Что общего между Казахстаном и Гондурасом?

 

По итогам 2012 года >Казахстан занял 133-е место из 174 в международном рейтинге коррупции. На одной строчке с нами Россия, Иран, Коморские острова, Гайана и Гондурас. Такие данные на прошлой неделе опубликовала всемирная неправительственная организация по борьбе с коррупцией "Транспаренси Интернэшнл".

 

 


По подсчетам аналитиков этой организации, в ТОП-10 самых коррумпированных стран мира вошли Сомали, Северная Корея, Афганистан, Судан, Мьянма, Узбекистан, Туркменистан, Ирак, Венесуэла и Гаити. В десятке отличников – Дания, Новая Зеландия, Швеция, Сингапур, Швейцария, Австралия, Канада, Нидерланды, Исландия и Люксембург.



Жила-была взятка


Улучшили свои показатели по сравнению с прошлыми годами Беларусь и Молдова – у них 31-е и 36-е места соответственно. А вот наша республика, по словам исполнительного директора "Транспаренси Казахстан" Сергея Злотникова, застряла на одном месте.




– Мы стоим, а другие страны движутся – кто вниз, кто вверх. Так что в принципе коррупция осталась на прежнем уровне, – отметил он в среду, 5 декабря, на пресс-конференции в Алматы. – Злоупотребление властью продолжается, а финансовый кризис только усиливает коррупцию. Обратите внимание на то, что 2/3 стран, ранжированных (в индексе коррупции. – Т.К.) в этом году, получили балл ниже 50. А все, что ниже 50 баллов, свидетельствует об очень высоком показателе коррупции.



Балл Казахстана в международном индексе "Транспаренси Интернэшнл" красноречивее всех слов – всего 28.




– "Транспаренси Интернэшнл" обращается к правительствам стран, чтобы они услышали глобальный протест против коррупции, – сказал председатель попечительского совета "Транспаренси Казахстан" Виталий Воронов. – Индекс восприятия коррупции 2012 года показывает, что коррупция продолжает оказывать разрушительное воздействие на общество во всем мире, и призывает правительства интегрировать усилия с обществом в борьбе с коррупцией при принятии всех государственных решений.



Злотников отметил, что эффективно бороться с коррупцией в Казахстане мешает пассивность общества.



– На экспертном уровне мало что делается, да и общество давно смирилось с происходящим и само в этом участвует, – констатировал он. – Например, у нас в стране уже 11 лет разрабатывается закон о доступе к информации. Но его до сих пор нет, хотя в государственной программе по борьбе с коррупцией 2005 года было записано, что закон должен быть принят в 2009-м… Без эффективного общественного контроля, без участия общества и стандартов, обеспечивающих доступ к информации, невозможно результативно с этим бороться.



Не пашут, не сеют, а только "косят"



На сегодняшний день самой коррумпированной структурой в стране остается таможня. По словам госсекретаря Мухтара Кул-Мухаммеда, в стенах этого ведомства процветает целая индустрия взяточничества. С 2010 года правоохранительные органы возбудили против нечистых на руку таможенников 192 уголовных дела, но вряд ли это решило проблему.

– Несмотря на неоднократные жесткие предупреждения главы государства, уровень коррупции в стране снижается очень медленно, – негодовал Кул-Мухаммед на заседании по вопросам борьбы с коррупцией, которое прошло в начале октября в Астане. – Особые нарекания в этом вопросе вызывают таможенные органы. Именно здесь сформировалась коррупционная среда, которую можно назвать целой индустрией.

 


А вот депутат Мухтар Тиникеев считает, что в кормушку для коррумпированных чиновников превратилась вовсе не таможня, а Минсельхоз. В сентябре на правительственном часе в мажилисе он так и заявил: аграрное ведомство не пашет, не сеет, а только "косит".


– Господин министр (обратился Тиникеев к главе Минсельхоза Асылжану Мамытбекову. – Т.К.), я внимательно посмотрел сводки Минсельхоза с коррупционными правонарушениями. Надо отметить, что в течение последних двух лет министерство превратилось в кормушку для коррумпированных чиновников. По данным комитета по правовой статистике Генпрокуратуры, осуждены 35 работников вашего министерства, в отношении 45 сотрудников возбуждены уголовные дела.



Министр поспешил оправдаться:



– Я скажу, что структура нашего ведомства очень разветвлена, у нас очень много контрольно-надзорных функций, которые граничат с коррупционными составляющими… Такая проблема в министерстве есть, но мы с ней боремся.



Чупа-чупсом по рукам



Справка "МК"


Индекс восприятия коррупции – ежегодный рейтинг государств мира, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями. Составляется компанией "Транспаренси Интернэшнл" с 1995 года. Индекс основывается на нескольких независимых опросах, в которых принимают участие международные финансовые и правозащитные эксперты, в том числе из Азиатского и Африканского банков развития, Всемирного банка и неправительственной организации Freedom House. До 2012 года индекс оценивался по шкале от 0 (максимальный уровень коррупции) до 10 (отсутствие коррупции). С этого года шкала расширилась от 0 до 100 баллов


Надо отдать должное нашим чиновникам: они действительно то и дело отчаянно рвутся в бой с коррупцией, а иногда даже бьют "ниже пояса" рядовых казахстанцев. Так, в ноябре прошлого года вице-министр образования и науки Махметкали Сарыбеков в интервью телеканалу "Казахстан" озвучил цены на подарки учителям. По словам чиновника, стоимость презента не должна превышать 2500 тенге. "Все, что выше данного ценового порога, является взяткой, – сообщал тогда телеканал со ссылкой на Сарыбекова. – Таким образом Министерство образования и науки борется с коррупцией в своей сфере".

Сами учителя комментировать вице-министра не решились, чтобы не навлечь неприятностей на работе. А вот родители школьников, чей бюджет, судя по всему, и хотел сэкономить Сарыбеков, нововведение не поддержали. По поводу установленной вице-министром таксы возмутилась тогда в интервью "МК в Казахстане" председатель Алматинского общественного совета родителей Кумысай Сарбасова.



– Буквально на днях, – рассказала Сарбасова, – моя учительница ушла на пенсию. Мы с бывшими одноклассниками скинулись по 5 тыс. тенге и вскладчину купили ей золотые серьги. Она что, теперь взяточницей будет считаться? Это же глупо. Если мы решили отблагодарить своего учителя так, как мы этого хотим, почему должны оглядываться на вице-министра и дарить подарок, который он считает нужным? Он что, предлагает учителям чупа-чупсы дарить?



Про всех напишу!



Судя по всему, тот антикоррупционный порыв г-на Сарыбекова так и остался на уровне разговоров. Зато недавно чиновники придумали новый, не менее изощренный способ борьбы со взяточничеством. Теперь в Казахстане будут материально вознаграждать стукачей, точнее, граждан, сообщивших "куда надо" о фактах коррупции.


– Каждому гражданину, сообщившему о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавшему содействие в борьбе с коррупцией, гарантируется конфиденциальность и защита государства, – пообещал официальный представитель финпола Мурат Жуманбай. – Размеры единовременного денежного поощрения установлены в соответствии с тяжестью коррупционного правонарушения или преступления.



В частности, по административным делам о коррупционных правонарушениях единовременное денежное поощрение составляет 30 МРП (48 540 тенге), по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП (64 720 тенге), средней тяжести – 50 МРП (80 900 тенге). За информацию о тяжких коррупционных преступлениях государство готово заплатить 70 МРП (113 260 тенге), за особо тяжкие – 100 МРП (161 800 тенге).


Говорят, показатели раскрываемости коррупционных преступлений уже поползли вверх. Глядишь, в следующем рейтинге "Транспаренси Интернэшнл" сменим соседство, поднявшись от Гондураса до Швеции.



Татьяна Куан, Алматы



11 декабря 2012

 

Московский комсомолец-Казахстан

Статьи по теме