Суд отказал адвокатам бывших топ-менеджеров БТА Банка Мухтара Аблязова и Вероники Ефимовой в возможности представлять их на судебном разбирательстве, которое начнется 26 августа. Между тем адвокаты уверены – судьба их решится именно на этом процессе и опасаются, что обвинительный приговор по «делу БТА» в дальнейшем может быть использован против их клиентов.
В понедельник на пресс-конференции адвокаты Салимжан Мусин и Инесса Кисилева, рассказали о состоявшемся на прошлой неделе предварительном слушании уголовного дела в отношении двенадцати бывших сотрудников «БТА Банка», «Темiрбанка» и руководителей различных ТОО. Согласно обвинительному заключению все они оказались на скамье подсудимых за совершение преступлений в составе организованной преступной группы под руководством Аблязова. Всего же в этом громком деле, по словам г-на Мусина, фигурирует сорок пять человек, но большая часть сотрудников пошла на активное сотрудничество со следствием.
Процесс с прицелом
Адвокаты обратили внимание журналистов на то, что первое и главное судебное разбирательство будет проходить без участия Аблязова, Жаримбетова, Ефимовой и др. По их мнению, это позволит стороне обвинения использовать в дальнейшем показания проходящих по делу лиц и приговор в целом против основных фигурантов.
- Истинный смысл данного уголовного дела в подобном усеченном виде в том, что у стороны обвинения будет прекрасная возможность в дальнейшем использовать данный приговор при других судебных процессах, — заявил Салимжан Мусин. — Наверняка после вынесения данного приговора будут последствия. Например, конфискация имущества фигурантов дела. Не исключено, что этот же приговор будет фигурировать в запросах казахстанских властей к международным организациям.
Адвокаты обратились в суд с ходатайством допустить их к участию в судебном процессе, однако получили от судьи Шамшиева устный отказ. Кроме того, им было отказано в просьбе направить дело на дополнительное расследование с целью привлечения к суду всех фигурантов для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств.
- С точки зрения законодательства мы, скорее всего, не сможем участвовать на данном процессе, — констатировал защитник. — Максимум можем присутствовать там в качестве наблюдателей. Нам важно, чтобы общество знало, о чем идет речь и что происходит. В принципе, нам ясен и очевиден этот тайный ход мыслей.
Приговор автоматом
Волнение защитников вполне оправданно: в законодательстве существует такое понятие, как «преюдиция», предусмотренное статьей 131 УПК РК, согласно которой вступивший в законную силу приговор обязателен для всех госорганов. Иначе говоря, все, что будет установлено приговором по первому уголовному делу, будет считаться бесспорно доказанным и законным. И в дальнейшем при рассмотрении в суде уголовного дела по обвинению Аблязова, Жаримбетова и Ефимовой ничего доказывать уже не придется, считают адвокаты.
- Сейчас мы лишены возможности участвовать в процессе и защищать своих клиентов, против которых уже фактически завели уголовные дела, и в дальнейшем будет сложно обжаловать приговор данного суда, — призналась Инесса Кисилева. — Это нарушение статьи 13 Конституции РК, то есть права на защиту.
По мнению Салимжана Мусина, обвинительный приговор по этому делу станет основанием для обвинительного приговора в отношении их подзащитных.
- Этим непременно воспользуется сторона обвинения, — считает адвокат. — Будут допрашиваться лица, которые, возможно, будут давать показания против наших клиентов, и никто из участников и сторон не будет задавать им лишних вопросов и подвергать их слова сомнению. И эти показания против наших клиентов автоматом пройдут по делу, потому что некому будет защищаться.
Конечно, это произойдет в случае, если суд вынесет обвинительный приговор, но адвокаты не питают иллюзий касательно вердикта.
- Мы уверены — судьба наших клиентов решится по итогам первого судебного процесса. Наше участие в дальнейших судебных процессах будет формальным. Там нам, к сожалению, делать будет уже нечего, — подчеркнул Салимжан Мусин.
Подорвали «основы»
Вопросы, которыми закидали спикеров журналисты, касались не только предстоящего «судьбоносного» процесса. В частности, прессу интересовало, какую сумму вменяют их клиентам, когда говорят о растрате чужого имущества? Не получится ли так, что все банковские проблемы спишут на них?
- По всей видимости, да, — ответил Салимжан Мусин. — Потому что из обвинительного заключения следует, что фактически они чуть ли не подорвали экономические основы всего государства. То есть им это вменяется в умысел. Обвинение охватывает весь период деятельности Мухтара Аблязова в «БТА Банке» и не только его — там порядка 45 человек фигурирует. Подобная ситуация развивается, я слышал, и по другим банкам. Из выступления премьера следует, что из четырех крупнейших банков страны как минимум двое руководителей являются мошенниками. Вообще по этому делу было столько сделано безапелляционных заявлений! И делали их не только представители правоохранительных органов, но и должностные лица гражданских учреждений!
Еще один вопрос из адресованных Салимжану Мусину: встречался ли он со своим клиентом — Мухтаром Аблязовым?
- Не встречался, — ответил прямо адвокат. — Кода мы заключали контракт, то мне четко была поставлена задача: руководствоваться нормами действующего законодательства и в рамках норм УПК попытаться оказать посильную юридическую помощь. То есть мой клиент четко представляет, что происходит с ним и с его подчиненными, и никаких сверхзадач передо мной не ставил. Никаких экстраординарных мер я по этому делу не предпринимаю, только лишь заявляю ходатайства. В случае отказа подаю жалобы, участвую в следственных действиях и так далее.
Под занавес пресс-конференции адвокаты подчеркнули, что ни в коей мере не пытаются оказать давление на следствие и суд.
- Мы в своих выступлениях четко придерживаемся норм, регулируемых действующим уголовно-процессуальным законодательством. И мне известна позиция Верховного суда, который подчеркивает, что суды и участники процесса должны быть открытыми в своих высказываниях, чтобы не допустить двусмысленностей. В данном случае мы не отступаем от тех рамок, которые нам определяет закон, — заметил Салимжан Мусин.
...Напомним, что Аблязова, Жаримбетова и других экс-руководителей БТА Банка обвиняют в «присвоении или растрате вверенного чужого имущества организованной группой в крупном размере» (ст. 176 УК РК), «легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем» (ст. 193 УК РК) и как соучастие в «организованной преступной группе или преступном сообществе» (ст. 293 УК РК).
Республика