Вообще, информационная картина, отображающая состояние казахстанской экономики и динамику кризиса, напоминает эдакие игривые перекидывания показателями, которые, в свою очередь, откуда-то появляются как в цирке.
Данайцы с дарами - все равно, что узбеки с арбузами...
Компания ФБК со штаб-квартирой в Москве регулярно составляет рейтинги национальных экономик на основе данных статистических служб. Эти рейтинги пользуются доверием как специалистов и экспертов, так и экономических изданий.
Согласно последнему рейтингу ФБК, опубликованному на этой неделе, Казахстан на май текущего года резко снизил свои показатели. Аналитики связывают это с ухудшением динамики большинства статистических данных. Это и внешнеторговый оборот, где впервые отмечено более существенное сокращение, чем в России: -45,8 процента против -45,4 процента, и экспорт, и оборот розничной торговли, а также безработица и сокращение золотовалютных резервов.
Все это диссонансом прозвучало после недавнего заявления премьер-министра Карима Масимова о том, что ВВП страны во втором квартале этого года по отношению к кварталу первому вырос чуть больше, чем на 3 процента...
Кому же верить, задались вопросом те, кто интересуется нашей экономикой, - аналитикам со стороны или “родному” премьеру? Или же рискнуть поверить председателю Нацбанка Григорию Марченко? Который, кстати, стал почему-то гораздо чаще появляться на российских телеэкранах в выпусках программ компании РБК, нежели на экранах казахстанских.
Так вот, Григорий Александрович вообще заверил российских телезрителей, что им рассчитывать особенно-то не на что по сравнению с казахстанскими. Что иностранные инвестиции по-прежнему валят к нам потоком, а все слухи о дефолтах, банкротствах и девальвациях в Казахстане - всего лишь потуги недругов республики дестабилизировать нашу обстановку.
Вообще, информационная картина, отображающая состояние экономики и динамику кризиса, напоминает эдакие игривые перекидывания показателями, которые, в свою очередь, откуда-то появляются как в цирке. Публикует, к примеру, какое-то аналитическое агентство тревожные или просто объективные данные о нехорошем состоянии в наших финансах или торговле, как тут же выскакивают другие, яркие и веселые, цифирки. Мол, цена на нефть за последние двое суток поднялась на 0,8 доллара, ситуация с банками стабильна и общий объем депозитов за последний период увеличился на столько-то процентов.
Или, скажем, прозвучали сообщения о снижении наших золотовалютных резервов, как Нацбанк поспешил заявить: в июле по сравнению с предыдущим месяцем они увеличились на 7,41 процента, а с начала года - на 0,52 процента и составили 19 975 миллионов долларов. Мол, не извольте беспокоиться, резервы есть и более того - их будет еще больше.
Вот только не ясно - за счет чего? С начала этого года, напомним, общие активы Нацбанка снизились на 17,94 процента. Цена на нефть, родимую, практически не растет.
Григорий Марченко, к слову, в телеэфире РБК в очередной раз попрекнул нас, грешных сиречь журналистов. Мол, не хотят они видеть и отображать позитив, а гонятся только за негативом, пишут и показывают всякую чернуху, тогда как от успехов Нацбанка и казахстанской экономики просто отворачиваются.
Неправда Ваша, Григорий Александрович, хотим и стараемся все разглядеть, но со зрением нашим, наверное, и в самом деле что-то неладно. Если, к примеру, еще в конце года прошлого десятитысячная тенговая купюра виделась нам вполне зримой и рельефной, то к середине года нынешнего - почти незаметной.
Может, в районе Вашего офиса, Григорий Александрович, на эту купюру еще можно купить хотя бы продуктов на несколько, к примеру, дней для средней казахстанской семьи, но в наших пределах эта бумажка уже на такое неспособна.
Поэтому бодрящие рескрипты о росте золотовалютных резервов, увеличении иностранных инвестиций и скачках цены на нефть воспринимаются нами хотя и со сложным оптимизмом (жить-то все равно как-то придется...), но к объективному сведению принимаются. Так же, как и сторонние цифры и мнения о жизненных реалиях с золотовалютными резервами - никак не связаны.