКазахстан”. К общественному недовольству подключились парламентарии.

 

Понятно, что наваривающиеся на дешевом дизеле, а, по подсчетам “НП”, в этом году они должны заработать около 59 миллионов долларов, имеют мощную поддержку на всех уровнях власти. Получить разрешение на митинг, как известно, очень сложно (рабочие из Шахтинска, бунтующие не первый месяц, так и не смогли этого добиться). Значит, местные власти или получили указание вышестоящих лиц на санкционирование этого мероприятия, или заработали на нем неплохие “левые” деньги, а может быть, и то, и другое. Эти же заинтересованные оплатили гонорары самим митингующим. Выглядит это, если честно, малопристойно. Не говоря уж о том, что порождает иждивенческие и агрессивные настроения в массах. А ведь пожар народного негодования разжечь очень просто. Люди привыкнут к тому, что можно кричать и требовать, и это вознаградится. Использовать толпу как элемент воздействия очень опасно, это должны понимать те, кто сегодня со всех сторон давят на “ПетроКазахстан”, а завтра, возможно, накинутся на любую другую структуру, отказавшуюся “сотрудничать на добровольной основе”.

 

Уж очень это напоминает банальный рэкет, но с громкими лозунгами. Однако эта “шайка”, жаждующая дешевых ГСМ, повязана не только с некоторыми чиновниками, по всей вероятности, у них есть свои люди в парламенте (законодательно же обосновали необходимость этой псевдопомощи фермерам) и в правоохранительных органах, которые посчитали представленные нами доказательства воровства единичными фактами.

 

Не каждая нефтяная компания решилась бы на такой конфликт с властями. Но дело тут вовсе не в беспримерной храбрости петроказахстанцев. Просто акции компании открыто торгуются на мировых фондовых биржах (в Нью-Йорке, Торонто, Лондоне и Франкфурте), поэтому она обязана быть максимально прозрачной. Совладельцев у компании сотни, и перед каждым акционером нужно отчитаться. Ни одна аудиторская компания не примет объяснений о благотворительности, которая к тому же принесла убытки в 32 миллиона долларов. Как объяснить, что такая огромная сумма, которая должна была составить выплаты по дивидентам акционерам, потрачена на дизель для наших фермеров? Не на помощь детским домам и инвалидам, а на поддержку одной из отраслей экономики. Топменеджерам “ПетроКазахстан” при подобных объяснениях может грозить и увольнение, а Казахстану - международный скандал, связанный с вымогательством и целенаправленным стремлением чинить препоны частному бизнесу.

 

Так почему же в вопросе помощи сельскому хозяйству нефтяники вдруг взбунтовались? Ведь не только от того, что на этом псевдобизнесе кто-то наживается - к нравам наших чиновников вроде бы все уже привыкли? Ответ прост: социальные проекты иностранные инвесторы осуществляют по четким соглашениям с государством - за эту помощь им разрешается не платить в бюджет некоторые виды налогов. Это и есть рыночные отношения: за благотворительность полагаются налоговые уступки.

 

Может быть, загвоздка в том, что за бюджетные деньги нужно отчитываться перед десятками проверяющих инстанций, а так называемую “добровольную помощь” нефтяников никто всерьез проверять не будет. Разве что сами нефтекомпании да представители общественности или прессы, да только кто их послушает? Результаты нашего расследования, зафиксированные факты воровства дизельного топлива власти назвали “единичными случаями”.

 

В условиях настоящей рыночной экономики государство тоже иногда поддерживает сельхозпроизводителей. Как-никак, стратегически важная отрасль. Но там это происходит не за счет убытков частных предпринимателей. Государство обеспечивает сельхозпроизводителей либо путем отказа от НДС или других видов налогов на продукцию для специальных категорий потребителей. Или же нефтяные державы для предоставления субсидий некоторым категориям потребителей используют нефть, находящуюся в собственности государства (углеводороды, добываемые госкомпаниями, или нефть, получаемая в качестве роялти, или доля государства при разработке по соглашениям о разделе продукции).

 

И, наконец, в некоторых странах есть программы по поддержке определенных категорий потребителей, направленные на предоставление грантов или налоговых скидок в части их энергозатрат. Так или иначе, а помогают незащищенным отраслям или гражданам власти, которые, собственно, для этого и созданы.

 

Используй государство для поддержки потребителей самые обыкновенные льготы, уменьшение стоимости транспортировки по магистральным трубопроводам или экологические послабления, нефтяники бы без бузы и революций согласились на удешевление топлива для сельхозработ. Правда, для успокоения общественности и, в частности, прессы понадобилось бы еще строго контролировать этот процесс, чтобы ГСМ доходили до потребителя. А в этом очень не заинтересованы определенные лица, обладающие, как мы заметили, немалой властью. Так что ситуация представляется неразрешимой.

 

 

 

НП

 

 

Статьи по теме

Карикатуры Мурата Алимова

О проекте