Издание «ISI - Emerging Markets» сообщает в своем материале под названием «Kazakhstan in talks over gas transit via Russia» о том, что Казахстан проводит переговоры с Россией о возможном газовом транзите через ее территорию в Европу. Тут следует, видимо, сказать о том, что до сих пор казахстанские производители газа непосредственно европейскому потребителю не поставляли. Почему? Тому имелся ряд причин.
Казахстан в контексте международного нефтегазового бизнеса приобретает все более и более весомую роль. Зона Каспийского моря обрела значение новой «нефтяной провинции». Казахстан же в ее рамках уже давно выдвинулся на позицию страны, добывающей и экспортирующей наибольшие объемы нефти. В качестве же производителя и экспортера газа столь же громко о себе страна еще не заявила. Но сделать это она, судя по всему, будет в состоянии в скором времени.
По данным экспертов компании «Бритиш Петролеум», у Казахстана подтвержденные запасы нефти оцениваются в 5,4 млрд. тонн, а газа - 3 триллиона кубометров (BP Statistical Review of World Energy 2006). Получается, по части как нефтяных, так и газовых резервов он занимает в зоне Каспийского моря первое место. Примечательно то, что статистически газовые перспективы страны представляются более предпочтительными, чем ее нефтяные. При этом в мире Казахстан известен своей нефтью куда больше, чем газом.
Оно и понятно. Производство газа для инвестиций не столь привлекательно, сколь может быть привлекательно производство нефти. Да, оба этих вида углеводородного сырья из Казахстана могут вывозиться на экспорт по трубопроводам.
Но в случае с газом у его казахстанских производителей до недавнего времени выбор был очень небольшой. То есть - лишь транзит через Россию по системе «Газпрома» на его монопольных условиях. Природный газ в том виде, в каком он добывается, не повезешь, скажем, через Каспий в танкерах и в вагонах-цистернах по железной дороге через Закавказье. Для этого понадобилось бы сжижать его. Но это сложная и, что самое главное, чрезвычайно затратная технология. В тех географических условиях, в которых находится Казахстан, ее внедрение будет не оправданно. Во всяком случае - в обозримом будущем.
Поэтому нет, наверное, ничего удивительного в том, что до недавнего времени в Центральной Азии позицию основных производителей и поставщиков природного газа за пределы региона сохраняли за собой, как и в советское время, Туркменистан и Узбекистан. И в том, что Казахстан, несмотря на то, что ему удалось привлечь в свой энергетический сектор большие инвестиции, в этом направлении продолжал занимать весьма скромное положение.
Правда, за последние годы ситуация стала меняться. Поворотным пунктом явился 2004 год. Тогда Казахстан впервые стал нетто-экспортером газа. В 2005-м производство «голубого топлива» в стране увеличилось на 15% и достигло уровня 22,7 млрд. кубометров. А в 2006 году объем добытого здесь газа возрос примерно на 28% и составил уже 27 млрд. кубометров.
Но поныне Казахстан, невзирая на свое высокое 5-ое место в ряду государств, обладающих крупнейшими в мире запасами природного газа, в сфере добычи «голубого топлива» и его поставок на мировой энергетический рынок проявляет себя довольно скромно. Он с показателем в 27 млрд. кубометров все еще не входит в число 15 крупнейших производителей, тогда как Туркмения и Узбекистан в этом списке по итогам прошлого 2006 года заняли соответственно 12-ое (58,8 млрд. кубометров) и 13-ое (55,7 млрд.) места. Не числится Казахстан и в ряду 15 крупнейших экспортеров газа. В 2006 году объем транзита казахстанского газа, вывезенного по территории РФ в направлении Европы, составил 7 млрд. кубометров. Это немного. Для сравнения: та же Россия экспортирует в один только Евросоюз порядка 100 млрд. кубометров ежегодно.
Причем до середины нынешнего десятилетия Казахстан в сфере международной торговли газом проявлял себя в основном именно как транзитный посредник на участке транспортного пути между Туркменистаном и Узбекистаном с одной стороны и Россией, с другой. Ибо страна эта впервые стала нетто-экспортером газа лишь в 2004 году. Другими словами, вплоть до последнего времени Казахстан участвовал не столько в обеспечении нагрузкой газопроводов «Средняя Азия - Центр» и «Бухара - Урал», сколько в их обслуживании.
Время, так сказать, революционных перемен в этой сфере началось с тех пор, как Россия стала добиваться установления таких цен за свой газ для стран в ближнем зарубежье, какие платят его покупатели в дальнем зарубежье.
На волне этих перемен Казахстан наряду с другими центрально-азиатскими странами-экспортерами газа предпринял усилия по повышению как цены своего «голубого топлива», так и транзитного тарифа. В течение 2005 года казахстанская компания дважды повышала тариф на транзит газа. Так, стоимость транспортировки 1 тыс. кубометров газа на 100 км. поднялась с 0,68 до 1,1 доллара.
По данным Минпромэнерго РФ, в 2006 году объем транзита доставленного на территорию России туркменского газа составил 39 млрд. кубометров, узбекского свыше 9 млрд., а казахского - 7 млрд. Другими словами, транзитом через Казахстан было переправлено 48 млрд. кубометров «голубого топлива». За последующие два года не претерпел особых изменений объем поставок газа из Центральной Азии в Европу. А вот в нынешнем году ситуация складывается иная. С апреля крупнейший поставщик Туркменистан прекратил подачу газа в Россию.
При этом он планирует по вновь построенным или строящимся трубопроводам поставлять «голубое топливо» в Китай в объеме 30 млрд. кубометров в год и в Иран в объеме 15 млрд. кубометров в год, что по сумме равноценно его прежним газовым поставкам в Россию. В этих условиях Казахстан стремится сделаться непосредственным экспортером газа в Европу.
Обзор иностранной прессы c А.Тажутовым