В парламент Казахстана поступил необычный законопроект, который впервые в истории страны должен законодательно оформить положение национального Совета безопасности, а за Нурсултаном Назарбаевым хотят пожизненно закрепить право управлять им.
Многие эксперты увидели в этом признаки наметившегося транзита власти, так как президент итак является главой Совбеза, а предложение закрепить за ним этот статус пожизненно может свидетельствовать, что Назарбаев может стать своего рода отцом нации и отойти от управления страной. Сам Назарбаев уже не раз делал отсылки, что он может стать верховным арбитром и наблюдать за происходящим в стране в статусе лидера нации, которым он, кстати, уже обладает по Конституции. Таким образом, новые законодательные новеллы вновь актуализировали вопрос о будущем Назарбаева в условиях неминуемого транзита.
В состав Совета безопасности Казахстана помимо Назарбаева предложено включить председателей сената и мажилиса, премьер-министра, государственного секретаря, руководителя администрации президента, секретаря Совета безопасности, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности, министра иностранных дел, министра обороны и министра внутренних дел.
В русле психоанализа
В положении о Совете безопасности данный орган определяется в качестве «консультативно-совещательного органа, образуемого президентом РК для выработки решений и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности, сохранению государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Казахстан, поддержанию социально-политической стабильности в стране, защите конституционных прав и свобод граждан”. Он является конституционным органом, координирующим проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности в целях сохранения внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя, национальных интересов Казахстана на международной арене.
Kaktakto.com попросил экспертов оценить новые предложения казахстанских законодателей о закрепление за Назарбаевым пожизненного статуса главы Совбеза.
Политолог, эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов отметил, что если бы он был последовательным адептом западной школы психоанализа, то осмелился бы предположить, что инициатива законодательного утверждения пожизненного председательства Нурсултана Назарбаева в Совете безопасности Казахстана выглядит для него некоторым замещением потаенного, но неосуществимого желания вечно возглавлять Совет безопасности ООН. Иначе как можно объяснить такое чудесное совпадение по времени, – казахстанский минюст выступил с этой идеей сразу после возвращения елбасы из США, где он триумфально выступил на специальном заседании Совбеза в качестве президента страны, возглавляющего этот мировой орган, который когда-то отдельные прекраснодушные мечтатели называли прообразом мирового правительства, заметил он.
«Увы, месячное председательство в ООН 31 января закончилось, остается только править домашним Совбезом. Может ли это пожизненное председательство быть реализацией сценария по утверждению статуса пожизненного лидера страны после ухода с должности президента? Да, конечно, может. Но что это меняет в реальности в отношении уже существующего и законодательно оформленного статуса Назарбаева? Разве присвоенный ему титул елбасы, национального лидера, не дает президенту права пожизненно руководить, – идейно и организационно, – страной и народом? Мне кажется, что оживление общественного дискурса на эту тему носит несколько искусственный характер и отражает неисчезающий интерес к процессу организации неизбежного транзита власти. Потребность в котором, между тем, сама власть еще явным образом не демонстрирует», – сказал Аркадий Дубнов.
По его словам, другое дело, что, возможно, возникает искушение институционализировать пожизненное правление так, чтобы вставить его в ряд уже существующих в мировом опыте прецедентов, как это было в Китае или в Сингапуре.
«Стремление это можно объяснить возможной неуверенностью Акорды в том, что мир однозначно признает легитимным казахстанский вариант пожизненного правления. Отсюда и постоянно возникающие новые сценарные разработки. Тот же Совбез, выглядящий достаточно цивильной формой решения проблемы. Однако дело в том, что никакой особенной проблемы лично я не вижу, все уже решено, и «Вертер уже написан». Вопрос лишь в том, в какого цвета обложку будет переплетено его новое издание», – отметил Дубнов.
Начало операции «Преемник»
Два обстоятельства – пожизненное руководство елбасы новым Совбезом и кардинальное расширение его полномочий, которые теперь уже будут касаться не только сферы национальной безопасности – наводят на мысль о том, что этот орган в новом статусе будет играть ключевую роль в процессе транзита власти, говорит казахстанский политик Амиржан Косанов.
«Можно сказать, что данная структура с такими суперполномочиями может стать легитимным и эффективным плацдармом для начала процесса передачи верховной власти, при котором елбасы не будет терять полный контроль за ветвями власти. Конечно, власть будет объяснять проведение подобной реформы Совбеза исключительно необходимостью обеспечения национальной безопасности, хотя существующих государственных институтов и арсенала практических средств вполне хватает. Думаю, что у елбасы несколько вариантов сценария реализации операции «Преемник». И, видимо, он пока не определился как со своим выбором, так и соответствующими приоритетами. Отсюда и такие неожиданные шаги», – сказал Амиржан Косанов.
Политбюро советской эпохи
Политолог Султанбек Султангалиев считает, что законодательные пляски вокруг Совета безопасности Казахстана ярко иллюстрируют три момента.
Во-первых, крайне невысокое мнение действующего президента о своем ближайшем окружении и об их умении вершить государственные дела.
Во-вторых, свидетельствует о недоверии елбасы к казахстанскому властному истеблишменту, раз помимо законов «О первом президенте РК», «О Лидере нации», многопоправочной Конституции понадобилось закрепление за Главой государства пожизненного руководства Советом безопасности, который по своему составу будет весьма напоминать всесильное Политбюро советской эпохи.
«Не полагаясь на такое зыбко иллюзорное понятие, как «моральный авторитет», казахстанский президент продолжает сосредотачивать в своих руках максимальное количество самых главных рычагов контроля как за властными элитными группировками, так и за всем ходом общественно-политических и экономических процессов в стране. Третий, пожалуй, ключевой момент – перемены на казахстанском политическом Олимпе очень близки. Вся кропотливая законотворческая работа, которая велась на протяжении всего прошлого года, готовила правовую базу транзита власти. Сейчас происходит нанесение последних штрихов и красок в картину постназарбаевского Казахстана. Модель политического развития Казахстана которая, полагаю, уже утверждена, будет уподоблена иранской модели, но со светским характером. Последним логичным шагом в цепочке перемен должно являться еще большее урезание полномочий следующего президента в пользу парламента и кабинета министров», – заключил Султанбек Султангалиев.
Kaktakto.Com, 05 февраля 2018