Не успев толком сформироваться, Таможенный союз уже начал обрастать инфраструктурой, проблемами и недоброжелателями.
При таких темпах развития у этого странного образования есть все шансы догнать по бесполезности Союзное государство России и Белоруссии в ближайшее время.
Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии может стать самым раскрученным медийным персонажем 2010 года. Он и до начала работы выступал генератором новостей, а с 1 января, когда Таможенный союз официально начал функционировать, инфоповоды посыпались как из рога изобилия.
Ни вина, ни нефти
Итак, 27 ноября 2009 года лидеры России, Казахстана и Белоруссии объявили о создании Таможенного союза. Старт наметили на 1 января 2010 года. Первым же событием первого года союза стало обещание Белоруссии его покинуть. Это, напомним, было связано с очередным энергетическим скандалом между Минском и Москвой: Россия отказалась поставлять в Белоруссию нефть по льготным ценам, за что последняя пообещала выйти из Таможенного союза («Республика» рассказывала об этом в материале «Очередной распад союза»).
Не успел отшуметь этот скандал, как разразился новый. В самом начале года вдруг обнаружилось, что в связи с созданием Таможенного союза поменялся порядок оформления лицензий, в результате чего на границе стали задерживать грузы со спиртным. Что самое неприятное, заворачивались не только готовые напитки, но и виноматериалы, из которых, как подсчитали эксперты, делается до 70% российского вина.
Российский Минпромторг, разумеется, свалил вину на импортеров, которые вовремя не ознакомились с документами, вводящими новые правила. Импортеры были настолько перепуганы дорогостоящим простоем фур, что даже не стали спорить — они немедленно взялись за перо и написали письмо премьер-министру Владимиру Путину и главе Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрею Бельянинову, в котором просили отложить введение новых лицензий до июля 2010 года. Ситуация до сих пор не разрешена.
Таинственный орган
На днях произошел следующий скандал на таможенно-союзную тему. Как оказалось, в границах новоявленного образования не жалуют не только виноделов, но и «айтишников». Как написал «Коммерсантъ», с начала года границу не могут пересечь ноутбуки, мобильные телефоны, гарнитуры bluetooth и прочая техника, работающая по принципу шифрования. Как оказалось, в документах Таможенного союза есть пункт, согласно которому компании, импортирующие устройства с возможностью шифрования, должны уведомлять об этом государственный орган, отвечающий за безопасность.
При этом, как написал «Ъ», ссылаясь на участников рынка, названия этого самого органа в документах нет. В ФСБ от решения проблемы открещиваются, утверждая, что это вопрос не к ним, так как не было соответствующего постановления правительства. В итоге таможня, как правило, грузы пропускает, но импортерам приходится для этого вступать в напряженную переписку с различными подразделениями ФТС, тратить на это нервы, а может быть, и деньги.
Зачастую новые союзно-братские отношения между государствами осложняются совсем уж нелепыми ситуациями. Так, по информации видеопортала «Стан», таможенники в 2010 году перестали пропускать из Казахстана в Россию автобусы, длина которых превышает 12 метров. В результате пассажирам, пересекающим границу, приходится пересаживаться на менее длинные (и менее современные) автобусы. В Москве уточняют, что все происходит в рамках закона — согласно соглашению стран СНГ от 1999 года въезд на территорию России больших автобусов запрещен. Однако в Минтрансе не уточняют, почему это соглашение начало действовать только сейчас.
Чиновники российского Минтранса подчеркивают, что уже получили обращение от своих казахстанских коллег по этой проблеме и в ближайшее время будут проведены двусторонние консультации. Однако, пока они решат все организационные моменты, половина казахстанских перевозчиков рискует разориться, а пассажиров — подхватить пневмонию во время длительных пересадок.
Белорусским предпринимателям тоже приходится несладко. Особенно серьезно пострадали дилеры. В разы возросшие ставки на растаможку автомобилей для юридических лиц в рамках Таможенного союза подорвали основы их бизнеса («Республика» рассказывала об этом в публикации «Белорусы никак не сделают ставки»).
Решив не оставаться в долгу, белорусские бизнесмены призвали бойкотировать Таможенный союз. По информации ресурса www.charter97.org, председатель координационного совета индивидуальных предпринимателей Минска Александр Макаев и координатор правозащитного движения «Наша Беларусь» Игорь Ледник обратились за поддержкой к национальной элите Беларуси и парламенту.
По словам предпринимателей, сейчас Беларусь участвует в двух проектах — программе ЕС «Восточное партнерство» и в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС. Они указывают на то, что цели этих программ противоположны. Первая — создание единого экономического пространства с восточными партнерами с центром в Брюсселе, вторая — с бывшими странами СССР с центром в Москве.
Координационный Совет индивидуальных предпринимателей подчеркивает, что заинтересован в программе «Восточное партнерство» и принял заявление о незаконности участия Беларуси в Таможенном союзе. В своем обращении предприниматели отмечают, что Беларусь не должна, как и прежде, находиться в политической и экономической зависимости от России.
Союз готов — плодитесь и размножайтесь
Однако если предприниматели выступают против Таможенного союза, то чиновники, наоборот, его всячески поддерживают. Что и неудивительно — любое новое социально-политическое образование множит бюрократический планктон, по большей части абсолютно бесполезный, но, по советской традиции, совершенно неистребимый. Таким же планктоном в свое время оброс мертворожденный проект Союзного государства России и Белоруссии, теперь очередь за Таможенным союзом.
Как сообщает ИА «Новости-Казахстан», глава агентства Казахстана по защите конкуренции (АЗК) Мажит Есенбаев предлагает создать в рамках Таможенного союза отдельный орган по конкурентной политике. «В рамках формирования единого таможенного пространства и расширения географических границ товарных рынков агентство предлагает изучить вопрос о создании в структуре комиссии Таможенного союза отдельного органа в сфере конкурентной политики», — процитировало ИА заявление Есенбаева в четверг на заседании коллегии АЗК.
Понять, что же конкретно имел в виду г-н Есенбаев, довольно сложно, агентство же, к сожалению, его заявление не расшифровывает, лишь указывает, что, по мнению чиновника, такой орган должен обладать «экстерриториальными полномочиями по расследованию нарушений антимонопольного законодательства, по контролю за экономической концентрацией и по обеспечению равного доступа хозсубъектов стран Таможенного союза к монопольной инфраструктуре государств ТС».
По словам Мажита Есенбаева, этот орган помимо прочего мог бы решать проблемы взаимовлияния инфляционных процессов трех стран ТС на их внутренние рынки. Опять-таки, смысл этого таинственного пассажа чиновник не расшифровывает, уточная лишь, что в рамках его агентства уже создан экспертный совет по нефтепродуктам, в котором принимают участие и коллеги из России. «Мы на перспективу определились, как решать эту проблему по 2010 году и в дальнейшем. Такая работа конструктивна, особенно в рамках сформированного Таможенного союза, когда мы прорабатываем ряд вопросов, связанных не только с индексом потребительских цен, но и с факторами, влияющими на инфляцию», — резюмировал глава АЗК.
Однако полет его мысли досадно прервал премьер-министр РК Карим Масимов, отметивший, что формирование единой антимонопольной политики возможно только в рамках единого экономического пространства, а не Таможенного союза. Вместе с тем глава казахстанского правительства согласился, что работу по формированию такой политики Казахстану надо начинать уже сегодня.
«Здесь нужно грамотно работу провести сейчас, я дам поручение вице-премьеру Шукееву обязательно вовлечь в эту работу некоторые модельные вопросы по защите конкуренции на основе казахстанского законодательства», — высказался премьер-министр вполне в духе главы АЗК. Каковы будут эти модельные вопросы и каким образом вице-премьер должен вовлекать их в работу — премьер-министр не уточнил.
В поисках Бородина
Несмотря на то что от Таможенного союза пока больше проблем, нежели пользы, аналитики опасаются делать преждевременные выводы. «Предварительный срез можно будет сделать к лету 2010 года. Именно тогда станет ясно, имеет ли проект реальные перспективы», — сказал гендиректор ИАЦ МГУ, политолог Алексей Власов.
По его словам, многое в данном случае будет зависеть, как ни странно, от Украины. «Не исключено, что после смены украинской власти начнутся разговоры о подключении этой страны к проекту, как это предполагалось в начале нулевых. Если так, то все прочие аргументы станут несущественными — для Кремля вовлечение Украины в Таможенный союз будет иметь колоссальный политический эффект. И все издержки спишут на переход из отрочества в юность», — сказал политолог.
Вместе с тем он не исключил, что проект может остаться и чисто имиджевым, вроде Союзного государства России и Белоруссии. «У нас многие интеграционные проекты создаются по такому имиджевому принципу, — поделился с "Республикой" политолог. — Продекларировали. Создали. Построили какую-то бюрократическую структуру для управления. А наполнение реальным содержанием идет очень медленно».
Дав столь точное и емкое определение Союзному государству, политолог, по сути, нарисовал модель, которой вполне соответствует Таможенный союз, во всяком случае, внешне. И если с реальным содержанием сейчас у него большие проблемы, то бюрократическая структура, что совершенно очевидно, растет на глазах. Таким образом, через пару лет чиновникам останется подыскать фигуру, не уступающую по колориту бывшему «кремлевскому завхозу» Павлу Бородину и сделать ее секретарем — и Союзное государство дубль два будет построено.
www.respublika-kz.info