Казахстан подсел на кредитную «иглу»

Вину за быстрый рост внешней задолженност­и финансовой системы в 2005-2008 годах чиновники возложили на банкиров, которые, дескать, воспользовались высокими кредитными рейтингами Казахстана и начали брать в долг неразумно много, в результате чего надулся «пузырь» в экономике. Между тем сам Назарбаев занимается сегодня тем же.

 

 

 

Только в этом году президент договорился о привлечении зарубежных инвестиций на сумму $25 миллиардов. Но ведь ихпридется возвращать, да и расплачиваться не только процентами, но и политическими уступками типа злополучного миллиона гектаров земли китайцам.

 

Расплата за иллюзии

 

Валовый внешний долг Казахстана с момента обретения независимости увеличивался быстрыми темпами и к концу 2008 года достиг рекордного уровня $108,1 млрд, или 82% от ВВП (для удобства читателей и экономии газетной площади мы сделали график 1, где динамика данного показателя видна невооруженным глазом). И это притом, что после начала в 2007 году финансового кризиса доступ к внешним рынкам заимствования для развивающих стран был ограничен.

valvne

 

Рекордный рост мировых цен на сырьевых рынках вплоть до середины 2008 года создавал для инвесторов иллюзию «островов стабильности и бурного развития» в развивающихся странах, включая Казахстан.

 

Благодаря этому отечественный нефинансовый сектор, воспользовавшись беспрецедентно благоприятным внешним фоном в первом полугодии 2008 года в виде экстремально высокой стоимости энергоресурсов, нарастил за год внешний долг на $17,9 млрд. Что стало своеобразной «компенсацией» сокращения долгов отечественной банковской системы.

 

Именно благодаря этим притокам банковский сектор Казахстан и смог обслуживать свои внешние обязательства в 2008 году, так как депозиты национальных и сырьевых компаний были основным, если не единственным источником обеспечения ликвидности на тот момент.

 

Так, в 2008 году казахстанские банки погасили свыше $12 млрд, причем основным плательщиком был «Казком­мерцбанк» — порядка $4 млрд. И сделано это было в основном за счет депозитов «КазМунайГаза» (на конец 2008 года — свыше $4 млрд), благодаря чему банк и смог без объявления дефолта пережить острый период кризиса.

 

К началу 2009 года возможности казахстанских эмитентов самостоятельно привлекать внешнее финансирование снизились до нуля. Тогда как ситуация с графиком погашения внешних обязательств была несравнимо напряженней (за год свыше $13 млрд). А основная доля платежей по внешним долгам приходилась уже на БТА, что дало формальный повод правительству для его захвата.

 

Но принудительное вхождение государства в капитал системообразующих банков не спасло финансовый сектор от сис­темного кризиса, более того, привело к реализации крайне негативного сценария его развития. Как неизбежный и печальный результат — снижение кредитных рейтингов, когда суверенный CDS самого Казахстана достиг рекордного уровня 15%.

 

В связи с этим глава государства вынужден был прибегнуть к «тяжелой артиллерии» в области внешних заимствований — политико-административному ресурсу. «Политический» кредит Китая на сумму $10 млрд стал вроде бы успехом стратегии «протянутой руки», но такая щедрость стоила дорого. Казахстану пришлось идти на сверхуступки: продажу половины «Мангистаумунайгаза», миноритарное вхождение китайцев в капитал «Разведки Добычи «КМГ», возможность предоставления в аренду миллиона гектаров земли в Восточном Казахстане и т.д.

 

Принципиально важно, что основная часть данного китайского кредита является целевой и связанной, т.е. инвестиции могут направляться только в те проекты, в которых участвуют китайские компании и заинтересовано китайское государство. Поэтому заемные деньги в значительной степени пойдут на финансирование проектов с участием «КазМунайГаза», который при наличии свыше $10 млрд балансовой ликвидности испытывает дефицит средств, поскольку деньги оказались «замороженными» на счетах «полумертвых» и «полуживых» системообразующих казахстанских банков.

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details