Закон деградации. Родовые съезды в Казахстане

Года два назад, будучи в одном нашем южном городе, я стала свидетелем странного, если не сюрреалистического зрелища. Дело было… на кладбище. Гости съезжались со всей области и даже из других городов страны.

Длинные ряды столов были накрыты белоснежными скатертями. Два молодых человека спешно проверяли микрофоны на стойках. Третий с мегафоном в руках инструктировал прибывающих. За оградой стояли вереницы машин и автобусов.

 

 

К десяти утра огромная разношерстная толпа, обойдя могилы предков, чинно уселась за столы. Аксакал дал благословение, мулла прочитал молитву. Я терялась в догадках: что за собрание? Поминальный обед на кладбище? Немыслимо! Мой местный спутник явно наслаждался моим недоумением. Тут к микрофону вышел представительный мужчина и объявил… съезд рода N открытым. Дали слово основному докладчику.

 

Доклад был посвящен сначала успехам: как род за отчетный период продвинулся по служебной лестнице. Никого не забыли - ни “наших” людей в правительстве, ни сельского акима, ни заведующего аптекой. Кто стал генералом, ректором, депутатом. Перечислили награжденных орденами и званиями. Благодарили поименно бизнесменов рода, спонсировавших данное мероприятие. Затем перешли к проблемам и задачам. В каких сферах и отраслях народного хозяйства нет представителей данного рода, на что следует обратить внимание “братьям” во власти.

 

Знаете, что это напоминало? XXV съезд КПСС! Только на родо-племенном уровне и без упоминания коммунизма. Так же аплодировали “президиуму”. Так же выступали делегаты с мест. С рапортами и жалобами. Все записывалось на диктофон. Солидные люди, сидевшие во главе стола, кивали и “брали на карандаш”. Каждый оратор взывал к духу предков. (В самом деле, откуда же к ним обращаться, как не с кладбища, где упокоена их бренная плоть?) До сих пор жалею, что рядом не было оператора с камерой или хотя бы “мыльницы” в руках - вот было бы кино!

 

Поделилась впечатлениями со студентами. Оказалось, родо-племенные съезды им не в новинку. В случае, который я наблюдала, экзотичным, на их взгляд, было лишь место. В основном родовые съезды-слеты проходят в Домах культуры, санаториях и профилакториях.

 

 

- Это как сбор одной большой семьи, - пояснила одна из студенток.

 

- Да, это можно рассматривать как способ самоорганизации общества, когда государство устраняется от своих обязанностей, - подтвердил немецкий коллега, хорошо знающий наши реалии. - Почему это тебя удивляет?

 

Но такие вещи не только удивляют, но и уязвляют. Получается, мы не избавились от советского образа мыслей и действий и одновременно попали в капкан рудиментарно-архаических представлений о себе как нации. Один из современных философов определял это как закон социальной деградации.

 

Что это значит? Когда разрушается прежняя социальная организация общества, то новая, с одной стороны, регенерирует важнейшие черты прежней ( в нашем случае - советской), а с другой - воспроизводит определенные черты социальной организации более низкого эволюционного уровня, исторически предшествовавшей разрушенной. То есть происходит упадок всех аспектов жизни общества. В Казахстане закон социальной деградации проявляется как реанимация обычаев предков, которая на деле не что иное, как имитация. То, что мы культивируем, - не традиция. Это косность, невежество, зависть и чванство. Мы наблюдаем, по сути, собственный распад. Противостоять этому могут только люди чести. Об этом писал еще Абай. Вот только есть ли они среди нас - здесь и сейчас?

 

 

 

 



Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details