Почему народ не ходит на митинги, хотя согласен с оппозицией? Думаю, вопрос не совсем корректен. Во‑первых, не весь народ согласен с оппозицией. Особенно в части критики власти.
Скажем, с лозунгом «Долой Назарбаева!» согласятся не более 15%. Лозунги «Правительство Масимова в отставку!» или «Парламент распустить!» поддержат уже, скажем, 50%. А вот сторонников требования остановить распродажу природных богатств иностранцам может оказаться все 80%.
Почему не 100%? Потому что не все считают это распродажей. Народ — понятие многоуровневое, и апеллировать к нему как к чему-то цельному абсолютно не правомерно. Видимо, будет правильнее поставить вопрос так: «Почему люди, даже когда они согласны с оппозицией, не ходят на ее митинги»?
А почему они, собственно говоря, должны на них ходить? У простых людей между недовольством и протестом — целая пропасть. А что вы хотите? Почти сто лет культивировалось беспрекословное подчинение власти. Не до демократий было. Нынешнее общественное сознание — это авгиевы конюшни. Чтобы разгрести весь этот навоз, понадобится не одно десятилетие. Хотя можно процесс промывания мозгов ускорить, но для этого понадобится большая и серьезная работа оппозиции и НПО, или политическая воля элиты, или лидера. По всем этим пунктам у нас пока перспективы не самые лучшие.
Итак, почему все же люди не ходят на митинги?
Первая причина — люди не привыкли (а многие и не понимают необходимости) выражать свое несогласие вслух, публично, демонстративно.
Вторая причина — поддерживать оппозицию (даже в таких патриотичных вещах, как протесты против распродажи Родины) опасно, люди знают, что на этой ниве можно нажить большие неприятности, а если учитывать, что обыватели по своей природе трусы, то даже если внутри у них кипит, снаружи они всегда покорны и лояльны. Потому сидят дома.
Есть и третья причина — у тех, кто преодолел атавизмы «совка», переступил обывательский страх и созрел для гражданского участия в политических процессах, есть очень большой вопрос: а как, собственно говоря, можно поддерживать эту оппозицию, если в ней все перемешалось? В смысле идеологии и политической ориентации.
Дело в том, что сегодня оппозиция — это сплав либералов, националистов, коммунистов и просто бывших людей из власти. Ну-ка, прикиньте, если человек боится националистов и на дух не приемлет коммунистов, при этом испытывая устойчивое неприятие к «прозревшим» из власти, — пойдет он на митинг, организуемый такой оппозицией?
Придут те, для кого нет принципиальной разницы между коммунистами и националистами, между либералами и социал-демократами. И таких у нас ровно столько, сколько приходит на митинги, а это в пределах тысячи человек — не густо. Ясно, что это не все, кто недоволен политическим режимом и ситуацией в стране. Даже по материалам социологических исследований таких в стране не меньше 15%. То есть люди, протестно настроенные к власти, есть, и они-то как раз могли бы выходить на акции протеста. Спрашивается, где они, почему мы их не видим в рядах оппозиции? На этот вопрос мы уже ответили выше — традиционная индифферентность, страх и идеологическая дезориентация.
Нынешняя оппозиционная тусовка в пределах тысячи активистов, кочующих с митинга на митинг, — это сегодня основной боевой отряд казахстанской оппозиции. Очевидно, что с помощью этих «штыков» режим не свалить, нужна поддержка более широких масс, нужна опора на тех, кто не только недоволен властью, но и готов проявлять свое недовольство публично. А это уже проблема изменения не тактики оппозиции, но ее стратегии.
Источник: Газета "Голос Республики" №20 (196) от 03 июня 2011 года